Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Любители преодолевать трудности

Марина МАТВЕЕВА

Художественная выставка – это всегда событие, а для тех, кто может прогуляться по ней с одним из ее авторов – художником, знатоком не только особенностей этого искусства, его техник, стилей, жанров, тонкостей, – событие особенное. Человек, который «в материале», может рассказать и о произведениях, и об их авторах такое… С понятием «такое» (придыхание, вытаращенные глаза) у нынешнего обывателя связано нечто скандальненькое и пошленоькое. Конечно же, здесь ничего подобного не будет – моему утонченному собеседнику есть о чем поведать и без этого. О проходящем сейчас во флигеле Симферопольского художественного музея Х Биеннале камерной акварели рассказывает один из его постоянных участников – керченский художник Борис Васильев-Пальм (на рис.).


.
title
– Выставка открылась 1 ноября. Сейчас близится к завершению. Для тех, кто посетил ее не один раз, произошло за это время много интересного. Встречи с авторами работ, с журналистами… Голосование на приз зрительских симпатий, участники которого – наши зрители и ценители – могут выиграть одну из акварелей, специально для этого предоставленных художниками.

Биеннале камерной акварели существует уже 20 лет. Эта выставка 10-я, юбилейная, она посвящена 200-летию известного акварелиста Луиджи Премацци. Он был одним из плодовитейщих мастеров акварели своего времени. Много раз выставлялся в России, Вене, Париже, Лондоне, Милане… С его подачи в России было создано Императорское общество акварелистов.

– Вы – постоянный участник Биннале, уже не первый год. Вам есть, с чем сравнить юбилейную выставку. В чем ее главная особенность или, как сейчас говорят, «фишка»?

– На открытии было отмечено всеми, что у выставки появилось «новое дыхание». Во-первых, пространство для выставки увеличили, пусть всего на один зал, но уже чувствуется – простор, воздух, что для акварелей очень важно. Во-вторых, особенным для проекта в этом году стало активное, хоть и заочное, участие акварелистов России, Беларуси, Украины. Много было прислано работ издалека: не только Москва и Санкт-Петербург, но и Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Сыктывкар, Уфа, Палех, Минск, Пятигорск, Краснодар, Донецк, Харьков. Конечно же, традиционно представлены художественные школы Симферополя, Алушты, Ялты, Феодосии и Керчи. Более 300 работ… И все это – акварель: легкость кисти, прозрачность письма…

– Да, акварель – нечто особенное. Насколько я знаю, в ней практически невозможны поправки.

– Вы удивитесь, но в общепринятой классификации акварель относят к графике, поскольку в ней изображение создается на бумаге, поверхность которой не позволяет добиться рельефности мазка, как в живописи. В то же время, богатство тона, возможности построения формы и пространства цветом роднят акварель с живописью. Есть свои тонкости. Например, такая: в акварели не используются белила. То есть, белый цвет на акварели – это просто чистая бумага.

Здесь, на выставке, есть одна работа с использованием белил – это серьезная техническая ошибка. Да, исправления практически невозможны, а даже если сделаны, это тоже считается ошибкой. От поправок получается грязь, поэтому ошибаться – нельзя. Нужна невероятная точность – прежде всего точность мысли, идеи, образа. И талант, конечно, мастерство. Техника акварели настолько многогранна, что редко встретишь «одинаковых» акварелистов. Интонации каждой работы соответствуют темпераменту и характеру, настроению, душевному состоянию автора настолько, что можно назвать акварель самым психологичным из искусств. Недаром она так популярна среди художников самых разных направлений: и классиков, и модернистов…

– А кого можете отметить на этой выставке? На ваш взгляд, кто наиболее оригинален?

– Оригинальность – не совсем тот эпитет, с которого нужно начинать характеристику художника. Первое – это мастерство, владение кистью. А уже затем появляется самобытность и даже дерзость. Вот, например, Ольга Петрова из Алушты. Явно современный взгляд на вещи, на человеческие эмоции, представление их в тонких деталях, смелость и авангардность, даже, можно сказать, первобытная открытость, но в первую очередь – мастерство. В этом году я открыл для себя несколько новых имен, интереснейших молодых мастеров акварели, и она – одна из них.

По-прежнему на достойном уровне выступил обладатель Диплома первой степени прошлого Биеннале – В. Антоненко, чьи работы можно охарактеризовать даже не словом «необычные», а понятием «неожиданные». Взгляните, на картинах преобладает травянисто-зеленый цвет – цвет жизни, радости, биения бытия – но одновременно и покоя, без вспышек и дисгармоний. Гран-При в прошлый раз не был никому присужден, надеюсь, в нынешнем году его получит достойный автор.

– Вы как очень достойный автор прилагаете усилия к тому, чтобы бороться за Гран-При?

– За меня их прилагают мои работы. Представленное мною не имеет аналогов на этой выставке, да и не только на ней. Всего четыре работы: портрет барда Владимира Грачева, автопортрет с православным храмом, «Портрет поэтессы» и «Портрет ополченца «Крымской весны». Портреты на выставке есть, но в том жанре, в каком выполнены два последних – «изопоэзия» – здесь работ нет, да и вообще мне не доводилось встречать в истории живописи именно портретов в этом жанре. Когда небольшой поэтический текст, характеризующий, персонажа картины, гармонично вплетается в нее, в антураж, в детали. Например, текст, сопровождающий «Портрет ополченца»: «Крымской поэзии новобранец, ополченец русского воинства, Украине не враг – иностранец, с чувством собственного достоинства!» – это листья дерева, под которым стоит герой портрета. Буквы-листья – здесь, а в автопортрете с храмом текст – как бы написан прямо на дороге, к храму ведущей.

– Похож на детские рисунки на асфальте, на надписи «Петя+Маша…», «Котенок, я люблю тебя» и им подобные…

– Да, так и задумано. Ибо это отголосок жизни – такое вот невольное возвращение в детство. «Будьте как дети», – сказал Господь.

– Вы верующий человек?

– По тексту на картине с храмом понятно, какую религию я исповедую: «Православные Крыма храмы – нет, не тема спасенья души: праздник глазу на фоне драмы. Помолясь, рисуй и пиши!». Моя религия – красота и творчество. А вопрос спасения души каждый поднимает для себя сам. И надеюсь, что такие картины тоже способны вдохновить человека на познание самого себя и совершенствование в Боге.

– Как акварель соответствует характеру автора, так же она отражает пути авторского внутреннего совершенствования. В Боге или в человеке, или в природе… Вот художник, автор работ в стиле «ню». Они кажутся очень возвышенными, особенно если вспомнить постоянно попадающиеся каждому из нас в сети фото и рекламу в том же, с позволения сказать, «стиле». Нет, это несравнимо, да простит меня автор. Герои его работ – безупречны, похожи на бесплотных духов, – этому способствует сдержанная графическая палитра: цветов мало, тела прозрачны, и создается впечатление, что это не тела, а души.

– Это московский автор, Свиридов, обладатель Гран-При 2010 года. Очень его люблю. И рекомендую. Очень грамотное владение академическим рисунком. «Не тела, а души» действительно создаются за счет черно-белой акварельной графики, это достаточно распространенная форма. Однако и в ней есть особенные мастера.

И в противоположность ему – буйство цвета!... Об Ольге Петровой я уже говорил. Ее жанр – мокрая акварель. Краска растекается и дает порой неожиданный эффект. Художнице с особенным мастерством удается работа с белым цветом – чистой бумагой. Мы с ней очень разные. Если мне нравится большая четкость, реалистический портрет, то у нее – портрет условный. Но здесь и не нужна точность – в картине царит настроение, момент, порыв.

Жанры и стили авторов Биеннале разнообразны. Вот стилизованные, орнаментальные философские портреты Л. Субботиной. А здесь вы можете увидеть даже японскую гравюру… точнее, произведение «Воспоминание о японской гравюре» – для акварели это очень необычно. Есть и творение в стиле гравюры из древнерусских книг, как их тогда оформляли – миниатюрной иконописью, буквицами, орнаментом. Это очень тонкая работа, выполнить ее в технике акварели сложно. Но очень интересно. Эти авторы – истинные «любители преодолевать трудности». И правильно: от простого – к сложному, совершенствование до последнего вздоха…

Я мог бы много рассказывать о гармонии, о перспективе, о «холодном и теплом пятне» и многом другом. Но… самым большим комплиментом для художника, например, автора натюрморта, всегда будет что-то вроде: «Ваши груши хочется съесть!». А ведь художники пишут, подсознательно желая вызвать именно такой эффект…

– Как в рассказе О. Генри «Искусство и ковбойский конь», где оный конь бросился на картину, на которой был изумительно талантливо изображен бегущий бык. Конь принял его за живого…

– Нет, не совсем так. Не иллюзию полной реальности… А скорее… Да, да! Именно как с этим конем: чтобы каждый зритель почувствовал в произведении что-то свое, настолько близкое и родное, что захотел бы впустить это в душу, сохранить в памяти, пронести через жизнь…

– Но невозможно ощутить такой эффект от абсолютно всех картин. Что, получается, далеко не всем авторам это удалось? Или количественность все-таки мешает восприятию?

– Нет, просто те картины, которые вас не впечатлили, не заставили задержаться перед ними хотя бы на несколько минут, – «не ваши». Вашими станут одно, два-три полотна. Как и в жизни. Невозможно любить все, невозможно радоваться всему. И эта избирательность – прекрасна, она и составляет нас. Нашу индивидуальность.


Торжественное закрытие Х Биеннале камерной акварели, на котором будут подведены итоги и награждены победители конкурса, состоится 13 декабря 2014 года.
http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=13149


Subscribe

promo kr_eho october 6, 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments