Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Categories:

Нет, не за то тебя я полюбил, что ты поэт и полновластный гений

Тамара КУЛЫБЫШЕВА

Двухсотлетие Михаила Юрьевича Лермонтова, строки чьих стихов, как показал телевизионный опрос москвичей, помнятся со школьной скамьи, прошел без помпы. И это притом, что на его проведение государство выделило триста миллионов рублей. Несмотря на посещение Тархан президентом России, концерт в Большом театре и посвященные юбилею телевизионные программы, с масштабами пушкинского юбилея в 1999-м никакого сравнения. Лермонтов и в этом оказался вторым после Пушкина. Планида у него что ли такая – идти на полшага позади Александра Сергеевича, находиться в его тени?..


Хотя, если помните из школьной программы по литературе, не было другого такого поэта, кому бы удался такой мощный творческий старт с тем самым известным нам с детства стихотворением «На смерть поэта». А Лермонтову было всего двадцать два и всей жизни оставалось пять лет, за которые он создаст вольнолюбивую лирику и патриотическую прозу, введет в литературоведение непреходящее понятие «героя нашего времени».

Как русский дворянин и офицер, Лермонтов был патриотом до мозга костей. И сложно определить, что в его творчестве прозвучало более патриотично: гордое «Бородино» или горькое «Прощай, немытая Россия».

В разгул национализма кому-то может показаться, что Россия не вполне заслуженно носится с двумя классиками русской литературы – Пушкиным и Лермонтовым, которые по крови были инородцами: в одном текла горячая африканская, в другом – холодная шотландская.

— Не устану повторять, — жарко откликается на это преподаватель Керченского учебно-воспитательного комплекса-интерната лицей искусств Инесса Махотина, — что национальность не сводится к анкетным данным. Есть определённая диалектика крови и культуры. И последняя важна для русскости более, нежели формальное родство. То, что мы называем русскостью, — это, прежде всего, приверженность нашей культуре, нашей системе ценностей. Проблемы философские, этические и эстетические, социальные и политические связаны в творчестве Лермонтова с этим великим проявлением русского национального духа, характера нашей отечественной культуры. Удачно выразил эту мысль в своём стихотворении Константин Фролов-Крымский:

…за честь считали называться русским
Шотландцы – Грейг, де Толли и Лермонт.
Любой из них достоин восхищенья,
Ведь родину воспеть - для них закон…

Тот — русский, чья душа живёт в России,
Чьи помыслы — о матушке, о ней.


— Президент России Владимир Путин сказал, что сегодня «великой стране не требуется Запад. Россия возвращается к себе, Россия возвращается в свою историю»…

— … и сам показал нам пример, как национальный менталитет отражается в слове, процитировав строки из лермонтовского «Бородина»: « …уж постоим мы головою за родину свою». Так президент выразил уверенность в духовной силе русского народа, в его чувстве патриотизма, причастности к его великой истории.

— Были же в истории литературы случаи, когда автор одного произведения становился признанным классиком, так и Лермонтов, даже если бы только написал одно стихотворение «Бородино», уже прославил бы себя в веках.

— Он был предсказателем. Достаточно вспомнить незабытое многими стихотворение из той же школьной программы «Предсказание», потрясающее патриотическим предвидением:

«Настанет год России, чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жён
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных мёртвых тел
Начнёт бродить среди печальных сел…»


Именно этот опыт сегодня подсказывает правильный путь: не тот, на который толкает нас так называемое «передовое общество», заражённое идеями Запада и ориентированное на разрушение государственности, а тот, который обеспечивает благо русского народа и величие России. Это в русской традиции — любить всё, что служит ко благу, чести и достоинству России.

Лермонтов говорит о готовности русских людей к самоотверженности и самопожертвованию во имя великой идеи освобождения родной земли от врага, об эпическом спокойствии в принятии смерти как главных составляющих «пейзажа русской души». Вот и сейчас, по словам писателя и публициста Александра Проханова, в Новороссии под бомбами, снарядами, среди рукопашных схваток, среди залитых кровью городов и селений, среди гробов и лазаретов ослепительно сияет Святая Русь, несущая миру свет правды. Здесь русские люди сражаются за вселенское счастье против алчных банкиров, звероподобных фашистов.

— Но прежде всего Лермонтов был патриотом.

— Действительно, многие его стихи рождены патриотическим чувством. Но характер каждого различен. Вспомним его столь же известную «Родину», где он размышляет о «странности» этого любви, в основе которой спор чувства с рассудком. Поэт в начале стихотворения перечисляет формы патриотизма: «слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой», «тёмной старины заветные преданья». Отрицает ли он их? Нет: снижение ценностей патриотизма в его государственно-историческом аспекте не происходит.

Поэтическая мысль Лермонтова находит опоры для патриотического чувства в реальных ценностях: в русской природе и народной жизни, детали которой он перебирает в памяти с отрадой и любовью. И действительно, наше время показало, что искать опору нужно в народном мироощущении, народной нравственности, которая ясно различает добро и зло, где есть место чувству долга и справедливости, широко разлитая жажда праведности, совестливость. Всё это становится толстой бронёй, заслоняющей мир от злодейства. Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно.

— Нигде так близко не пересеклись два гения русской поэзии, как в лермонтовском «Смерть поэта».

— Лермонтов одним из немногих сказал правдиво об этом событии, вскрывая истинные причины гибели Пушкина: прямой убийца — высшее общество, побуждаемое самыми низкими инстинктами — желанием унизить, выказав своё превосходство, духовным рабством тех, кто боится выбиться из общего потока мнений и суждений, лакейской трусостью, преступным попустительством. Всё это всегда становится не только причиной катастрофы одного человека, но масштабных мировых конфликтов.

И сейчас Европа по прихоти дурной прислужница чужих затей. Двойные стандарты моральных и нравственных законов, которым следуют ведущие страны мира, наводящие в нём свой порядок, гарантируют безнаказанность за совершённые преступления. Но Лермонтов напоминает всем, что ещё существует божий суд, который «не доступен звону злата». Перед ним всем явным и неявным убийцам рано или поздно всё равно придётся предстать.

— По словам Владислава Ходасевича, Лермонтов дал первый толчок движению, которое впоследствии благодаря Гоголю, Достоевскому и Толстому сделало русскую литературу литературой исповеди, искусством подлинно религиозным. Всё, что создано им за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках «Люблю отчизну я, но странною любовью…», но и в сочинениях, где он говорит о назначении поэта, судьбе поколения, пустоте жизни.

— Разгадка лермонтовских поисков и метаний находится в его творчестве. Тяжёлая внутренняя борьба стала содержанием всей недолгой жизни поэта. Потому он так болезненно порою тяготился существованием, отчего «жизнь ненавистна». Ведь мир людей не способен воспринимать мудрость от Бога.

— И вместе с тем Лермонтов умел быть настоящим лириком. Может быть, угрюмым, печальным, мрачным, от которого веяло какой-то безысходностью, но очень поэтичным.

— Потому и созданы романсы на его стихи «Поцелуями прежде считал…», «У врат обители святой…», «Когда волнуется желтеющая нива…»… Но и они не так просты и безыдейны, как может показаться на слух. Лирический герой Лермонтова принял бы мир, если бы он не был населён столь презренными и жалкими людьми. Соблазн взрастить в своей душе демона отрицания и неверия есть у всех людей. Особенно сейчас, когда смешение добра и зла стало нормой жизни, когда переступить эту грань, отрицая всякие общественные нормы, в том числе моральные, способен человек, называющий себя патриотом, демократом, или либералом.

Как не заразиться безнадёжностью, глядя на трагедию Новороссии, наблюдая за маршем мира российских либералов, за молодым поколением Украины — поколением манкуртов, утративших историческую память и чувство родства, готовых крушить всё на своём пути для утверждения собственных интересов, желаний, идей, теорий, принципов; наблюдая за людьми, кто «равнодушно видит кровь»?

— Нет, наверное, в нашей современной истории ни одного десятилетия, когда бы журналистов, историков, писателей не охватывал зуд поиска героя нашего времени. Кто только не представлялся нам в этой ипостаси: и строители социализма, и строители БАМа, и покорители космоса. Это что, свидетельство непреходящей актуальности лермонтовского романа, плагиат удачной фразы или желание дойти до сути? Как бы вы определили актуальность романа для современного читателя?

— Печорину скучно в мире, где «самые счастливые люди — невежды», и где, чтобы добиться славы, удачи, «надо только быть ловким». Ему скучно не только в социальных одеждах, но и в веригах СВОЕЙ ФИЛОСОФИИ. Вот это-та философия жизни — причина страдания и бед сегодняшних. В чём же её суть? Герой стремится к счастью, осмысляя его в категориях чувственного удовольствия. О неизбежности пресыщения и его опасности рассуждал ещё маркиз де Сад, предупреждая о конечном следствии стремления к удовольствиям: «Никакого ужаса, это самая обычная вещь на свете: когда вам надоедает одно удовольствие, вас тянет к другому, и предела этому нет. Вам делается скучно от банальных вещей, вам хочется чего-нибудь необычного, и, в конечном счете, последним прибежищем сладострастия является преступление».

Печорин и завершает всё преступлением, сам себя называя нравственным калекою, ибо находит особое удовольствие от созерцания душевных мучений тех, кто вверял ему свою душу( прежде всего женщины, любви которых он добивался) « …Я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания и никогда не мог насытиться». Именно пресыщение чувственными удовольствиями рождает в нём иное понимание счастья, откровенно сатанинское по природе своей: «А что такое счастье? Насыщенная гордость».

И гордыня превозносится Печориным как высшая и самодовлеющая ценность бытия: он действует исключительно ради насыщения гордыни («да будет воля моя»), всё осмысливает и оценивает в категориях первенствования, господства, желания получить, а не отдать. Да и источником любви мыслится для него удовлетворённая гордыня: « …если бы меня все любили, я в себе нашёл бы бесконечные источники любви». Герой незримо руководит действиями и поступками окружающих, навязывая им свою волю и тем упиваясь.

Именно стремление людей к чувственным удовольствиям – богатству и власти – и страх их потерять приводит к разрушению стран и уничтожению целых народов, к извращению традиционных норм морали и нравственности, к нарушению естественных природных законов, на которых зиждется семья, общество. Плоды такого своеволия трагичны, ибо после них «…остаётся удвоенный голод и отчаяние». На таком итоге настаивает сам Печорин, так безжалостно обнажающий свои пороки.

Печорин, в котором, как и в его создателе, живы благородство, честь и мужество, глубина чувств – тот могучий дух, который находился накануне духовного перерождения: пустоту отчаяния неизбежно должна была сменить вера в высшую разумность жизни - открыться возможность богопознания. Гибель художника, как и его героя, прервала этот сложный и важный процесс развития великолепного и божественного задатка - исполнения своего писательского долга - сообщения потомкам могучего движения вперёд и вверх, к Богу. Думаю, душе Лермонтова было назначено испытание путём собственной душевной боли, страдания, муки, терзания страстей донести людям «звуки небес», напомнить им об их высоком предназначении.

На фотографии читатели могут увидеть то, о чем говорилось вначале: русскость — это, прежде всего, приверженность русской культуре, русской системе ценностей. Девятиклассница Нияра Иззетова – победительница республиканской олимпиады по русскому языку и литературе вместе со своим педагогом Инессой Васильевной Махотиной.
title


Фото вверху —
с сайта semizorov-vlad.narod.ru

http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=12980
Subscribe

promo kr_eho октябрь 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments