Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Ника Батхен: «Случайно нашла свою родину – Крым»

Марина МАТВЕЕВА

21 октября в Симферополе, в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина, состоялось открытие фотовыставки и творческий вечер поэта, прозаика-фантаста, детского писателя, фотохудожника, журналиста Ники Батхен (Феодосия – Москва)
Из авторского досье: Вероника Владимировна Батхан (псевдоним – Ника Батхен) – родилась в Ленинграде, жила в Москве, в Израиле, в 2011 году переехала в Феодосию. Выпустила 2 книги поэзии, 2 книги прозы, публиковалась в России, Белоруссии, Украине, Польше, Болгарии, германии, Великобритании, США и Израиле. Лауреат Волошинского фестиваля, международного конкурса «Заблудившийся трамвай», конкурса «Артбухта» (Севастополь), премии «Интерпресскон», арт-премии «Петраэдр» и «Золотой жук» и др. Журналист, автор более 600 статей в различных изданиях и в интернете.


.
Ника Батхен

title
Фотовыставка «Дорогами и облаками Крыма» – дебют в новом жанре. А знакомы с творчеством Ники Батхен, в основном, любители фантастики. Она постоянный автор фантастических сборников российских и украинских издательств, ведущая мастер-классов фестивалей фантастики, в т.ч. проходящего в Крыму конвента «Созвездие Аю-Даг». Узкому кругу ценителей поэзии Ника Батхен известна как автор стихотворений в историко-эпическом жанре (я бы назвала это историческими романами (а порой и фэнтези) в стихах) и яркой, самобытной лирики: тоже как будто растворенной в пространственно-временной беспредельности. В том числе лирики о Крыме.

Чары Бахчисарая – чарка, а в ней кумыс.
Яблочный запах рая, мята, шалфей, камыш.
Сорвано в пыль монисто – девочка подберет.
"Яблочко" баяниста, криком – приказ – "Вперед".
Пчелы на ржавой каске, стены пустых кенас,
Вязью восточной сказки время выводит нас.
Жили на свете ханы: Джучи, Девлет, Бату –
Сабли, шатры, курганы, лестница в пустоту...
Пляшет о них татарка – юная кровь, гори!
Звезды смеются ярко. Помнишь о нас, Тенгри?
Губы зовут Аллаха, сердце зовет отца.
Хочешь – возьми рубаху, белого жеребца,
Черного винограда, все забирай, якши?
Только оставь отраду – землю моей души..
.

Поэтесса представила книгу поэзии «Путями птиц», прочитала стихи разных жанров, в том числе и такие, которые способны разогреть публику, даже очень молодую — студентов. Это особое мастерство: читать так, чтобы было интересно, чтобы в самих строках кипела жизнь. Да, для этого нужно некоторым образом заигрывать с публикой, скоморошничать. Но ведь «батхан» на одном из тюркских языков и означает «скоморох». И заигрыш продолжается недолго: только чтобы зацепить. А уж после – поэзия серьезная, историческая: о детском крестовом походе, о крымских караимах, о путях древних мудрецов… Крымским поэтам стоило бы поучиться такому «вхождению в слушателя»: когда автора не хотят отпускать.

Именно об этом: чему еще следовало бы поучиться нам друг у друга, о литературе – высокой и массовой, о проблемах современного книгоиздательства, в том числе русскоязычного в Украине, о фантастике и поэзии, о Крыме и Москве довелось побеседовать с нашей гостьей.

– Вы долгое время жили в Израиле, в Москве, сейчас живете в Крыму. Почему именно Крым? Что заставило выбрать Феодосию?

– Случайность: я приехала сюда отдыхать на неделю – и поняла, что нашла свою родину. Живу в Крыму уже три года и радуюсь каждый день: прогулкам, еде, воздуху, мирному небу и покою. Мне очень хорошо в Феодосии.

– Вы и поэт, и прозаик-фантаст, и детский писатель, и фотохудожник, и журналист… Как вам удается все успевать? Какая из сфер деятельности для вас самая приятная и любимая?

– Удается не все и не всегда, регулярно что-то страдает. Например, до сих пор не взялась за крупную прозу, можно сказать, что разбрасываюсь. Основной вид деятельности – поэзия, проза и особенно журналистика возникли скорее из невозможности монетизировать стихи. А фотография моё любимое занятие, хобби.

– Живя и творя в Крыму, вы сохранили и продолжаете развивать связи с литературным миром России, ее столиц, Украины и др., с журналами, издательствами. Как, по вашим оценкам, интересна ли в широком русском литературном поле крымская литература?

– Я полагаю, что хорошая литература интересна всегда, вне зависимости от региона написания.

– Уровень крымских писателей соответствует ли уровню России? Если нам нужно подтянуться, то в чем и как?

– В Крыму достаточно много интересных, самобытных авторов всероссийского уровня – взять хотя бы вас, Марина, Евгению Баранову, Андрея Полякова. Насчёт подтянуться – не знаю, но мне сильно не хватает молодых авторов, работы с новым поколением литераторов – талантливые юноши и девушки в Крыму есть.

Фрагмент фотовыставки «Дорогами и облаками Крыма»
title
– Конечно же, мы пишет о разном и по-разному. Бывая в Москве, часто ощущаю всю нервозность московской поэзии: о спешке, ранних вставаниях, пробках, понаехавших, общих страхах, что жизнь стремительно летит и пролетает мимо. Мы пишем по-иному: медлительнее, что ли, созерцательнее… Может быть, именно поэтому «южные» поэты не находят понимания и должного признания в столицах? Или причина в другом?

– «…Если в глазах свинцом застывает север, памятью моря в душу стучится юг…» Крымская поэзия, на мой взгляд, очень сильно привязана к месту, опирается на знаковую систему, понять которую может только человек, знающий и любящий Крым. А в столицах важнее умение пройтись небрежной походочкой по бульвару, элегантно посетовать на петербургский туман или московскую спешку. Но при этом имена поэтов-крымчан можно увидеть на страницах толстых журналов.

– Ощутили ли вы на себе крымские перемены? Как прошла для вас «Крымская весна»? А культурные перемены заметны? Меня, например, пугает, что для Крыма возможна культурная деградация «благодаря» приездам к нам московских литдесантов. Ведь едут к нам кто похуже: те, кто не востребованы у себя, как правило. А крымчане еще не научились отличать зерна от половы и рукоплещут всему, что под «брендом» Москва… Можете порекомендовать, на каких писателей, поэтов, издательства нам стоило бы обратить внимание, а чего (кого) избегать.

– В «Крымской весне» я, как и многие местные литераторы, принимала непосредственное участие, работая в штабе гражданской обороны Феодосии. Насчёт культурной деградации – не уверена. Я видела Волошинский фестиваль этого года: он был менее многолюдным, но столь же прекрасным, как и всегда, там выступали замечательные прозаики и поэты. На днях Крым посетит Сергей Лукьяненко. И московские «литдесанты», на мой взгляд, – это возможность не понаслышке понять, какой «суп» варится в культурной столице, уловить современные тенденции в поэзии и органично адаптировать их в крымском творчестве. Что же до рекомендаций… Я советую всем издательство «Снежный Ком-М» и севастопольское «Шико». А с избеганием, полагаю, что каждому литератору стоит ориентироваться на собственное мнение и вкус – что одному сладко, другому не по душе.

– Есть как будто бы две литературы: одна такая вся высокая и утонченная, но за нее не платят авторам, потому что не покупают читатели, а другая – коммерческая: о ней принято говорить с пренебрежением, но ее все покупают и читают, а авторы ее живут литературным трудом. В чем принципиальное различие таких литератур? Или все же литература – одна, и все зависит от личности автора: как себя подаешь, так ты и востребован. Чем сейчас живет книгоиздательство?

– Есть литература массовая – та, которая издается десятками тысяч тиража, пользуется популярностью и позволяет авторам жить на гонорары. Есть литература, рассчитанная на узкий круг: две, три, пять тысяч читателей. Есть неформат – вне зависимости от качества текста, ни одно крупное издательство не возьмется за публикацию, зная, что эту книгу сейчас не продать. С подобной проблемой столкнулись, например, замечательные, но не попадающие в такт вкусам нынешней публики писатели-фантасты, чья карьера началась в 90-е. Популярность у публики – вещь субъективная и зачастую непредсказуемая. Коммерческим успехом до сих пор пользуется, например, Толкиен, Булгаков или братья Стругацкие. У одного автора могут быть и откровенно продажные вещи и мощнейшие романы – посмотрите, например, на популярного фантаста Роберта Джордана, начинавшего как литнегр в серии романов про Конана. Что же до перспектив книгоиздательства – к сожалению, последний год выдался очень нелегким: русскоязычная литература потеряла украинский рынок и ещё не оправилась от удара.

– Несколько слов о фестивале фантастики, который будет проходить в эти выходные.

– В Партените состоится фестиваль или, как говорят фантасты, конвент, «Созвездие Аю-Даг». С 2007 года в Крым приезжают известные писатели, молодые авторы и любители фантастики, чтобы пообщаться, послушать доклады и концерты, посмотреть презентации и выставки, побывать на мастер-классах и поучаствовать в них. На конвенте вручаются литературные премии «Большая Медведица», «Малая Медведица», «Золотая цепь» и другие. Среди гостей фестиваля в разные годы были Г.Л. Олди (Д. Громов и О. Ладыженский), Д. Трускиновская, А. Валентинов, Я. Дубинянская, Д. Скирюк, Д. Казаков, А. Первушин и другие авторы. Неизменным руководителем фестиваля является писатель-фантаст, один из соучредителей издательства «Снежный Ком-М» Глеб Гусаков. Я очень люблю этот конвент и рекомендую всем его посетить.

И в завершение – еще одно стихотворение эпического поэта Ники Батхен:

Виа Долороза – 1
В миг, когда дерево расступается под гвоздем,
Еле хватает сил не молить «Пощады»,
Словно слепой художник ладонью стер
Жизнь и оставил только загон дощатый…

Сено и кровь на сене, и молоко.
Матери просят: «Господи, лучшей доли
Дочери, сыну – пусть им будет легко»...
Эта – молчала, пряча дитя в подоле.

Глупое материнство: укрыть, сберечь,
Нянчить до смерти мальчика – плоть от плоти.
Было в начале Слово – а будет Речь.
И лихорадка мужа во сне колотит.

Бродят в округе стражники и волхвы –
Сколько их налетело – поспешных, потных.
Тише воды мы станем, ниже травы.
Вырастет мальчик – может быть, будет плотник.

Вместо молитвы – сына к холодным звездам.
Только б утра дождаться – и мы уйдем
Добрым путем надежды, сухим, бесслезным –
В миг, когда дерево расступается под гвоздем.

http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=12984


Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments