Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Большие гастроли

Олег ШИРОКОВ

Как-то быстро, метеоритом пронеслись в Крыму гастроли знаменитой Свердловской музкомедии, хотя длились они почти месяц. Уральские артисты объехали с гастролями практически всю территорию бывшего Союза, были во многих зарубежных странах, но только сейчас попали на «новый» солнечный Крым. Тогда же прошла и пресс-конференция на которой присутствовали министр культуры Крыма Арина Новосельская, генеральный директор театра Михаил Сафронов и главный дирижер Борис Нодельман, а также двое ведущих актеров театра: лауреаты международного конкурса Мария Виненкова и Игорь Ладейщиков (Мария к тому же лауреат премии «Золотая маска»).



(кликните на картинку — и она станет больше)
А что же это за национальная премия, которой Свердловская музкомедия удостоилась аж семнадцать раз? Под этим именем скрывается Всероссийский театральный фестиваль, Российская Национальная театральная Премия, учрежденная в 1994 году Союзом театральных деятелей России. Ее вручают спектаклям всех жанров театрального искусства: и за драму, и за оперу, и за балет, а так же за оперетту и мюзикл.

Организаторы премии и фестиваля «Золотая Маска» — Министерство Культуры России, Правительство Москвы. Интересно, что генеральным спонсором «Золотой Маски» является Сбербанк России. На фестивале представляют в Москве наиболее значительные спектакли из городов России, а президент мероприятия — народный артист России Георгий Тараторкин. За основу премии взяли венецианскую маску, но придали ей сходство с двуглавым орлом, соединив символ европейского театра и символ российской государственности.

Но вернемся к уральскому театру: еще на пресс-конференции, посвященной началу выступлений на крымской земле, мы задали вопрос о его названии

— Почему все-таки «Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии из Екатеринбурга», — нет ли в этом какого-то противоречия?

— Это уже дань традиции. Мы много лет выступали под этим именем, получали с ним многочисленные призы и теперь уже с ним срослись, — ответил Михаил Сафронов, — и в этом нет противоречия: существует же город Санкт-Петербург в Ленинградской области!



— Вы специально подбирали для гастролей спектакли, так или иначе связанные с Крымом: у вас и гриновские «Алые паруса», «Екатерина II», имевшая непосредственное отношение к развитию полуострова, «Парк советского периода» — а Крым часто называют советским заповедником, и «Скрипач на крыше» — рассказ о жизни маленького местечка, которых много было в нашем регионе?

- Мы специально репертуар для Крыма не подбирали — просто привезли свои лучшие спектакли и рады тому, что они близки жителям полуострова.

В завершении пресс-конференции Мария Виненкова и Игорь Ладейщиков просто встали и запели. Без микрофонов, разных примочек, делающих голоса более звучными и глубокими, журналисты стали им подпевать… Стало ясно, что жителей Крыма ожидает встреча с прекрасными артистами, певцами и музыкантами. И последующие спектакли это подтвердили.

В город приехало аж семь фур с декорациями, костюмами, реквизитом, световой и звуковой аппаратурой. Восемь основных спектаклей прошли на сцене Украинского музыкального театра в Симферополе, один прошел на подмостках Русского театра имени Горького, а часть труппы выбиралась еще и в город-герой Севастополь с благотворительным спектаклем.

«Екатерина Великая» — это, пожалуй, самый мощный спектакль труппы, да и лидер показа. В нем задействованы сотни актеров, сотни театральных костюмов пришлось привести на полуостров для показа этого яркого, красочного представления. Что тут скажешь — зрители смотрели его на одном дыхании. Никогда еще маленький зал Украинского театра не был таким переполненным. Не было ни одного места в партере, на бельэтаже люди сидели в проходах, даже самые верхние балкончики, предназначенные для осветительной аппаратуры были полны зрителей.

Ведь личность Екатерины загадка, в том числе и для крымчан. Выданная замуж против своей воли, долго не видевшая своего сына, принявшая участие в дворцовом перевороте, а потом успешно правившая Россией, да так, что стала Екатериной Великой и для всего мира тоже.



В спектакле зрители могли видеть и посещение ею Тавриды, и так называемые Потемкинские деревни. Две актрисы играют в спектакле — молодую принцессу и уже царственную императрицу. Образ молодой царевны воплотила уже упоминавшаяся Мария Виненкова, которая получила «Золотую маску» как раз за эту роль. Да и Игорь Ладейщиков хорош в роли графа Орлова, приведшего юную Екатерину к власти в России.

«Графина Марица» — классическая оперетта Имре Кальмана, ставят которую намного реже, чем классическую «Сильву» или «Принцессу цирка». Особенностью этой постановки можно считать то, что ставить его помогали театральные работники из Будапешта — родины Имре Кальмана: режиссер Миклош Керени и художник Агнеш Дярмати.

Потому, видимо, спектакль получился очень бурным, полным южного темперамента, с мощными страстями на сцене. Актерам приходилось здесь нелегко: этот спектакль отыгрывается без микрофонов, на собственной силе легких, и, к сожалению, как отмечали сами актеры, акустика нашего театра не очень хороша — к ней надо приспосабливаться. Может быть потому не всегда можно было четко разобрать реплики некоторых молодых актеров.

Однако, когда на сцене появились народные артисты России Алексей Шамбер в роли герцога Популеску и Римма Антонова — герцогини Куденштейн, то их хорошо поставленные голоса и отличная речь сумели преодолеть недостатки акустики. Удивил также здесь тот же Игорь Ладейщиков: у него статура главного героя и он и играет спокойных, благородных людей. Здесь же его было не узнать: Барон Иштван Лиденберг для друга переодевается в дикого барона Зупана, который все время отплясывает Чардаш, дико ревнует ко всем Марицу и полон страстей... Это еще раз доказало многогранность таланта молодого артиста.

«Черт и девственница», как отмечают критики, является фаворитом зрительский симпатий. И понятно почему. У многих из нас, наверное, есть в глубине души мечта вернуться в какой-то момент своей жизни и сделать что-то иначе, изменить содеянное. Вот и появившийся черт перед 90-летней бабушкой дает ей возможность вернуться в свое семнадцатилетие, и совсем иначе обращаться с засмотревшимся на нее князем.



Здесь стоит отметить игру еще одного молодого актера — Евгения Толстова. Какая у него мощная пластика, какие разнообразные и интересные роли ему приходится играть!.. Здесь он черт, стелющийся перед Сатаной, в «Кошке» он шакал с ухватками провинциального бандита, а в «Парусах» у него мощная роль волшебника-бродяги Эгля... Да, и хочется отметить персонажа Макса в исполнении еще одного прекрасного актера театра: народного артиста Владимира Смолина, сыгравшего разнообразные роли и в других спектаклях.

«WWW.Силиконовая дура.net» — один из самых нестандартных спектаклей свердловской музкомедии. Это самая молодежная постановка, посвященная, с одной стороны современным Ромео и Джульетте, живущих, в основном, в своем придуманном виртуальном мире интернет-пространства, а с другой — нынешней школе, где учителей волнуют больше не реальные чувства их учеников, а реноме школы, да всяческие проверки министерства, которые могут разрушить их налаженную жизнь.

С этим спектаклем Свердловский театр выступал на сцене в Санкт-Петербурге и получил высокие оценки местных знатоков. Не зря спектакль вызывает одну и ту же реакцию зрителей по всей России — все спрашивают: «У Мити и Норы все будет хорошо? Они найдет вместе свою мечту?». Авторы пытались сделать этот спектакль максимально жестким и в то же время максимально честным. Потому, видимо, они и получили две «Золотые маски» за этот спектакль в 2008 году: одну главному режиссеру театра Кириллу Стрежневу, а вторую — главному дирижеру Борису Нодельману.

«Парк советского периода» — это спектакль-ностальгия. Здесь практически нет сюжета: мы видим время довоенное, военное и послевоенное. Люди здесь встречаются, общаются и расходятся. Всех их объединяет старинный парк, в котором все это происходит. И актеры все время поют... Поют старые и не очень советские песни, под которые люди влюблялись и расставались, шли на войну и возвращались с нее в этот парк — место своей беззаботной юности.

Старый дворник с метлой, олицетворяющий этот парк, поет песни юности наших отцов. Здесь можно услышать то, что пели Изабелла Юрьева и Клавдия Шульженко, Леонид Утесов и Петр Лещенко. В конце спектакля уже все зрители подпевают актерам, а особенно последнюю песню, о столице: «Дорогие мои москвичи».

Здесь стоит отметить игру заслуженного артиста РФ Павла Дралова. Его персонаж — старый актер Яков Разливанский — приносит отличную комическую нотку в этот спектакль. В конце зрители долго рукоплескали актерам, не отпуская их от себя. «Спасибо, Крым!», — кричали зрителям артисты... Спектакль получил премию правительства Российской Федерации «За вклад в развитие театрального искусства России».

«Кошка» — единственный мюзикл, который шел в Симферополе всего один раз. Спектакль в первую очередь для детей, поставлен по известному произведению Киплинга про «кошку, что гуляла сама по себе». В центре сюжета дикий лес, в котором поселяются люди, и это не по нраву местному хозяину — тигру. А сложную роль кошки, которая все время пытается действовать по принципу «разделяй и властвуй» сыграла молодая актриса театра, лауреат международного конкурса Екатерина Куропатко. Ведущей же актрисе театра Марии Виненковой выпала небольшая роль Дикой Коровы, в которой она сумела найти много интересных изюминок для своей героини. Спектакль очень красивый, особенно прекрасна «космическая свита» кошки: двенадцать золотых знаков зодиака, повсюду сопровождающие главную героиню, которая, несмотря на свою независимость, все же спасает жизнь мальчика...



«Скрипач на крыше» — классический бродвейский мюзикл, уже много лет идущий на лучших сценах мира, который в оригинале можно увидеть на российской сцене только в исполнении екатеринбургской труппы. Для его исполнения театру пришлось покупать лицензию у Music Theatre International. И это кажется странным, учитывая то, что сюжет этот написали не в далекой Америке, а наш Шолом-Алейхем о жизни маленького еврейского местечка.

Стоит вспомнить что роль Тевье-молочника когда-то великолепно сыграл Богдан Ступка именно на этой же сцене Украинского театра в Симферополе. В постановке Свердловской музкомедии создается впечатление, что мы видим не жизнь маленького городка, а ряд библейских сюжетов переплетающихся между собой.

«Алые паруса» — наверное, все же самый лучший спектакль Свердловского театра. Причем, хочется отметить, что держится он, конечно, в первую очередь на бессменных ведущих артистах театра: Марии Виненковой и Игоре Ладейщикове. Но стоит отметить и мощную игру Евгения Толстого, в которой он исполнил этого нового для Грина персонажа («то ли волшебника, то ли бродяги», — как его описали создатели спектакля), который и соединяет главных героев.

Этот спектакль, как его представляют, «безошибочный выбор и для неисправимых романтиков, и для скептиков». Спектакль поставлен на замечательную музыку Максима Дунаевского. И хотя сюжет не совсем схож с гриновским — в спектакле появляются новые персонажи, подробно показывается то, о чем великий романтик лишь тонко намекнул — спектакль от этого только выиграл.

И пускай капитана зовут вовсе не Грэй, и корабль его не тот, что описан в романе, а сделан им самим, пускай паруса окрашены вином из бочки, главное — это верить в свою мечту и дождаться ее выполнения. Ассоль в спектакле все время проходит через испытания и соблазны, она уже даже готова выйти замуж на нелюбого ей Хина Меннерса, только чтобы спасти своего отца, когда наконец появляется Грэй из ее мечты.

«Любви не бывает ни рано, ни поздно», — поют главные герои, а им подпевает весь зал. Долго, очень долго зрители не отпускают всех исполнителей со сцены. «Весь спектакль я проплакала», — говорит одна зрительница другой, выходя из зала. В этом и есть вся сила искусства!

Интересно, что в конце спектакля на сцену обычно вызывают режиссера. В свердловском театре можно отметить другую тенденцию: здесь вызывают главного дирижера. И понятно почему: во всех спектаклях музыка — одно из главных действующих лиц и от дирижера зависит очень многое...

Все спектакли Свердловской музкомедии идут в столице Крыма по два раза, в субботу, 27 сентября, пройдет последний: «Заключительный Гала». В спектаклях участвуют разные актеры, но видно, что подрастает новая смена. Это не только молодые актеры, пока еще и не имеющие наград и званий, но и совсем юные воспитанники детской студии театра. Именно поэтому его еще ждет большое будущее!

Subscribe

promo kr_eho october 6, 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments