Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

С чего начинается новое

Тамара КУЛЫБЫШЕВА

Динамика исторических событий быстротечна – в этом мы убедились несколько месяцев назад, сделав осознанный выбор в пользу воссоединения Крыма с Россией. Ещё и года не прошло с момента, когда с преподавателем русского языка и литературы Керченского лицея искусств Инессой Махотиной (на фото) говорили о дискриминационном положении русского языка и русской литературы в школах Украины, отсутствии мотивации в их изучении, а сегодня во весь голос заявлен самый высокий статус этих предметов. Мировоззренческую и профессиональную позицию Инессы Васильевны о большом весе и значимости предметов «русский язык» и «русская литература» в школе разделили многие читатели «Крымского эха», живущие в Крыму, Молдове, на Украине, в большой России.




— Эта мысль логически вытекает из заявления президента России В.В. Путина, который на церемонии вручения Государственных премий в День России связал будущее страны с развитием духовных основ общества, укоренённым в языке, истории, культуре, национальных традициях, и закрепил своим указом, объявив 2015-й годом литературы, — говорит Инесса Махотина. — Теперь учителя-словесники, в первую очередь словесники Крыма, чуть ли не четверть века просуществовавшие на обочине украинского образования, могут в полной мере реализовать свои творческие силы. Министерство образования и науки РФ уже начало оказывать реальную помощь в процессе перехода учителей Крыма на образовательные стандарты Российской Федерации, проведя для них курсовую переподготовку.

Для словесников Керчи большой удачей стала встреча с высокопрофессиональными лекторами — кандидатами педагогических наук, авторами учебников и учебных пособий, доцентами Федерального Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Еленой Мацыякой и Ириной Осиповой.

Они вооружили нас необходимым теоретическим и практическим инструментарием для безболезненной ассимиляции в российское образовательное пространство и, что немаловажно, сдержанностью, тактичностью, открытостью, доброжелательностью, интересом к собеседнику и его проблемам, заинтересованностью в успехе каждого слушателя показали пример настоящей, непоказной интеллигентности. Для учителя-словесника, общающегося со школьниками посредством русской классики и лучших образцов современной литературы, это имеет огромное воспитательное значение.

— Интересно знать, чему учили россияне своих крымских коллег, у многих из которых большой педагогический опыт, собственные наработки, авторские методики?

— Это, безусловно, так, но не забывайте, мы на двадцать три года выпали из профессионального круга: для нас были недоступны комплексные инновационные программы и технологии, новые модели организации учебного процесса. За это время педагогика шагнула далеко вперед, изменились содержание и способы деятельности учителя, наконец, сама школа стала выполнять функции научной лаборатории и экспериментальной площадки, а нам, в чем горько признаться, было недоступно самое очевидное для словесника – современная русская литература.

— Что представляет собой российский образовательный стандарт?

— В основе образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. С технологических позиций в этой образовательной модели на первое место выдвигаются процессы проектирования, моделирования и исследования объектов целостного окружающего мира, поиск взаимосвязи между ними. Основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности учащихся, где учитель выступает в роли педагога-менеджера и режиссёра обучения, готового предложить школьникам минимально необходимый комплект средств обучения. Учащийся выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а его личностное развитие является одной из главных образовательных целей.

Наряду с метапредметными, т. е. универсальными, и предметными результатами, заложенными в стандарте по литературе, чётко выделены личностные. Здесь ключевым является положение о воспитании российской гражданской идентичности. В этом ключе литература обозначена как предмет, формирующий систему взглядов на общество и воспитывающий гражданина и патриота.

Реальный уровень развития языковой личности школьника Крыма, который родился и воспитывался на территории украинского государства, требует серьёзной работы на уроках литературы и языка с культурным концептом «патриотизм», без глубокого осознания которого невозможно рождение, преображение, возрождение национального самосознания. Это процесс постоянного поиска культурных ценностей, где главное место отводится ценностям духовным, осмыслению бытия нации.

В мире, раздираемом противоречиями, учащимся должны быть знакомы формулы заповеди патриотизма публициста и поэта «серебряного века» Владимира Соловьёва: 1. Люби все другие народы, как свой собственный. 2. Патриотизм - это «любовь благоволения» (я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному). 3. Патриотизм - это «любовь одобрения» (преодолев нравственною волею бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем ценить и чужие народности, они начинают нам нравиться).

Тема родины может, наконец, стать темой радости, и учащимся будут близки и понятны «интеллектуальная» (знание исторических и современных фактов и их анализ) и «душевная» (эмоциональная) «составляющие» чувства родины. Хочется верить, что нашим воспитанникам станет близким и понятным чувство Марины Цветаевой: «Не быть в России, забыть Россию - может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри,- тот потеряет её лишь вместе с жизнью».

— Это будет непросто, ведь не секрет, что среди учеников и их родителей есть не признающие факт российской государственности Крыма, а потому воспитание патриотизма может превратиться в источник конфликтности, разделения на своих и чужих.

— Действительно, научить патриотизму нельзя. Но это и не задача учителя – он создает проблемное поле для самостоятельных поисков и размышлений, выработки собственной гражданской позиции. Важно научить юных людей видеть и оценивать ситуацию с «разных горизонтов». Именно нестандартное, продуктивное, поисковое мышление обеспечивает эффективный диалог формирующейся личности с миром и социумом. Только в контексте гармонизирующего диалога, в процессе которого, как говорил австриец Виктор Франкл, «смысл должен быть найден», а «не может быть создан человеком» следует говорить о результативности профилактических прививок от проявлений национализма как, по словам Владимира Соловьёва, «зоологического факта», шовинизма, ксенофобии.

— Существует ли принципиальное отличие образовательных систем Украины и России и есть ли в российском образовательном стандарте то, что для вас оказалось по-настоящему новым и интересным?

— На Украине всегда существовала одна предметная программа, на основе которой учитель составлял календарно-тематическое планирование. В России каждый учитель должен создать собственную рабочую программу. В ее основе лежат разработки учёных-методистов, соответствующие авторскому учебнику. Подобных программ и учебников много, но все они ориентированы на Примерную программу, в основе которой заложено фундаментальное ядро содержания общего образования. Такой подход в организации планирования учебной деятельности учащихся способствует развитию инициативы и творчества учёных, готовых создать свой учебно-методический комплекс, и предоставляет регионам право выбора авторских учебников и программ.

[/b]— К чему эта лишняя нагрузка на практикующего в школе учителя, составление рабочих программ, когда существует готовая авторская, пригодная к использованию? [/b]

— Рабочая программа предполагает организацию учебной деятельности с учётом специфики класса и ситуации. К тому же учитель на концептуальной основе вправе планировать свою профессиональную деятельность: расширять перечень дидактических единиц, раскрывать содержание разделов, устанавливать последовательность тем, распределять время, выбирать формы контроля и вообще всех видов деятельности на уроках, определять темы рефератов, проектов и многое другое. Защита подобных рабочих программ по языку и литературе и стала логическим итогом нашего обучения на курсах. Лекторы выразили своё удовлетворение результатами сотворчества с учителями.

— Крымские школы возвращаются к прежней пятибалльной системе оценивания знаний учащихся. Удобно ли это после двенадцатибалльной?

— Нам не привыкать. Критерии оценивания те же, что были во времена СССР. Они значительно жёстче и бескомпромиссней. Конечно, учащиеся и их родители будут разочарованы: три орфографические ошибки в диктанте соответствуют трём баллам (это твёрдая «8» при 12-балльной системе), пять орфографических – двойка (что соответствует «7»).

— Станут ли единый государственный экзамен для выпускников и государственная итоговая аттестация для девятиклассников крымских школ финалом следующего учебного года?

— Вероятней всего, будут. Но бояться не стоит: учителя хорошо подкованы в вопросах организации экзаменов, их структурой, содержанием, технологическим инструментарием для подготовки к ним учащихся, на курсах изучили демонстрационные версии ЕГЭ и ГИА, посетили практические занятия по решению разноуровневых заданий. Хочется отметить, что сами задания и вопросы к ним составлены корректно и способны обнаружить весь спектр знаний по предметам.

— Вы знакомы с российской системой оплаты учительского труда, как она вам?

— Зарплата делится на две части: базовую и стимулирующую, предполагающую активизацию творческой деятельности учителей, личную заинтересованность в повышении профессионально-педагогической культуры. Каждая школа должна разработать положение о стимулирующих выплатах за результаты в организации учебно-воспитательного процесса и создать комиссию, отвечающую за распределение этих выплат. Хочется надеяться, что у директоров образовательных учреждений хватит компетенции для выстраивания эффективной финансово-экономической политики по «новым» правилам. Лишь гласность и прозрачность этой процедуры могут обеспечить предполагаемый эффект и здоровую обстановку в коллективе.

http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=12503
Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments