Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Category:

«Крыманьонцы»: Симферополь, Евпатория, Ялта, Севастополь… Симферополь!

Марина МАТВЕЕВА

Это не статья и не обзор, а, так сказать, путевые заметки. О путешествиях-гастролях в составе поэтической троицы под названием «Крыманьонцы». С творческой программой-перформансом с тем же названием.
Пока – только по городам Крыма. Грустно вспоминать, что в самом начале создания группы мы строили грандиозные планы… К примеру, на майские праздники 2014 года были запланированы концерты в Днепропетровске и Днепродзержинске, началась уже работа по их организации… Впрочем, что сетовать на отдельно взятые сорвавшиеся планы? Мир изменился так резко, стал совершенно другим: непредсказуемым, опасным… «Крыманьонцы» остались в Крыму.

.
title
Впрочем, не совсем. В конце мая группа приняла участие в видеомосте проекта «Web-притяжение крымской поэзии и Бардовский видеомост». На другом конце канала были Санкт-Петербург и Севастополь. Но… Лучше обо всем по порядку.

Творческая группа «Крыманьонцы» вот уже полгода с успехом гастролирует по городам Крыма. «Произошла» она в конце ноября 2013 года от вдохновения поэта (ныне пребывающего в Ялте жителя Днепродзержинска) Алексея Дёмича. В состав вошел также ялтинский поэт Владимир Миронов-Крымский. И я – вкупе с привнесенным мною авангардным названием всего этого «безобразия».

(В тот период уже начались политические брожения умов, но Крым еще был спокоен и набирался сил перед броском… А в те периоды, когда страна или регион набираются сил – это уже проверено историей – в нем и расцветает творчество и связанные с ним интересные, а порой и безумные, идеи. Что-то зреет… И вот-вот будет высказано… И произойдет!).

Первый концерт в Симферополе, в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина, состоялся 1 декабря. С самого начала группа решила, что политики в творческой программе будет минимум. Однако не нужно путать политику и гражданскую лирику. Хоть в сценарии не было поэтического блока с таким обозначением, но гражданское слово звучало. Особенно интересен своими стихами о России – ее глубинной сущности и поверхностной разухабистости – Владимир Миронов-Крымский. Его стихи о русскости – длинны. В этот текст вместилось бы 3-4 есенинских.

Но и Есенин писал поэмы. А Русь – она слишком широка, чтобы вместиться во что-то короткое и емкое. (Да, Тютчеву это удалось в его знаменитом «Умом Россию не понять…». Но зачем же мы будем подражать Тютчеву? Мы – тоже поэт! И имеем право на индивидуальный взгляд: эпический и масштабный). Алексей – более лаконичен и четок. Его Россия – это тонкие пейзажи с емкими деталями и необычными рифмами. Его Россия – это и пародии: хорошо осмеяна любовь к русским березкам и прочей «развесистой клюкве» – доведена до абсурда: дятел, долбящий дерево, исступленным обожателем русской природы воспринимается как… «порно»!

О теме «расстрела поэтов», которая стала ключевой в первом концерте, мне уже доводилось писать: всё о том, что поэтов в русскоязычном пространстве стало настолько много, что скоро не выдержит их Русь, а то и сама Земля, и попросту перестреляет. Предчувствие или нет, может быть, простая привязка, но… культурный всплеск перед взрывом политическим и социальным – это не пустая болтовня и рифмоигры. Оно, творчество, – «что-то чувствует».

Русское пространство не выдержало. В особенности русскоязычное пространство Украины. Нет, прорвалось оно не от обилия поэтов. А того, что оное обилие отражает. Когда слишком многим людям хочется писать, что-то выражать в слове, рассказывать о своей экзистенциальной боли, одиночестве, неустроенности, а то и в социальных масштабах: говорить о других, об обществе, о стране, о вере и безверии, о той же политике… Когда их так много, это попросту означает, что стране – «трындец»: в ней по максимуму, уже просто до предела накопилось внутренней боли, которая ищет выход и рано или поздно его найдёт. Нашла.

Так и хочется сказать: политикам, социологам и аналитикам следовало бы обращать больше внимания на поэтов, если не обожать их (как они о том наивно мечтают), то хотя бы принимать в расчет. А особенно – их количество. Чем больше поэтов – тем ближе «трындец». Как будто это не ясно было из истории: Серебряный век – предчувствие революции – прошелся по людям ничуть не меньше, чем сама революция. И столь же сильные произвел перемены и в умах, и в чувствованиях, и в мировоззрении человеческом.

То же происходит сейчас. Это только кажется, что поэты напрасно наводняют «Фейсбук» своими «слезами и соплями». Они – меняют мир.

Это сказано задолго до нас:

В творении поэта,
Как в эхе горестном, нашли себе исход
Все чаянья земли, всё то, о чём планета
Кричит, поёт, твердит, пока во мраке ждёт.

Виктор Гюго

«Крыманьонцы продолжили свой путь по Крыму сразу, резко и мощно. Симферополь, Евпатория, Ялта, Севастополь, видеомост с Санкт-Петербургом…

Евпатория была в декабре. Мы выступали в творческом объединении «Геликон», концерт проходил в некоем еврейском кафе. Мы «зажигали» там три часа, если не больше. Уютная обстановка располагала. С нами были барды из Евпатории и Сак. Запомнилось мне из этой поездки вот что: на столах в кафе лежала газета «Еврейская правда» (Она действительно есть!), мимо сновали официанты в ермолках… а у меня в стихе фраза: «Цыц, евреики! //Вы-то – многострадальные!» (всё о том, что русская душа более многострадальная, чем какая бы то ни было еще). Да, официанты сильно вздрогнули от такой авторской «выразительности», а после смотрели на меня подозрительно.

Лито «Геликон» оказалось очень гостеприимным. Они не только накрыли нам хороший столик в кафе, но и на отъезд снабдили «тормозками» с самолично приготовленными местными хозяюшками котлетами. Вспоминать это – очень трогательно. «Поэтов надо кормить!» – как когда-то говаривала моя подруга-поэтесса.

Был и неприятный момент. Выросший из вполне себе приятного: «Геликон» перед началом нашего выступления решил представить своих – лучших, на их взгляд, поэтов Евпатории. Среди них выступала поэтесса Елена Коро, известная как фаэт и шаманка, мистическая личность. Так вот, срезу же после своего выступления она тут же покинула зал, буквально повернувшись ко всем задом и даже не потрудившись хоть как-то сгладить свой уход – демонстрацию того, как она «имела ввиду» здесь всё и всех, кроме собственного выступления. Можно, конечно, объяснить это тем, что человек торопился по своим делам. Или мистические личности – «они всегда на своей волне».

А можно ничего и не объяснять. Это развито среди поэтов со скрытым комплексом неполноценности: хоть чем-то, хоть так жалко, выразить свое мнимое «превосходство» и «презрение к смертным». Очень сильно это было развито в Киеве в «предмайданный» период. Там, чтобы выразить какое-то там свое отношение друг к другу, поэты поднимались и уходили из зала целыми группами во время выступления «недруга». Как уже говорилось выше, культурная среда, даже сама того не понимая, «предчувствует» нечто более глобальное. Начинается все с того, что люди перестают считаться с этикой, воспитанием, перестают уважать друг друга. Заканчивается – жжеными покрышками и разрушенными городами.

Ялта встречала нас в январе. Тогда было праздничное затишье. В концерте с нами были ялтинские барды, среди них тот, кого я лично считаю гением: Константин Вихляев. В его песнях есть нечто непередаваемое – то, что говорит одновременно о «перевернутом мышлении» автора – и желании, чтобы эта перевернутость была понятна и доходчива миру. Он мне чем-то напоминает Булгакова – книги которого совершенно «шизанутые», но настолько близки нам, что эта «шиза» уже стала нормальностью и частью нашей жизни, ее философией. Такова же философия и поэзия Вихляева, и знатоки и ценители давно уже разбирают его стихи и песни на цитаты. Жаль, сейчас знатоков и ценителей намного меньше, чем тогда, когда взошла загадочная тёмная звезда «Мастера и Маргариты». Сейчас не до того, чтобы ценить тонкости и носиться с образами героев – успеть бы за новостями, отследить бы, что делают герои реальные.

Зрителей в Ялте было много. Был и странный человек, который нас снимал… Когда я попросила дать нам видео, он ответил, что будет делать эксклюзивный диск на продажу, что давно занимается этим, у него есть диски различных знаменитейших концертов и фестивалей: рокерских, бардовских, эстрадных, поэтических – еще чуть ли не с начала 90-х годов.

Есть ценители, которых это интересует, кто хочет знать историю творческого движения, коллекционирует все это, собирает подборки, читает об этом лекции и т.п. Вот и мы вошли в историю. Вот и о нас когда-нибудь прочитают лекцию студентам-филологам или культурологам. Вот и нас кто-то будет пытаться «выставить на продажу». Вопрос о том, поделится ли данный субъект с авторами их роялти с продаж, его очень удивил. А потом удивилась я, когда мне было предложено купить этот диск, если он мне нужен.

Как оказалось впоследствии, все происходило по договоренности с Алексеем Дёмичем: ну, захотел поэт войти в историю бескорыстно и безвозмездно, да и нас с собой в нее затащить – вот и договорился о съемке. Менталитеты у поэтов разные: кто-то и слова такого – «роялти» – не знает. Еще и сочтет себя обиженным, если ему об этом кто-то намекнет. Хоть нынешний мир таков, что постоянно учит всех – а кто не хочет, тех заставляет – продаваться, но поэт продаться способен далеко не всегда и не во всем. Есть, не спорю, и продажные рифмачи, и даже очень продажные. Однако огромная доля внутреннего благородства в поэтах наличествует. «Цель творчества – самоотдача…», сказал классик. Да, именно она, а не что-то другое.

Пускай покинет нас делец:
Огонь – не золотой телец.

Илья Сельвинский

В Севастополе все было грустно. 27 апреля. Это был период «между референдумом и войной». Тоже затишье. Но напряженное. Уже отходила крымская эйфория, уже приближалось что-то иное…

Библиотека им. Л.Н. Толстого встретила нас радушно, а вот публики было немного. Да, мало, но пришли истинные ценители. В большинстве своем, поэты и писатели. Довелось повидать тех, кого давно не видела. Из Петербурга вернулась много лет прожившая там Татьяна Шорохова – известнейшая крымская православная поэтесса и историк. Теперь она снова будет жить в Крыму. После основной программы (которую украсил севастопольский бард Владимир Губанов и другие) Татьяна Шорохова прочла свои пронзительные стихи, способные тронуть любую душу. Сейчас она активно участвует в информационной войне как поэт, пишет стихи в поддержку наших – под своим именем и под различными псевдонимами.

Молодая, но очень известная крымская поэтесса Евгения Баранова тоже присутствовала на встрече. Она рассказала о своей нынешней деятельности: миротворчестве. Человек сделал очень много для того, чтобы помирить людей, которых развела и рассорила нынешняя политика. Умение общаться вне политики – сейчас высочайшее искусство. В исполнении Евгении также прозвучала актуальная поэзия сегодняшнего дня.

Затем был видеомост – 31 мая. Снова те же лица от Крыма – «Крыманьонцы». И на другом конце – в загадочном Санкт-Петербурге – поэт Аркадий Ратнер собрал компанию выдающихся творческих людей своего города. Мы – как бы и в Крыму, и в то же время – в «северной столице» – тот же перформанс, но уже в ином формате – сквозь расстояния…

И вот, «Крыманьонцы» снова в Симферополе. 12 июля нас принимал Дом-музей Ильи Сельвинского. Это самая авангардная творческая площадка Симферополя, а может, и всего Крыма – положение обязывает: Сельвинский был авангардистом, конструктивистом; в музее обширнейший архив по истории конструктивизма и прочих русских авангардных движений того времени, жизнеописания, литературоведческие и критические труды поэтов и философов, противопоставлявших свое видение, творчество, стиль – «давно приевшимся мещанским ямбам», которые, однако сердцу читательскому привычнее, а потому и любят их больше. И концерт наш начался с выступления заведующей музеем Людмилы Дайнеко, которая прочла нам небольшую лекцию именно об этом: каким трудом давалось Сельвинскому и поэтам его времени внедрение нового в поэзию, умы и сердца читательские…

Не я выбираю читателя. Он.
Он достает меня с полки.
Оттого у соседа тираж – миллион.
У меня ж одинокие, как волки.

Однако не стану я, лебезя,
Обходиться сотней словечек,
Ниже писать, чем умеешь, нельзя –
Это не в силах человечьих.

А впрочем, говоря кстати,
К чему нам стиль «вот такой нижины»?
Какому ничтожеству нужен читатель,
Которому стихи не нужны?

Илья Сельвинский

Действительно, кому нужен такой читатель, которому не нужны стихи? Который покорен потребительскому обществу и готов обходиться «пойлом, которое приносят в стойло». Который, чтобы не казаться совсем уж безмозглым, подменяет понятия, называя столь милое их сердцу… нет, не сердцу даже, а чуть ли не желудку… «тупое и примитивное» – «простым и понятным». И возводя эту «простоту» в культ. Нет, поэзия всегда была явлением камерным, для избранных.

Поэт толпы (каковое понятие также подменяется более изящным выражением «народный поэт») всегда вынужден опускаться: до фрикового эпатажа чуть ли не в стиле леди Гаги, до пошлости, цинизма, мата… Да, публика будет обожать, толпа – ликовать, носить на руках, поить пивом, укуривать травой... Даже сделает из такого поэта своего вождя и пророка… Но мы уже знаем, что такое толпа. Именно эти самые толпы сейчас носятся по Украине и творят такое, что мы раньше только в книжках читали о войне и революции. Уж не народные ли это поэты начитались книжек и подсознательно захотели воплотить всё в реальность? Мысль материальна.

Концерт прошел как бы «в продолжение традиций Сельвинского и русского авангарда». Хотя изо всей нашей троицы единственный авангардист – это я. Да и то не в полной мере. Однако авангардисты прошлого отличались не только необычным мировидением и языком, но и – напором. В чтении, подаче себя. Театрализацией – ненавязчивой, непостановочной. Искренней, от сердца. Так было и у нас. Можно и крыльями взмахнуть, можно и сплясать… Если таковы стихи, если такова их «душа». Политики также было немного, но на первый план вышла социальность, проблемы общества. Хотя и от лирики никто не отказался. В лирике было много России. Сейчас это не просто актуально. Этого хочется. К этому рвется сердце.

Затем были дружеские чтения по кругу, песни, философские разговоры. Еще раз довелось убедиться, как неравнодушно сердце современного поэта, особенно – поэтессы. Женщина в силу природы своей не может – и не должна – воевать. А значит именно ее сердце призвано к тому, чтобы отзываться в слове. В плаче, стоне. В требовании к человеку – быть человечным, а к Богу – справедливым. Такие стихи приходят ко мне со всей Украины, такие звучали и в этот день.

Это было ближайшее выступление «Крыманьонцев», рука не поднимается назвать его последним. Программы еще будут, ибо приносят радость и авторам, и слушателям. Люди ждут всего того, что нас объединяет: слов о любви, о природе, о творчестве, о смысле жизни, о дружбе, благородстве, чести. Никогда эти понятия не будут пустыми для человека.

Нам, участникам творческого трио «Крыманьонцы», удалось в ёмкой программе объединить самые разные поэтические темы, проблемы, идеи: от глубокой философии – до вызывающего юмора. Программа не остается неизменной – она переливается, как водопад на солнце, с каждым новым выступлением авторы меняют стихи, добавляют что-то новое, всегда – удивляют.

Авторы перформанса «Крыманьонцы», оставаясь каждый сам собой, яркими индивидуальностями, но умея создать нечто общее (хоть и весьма эклектичное), приходят к выводу, что наиболее жизнеспособно искусство, нетленное во времени, не зависящее от преходящих обстоятельств. Слово «Крыманьонцы» (автор названия – Марина Матвеева) – неологизм, означающий как аборигенов Крыма, так и невыразимую древность самого творчества, искусства, поэзии. И в то же время, постоянное обновление. Древность, современность – и вечность.

http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=12471
Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments