Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Монументально - моментально!

Марина МАТВЕЕВА

15 августа в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина состоялось открытие персональной выставки «Уже я мыслимое слышу» крымского художника, скульптора-монументалиста и поэта, заслуженного работника культуры Автономной Республики Крым Ильи Борохова (на фото).
И. Борохов – давний друг и партнер библиотеки. Его выставки в читальном зале Пушкинки уже проходили. Особенного внимания публики удостаивались его работы, связанный с историей крымчакского народа. Сегодня эти работы экспонируются снова, но есть и неожиданный сюрприз для поклонников творчества художника – серия натюрмортов. Кроме живописи, в этот день автор презентовал свою вторую, пока лишь готовящуюся к изданию, книгу стихотворений «Уже я мыслимое слышу».


А библиотека подготовила по его творчеству и истории крымчаков выставку-удивление под философским названием «Не о бренном мечтай – о высоком» и видеоряд из работ художника «Живи, поэтичность». Также украсила презентацию музыка – в начале встречи выступила молодая исполнительница авторских песен Виолетта Саламатина. Юбиляра поздравили официальные лица города и друзья художника, представители Крымского Республиканского культурно-просветительского общества крымчаков «Кърымчахлар» г. Симферополя.

Илья Данилович Борохов родился в Крыму, в поселке Зуя, в 1954 году. Среднюю школу закончил в Керчи. Занятия в клубе «Искусство» и обучение в художественной школе развили в нем талант художника, который сразу же нашел применение. С 1975 по 1180 гг. Илья Борохов учился в Орловской Государственном педагогическом институте на художественно-графическом факультете.

Натюрморты И. Борохова
title
Еще будучи студентом, участвовал во Всероссийской выставке «Школа. Учитель. Искусство» в г. Москве, где получил первые заслуженные награды: медаль и диплом. Затем – участник серии выставок в Москве, Воронеже, Тамбове, Мичуринске. В 1984-1991 гг. выполнил серию росписей, мозаик, рельефов, фонтан и скульптурную композицию в г. Керчи. С 1991 года руководил художественной школой в Керчи. Организовал две международные детские выставки. О творчестве художника в этот период снято два документальных фильма.

В октябре 1997 г. Художник переехал в Симферополь, где с 1997 по 2000 гг. выполнил серию произведений, посвященных Керчи, одна из работ была подарена президенту Украины Л. Кучме. В настоящее время Илья Данилович Борохов является директором и преподавателем Симферопольской детской художественной школы. В 2010 году художник удостоен звания «Заслуженный работник культуры Автономной Республики Крым».

Большое место в жизни Ильи Борохова занимает поэзия. Самых различных тем: лирика, природа, политика, история. Но основная тема – любовь к своим корням (первая книга стихов так и называется – «Корни») и к ближнему.

В короткой беседе-интервью мне удалось узнать творческое и жизненное кредо художника и поэта.

«Я очень расточителей в своих стихах, — говорит о себе автор. – Их количество превышает все мыслимые пределы. Но я все равно пишу и публикую стихи – с мыслью: а вдруг они кому-то понадобятся? И чувствую, что они нужны. Пишу не о себе – о других, как человек скромный, который любит людей больше, чем себя. «Почитай других больше, чем самого себя», — эта истина накрепко заложена в мою душу моим отцом, который воспитывал меня в традициях нашего народа. Эта истина очень помогала мне и в армии, где мне легко поручали ответственные дела и руководящие посты, – ответственность в нас тоже воспитывали с детства. И в дальнейшей жизни. Ненавижу гордецов. Мужчин. Если женщину гордость красит, то мужчину горделивость и чванство делают отвратительным.

Стихи пишу легко – как дышу, как говорю. Это зарисовки с натуры, почти экспромты, создаются мгновенно, без единой правки. То же и в живописи. Этюда-натюрморты писались по принципу «Успеть, пока не стемнело», — ведь изменится освещение – изменится все, это будет уже другая картина».


Именно поэтому эти произведения такие легкие, летящие, ускользающие, будто с поволокой – импрессионизм. Удивительно, но так же легко художник работает и в жанре монументальной живописи и скульптуры.

«Когда я занимался монументалкой в Керчи, меня называли не «монументалистом», а «моменталистом», — продолжает художник. – Правда, над эскизами работал долго, многое менялось».

C 1997 Илья Данилович работает в Крымском Республиканском культурно-просветительском обществе крымчаков «Кърымчахлар». Им выполнена серия графических работ к эпосу «Ашик-Кериб». Выполненный маслом триптих «История, традиции и обычаи крымчакского народа (сейчас экспонируется в библиотеке) занимает центральное место в историко-этнографическом музее крымчаков в этнокультурном центре крымчаков в г. Симферополе.

«По одной этой картине можно проводить экскурсию» — представители крымчакского общества. Большую работу проводит И.Д. Борохов по оформлению этнографического музея. Интересно, что он занимается поиском и реставрацией художественных полотен, написанных неизвестными авторами IX – начала XX вв. В настоящее время Борохов как художник большое внимание уделяет написанию портретов известных крымчакских просветителей.

В этот день речь шла больше о поэзии, чем о живописи. Строгий критик сказал бы, что стихи автора слишком просты и совершенно не чтут канонов формы: в них могут быть и банальные образы, и предсказуемые рифмы, и сбивающийся размер. Но, как уже неоднократно говорилось, у каждого поэта свой путь: один пришел в мир, чтобы долго сидеть над стихом, выверяя каждую строку и создавая безукоризненный шедевр высокого искусства; другой живет для того, чтобы создавать легкие, летящие зарисовки, порхающие импровизы – для родных, друзей, знакомых, о ярких, но быстротечных событиях, и о глубине мысли, которая в легкой оболочке становится доступнее и понятнее.

Критики пишут о стихах Борохова: «Он имеет дар импровизатора и может, не заставляя рассказчика долго ждать, изложить его свежий сюжет в стихотворении. Его стихи могут быть и сюжетными, с четко выраженными, даже объемными картинами. А есть и произведения, каждое четверостишие которого может стать афоризмом».

Идет заснеженной пустыней,
Неся свой маленький огонь,
Поэт с рифмованной святыней,
Сам по себе, ни твой, ни мой.


Истинно что: поэт должен быть свободен. Он должен быть талантлив. А больше он никому ничего не должен.

Художники, особенно связанные с монументализмом, эпосом, историей, — творческие личности куда более основательные. А наш сегодняшний герой – многолик и многогранен. Потому творчество его всегда востребовано и интересно.



Фото библиотеки им. А. С. Пушкина
http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=12585
Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments