Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Русские на Ровенщине

 Михаил КИРИЛЛОВ

Вот действительно интересный вопрос: когда, в какую эпоху в этот западно-украинский регион стало прибывать русское население? Беда только в том, что поставлен вопрос исторически крайне не верно. Дело в том, что как для этого региона, так и для всей Украины в целом понятие «русский» изначально. Земля эта считалась русской, население – русским, государство – Русью. 

Как повествует летописец: «Въ лето 6360, индикта 15, наченшю Михаилу царствовати, нача ся прозывати Руска земля. О семъ бо уведахомъ, яко при семь цари приходиша Русь на Царьгородъ, якоже пишется в летописаньи гречьстемь.» (Или в переводе Д. Лихачева на современный русский: «В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом»).

Есть в той же летописи упоминание о началах, связанных непосредственно с нашим регионом – Волынью: «Се бо токмо словенескъ языкъ в Руси: поляне, деревляне, ноугородьци, полочане, дреговичи, северъ, бужане, зане седоша по Бугу, послеже же велыняне.» («Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами.»)

И так было, начиная с эпохи создания «Повести временных лет» и вплоть до начала ХХ века. То есть и во времена Киевской Руси, и в литовско-польский период, и в эпоху Российской империи земли нынешней Ровенщины населяли преимущественно русские (плюс поляки, евреи и т. д.). Русскими были князья Острожские, к литовско-русской династии Гедиминовичей принадлежала княгиня Ровенская Мария Несвицкая…

И это относится не только к нашему краю, но и ко всей Украине (в нынешнем ее разумении) в целом. Возьмем, к примеру, «Русскую историю в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» Николая Костомарова, раскроем на любой странице, хотя бы на той, где описывается вынужденное заключение Белоцерковского мира: «…Хмельницкий предложил мир. Положение казаков было печально. Но поляки, с одной стороны, видели отчаяние русского народа, способного вести борьбу на жизнь и на смерть, с другой – затруднялись добывать продовольствие.

Поэтому польские предводители согласились мириться и выслали для переговоров с гетманом и старшиною комиссара Адама Киселя с товарищами в белоцерковский замок. Народ узнал, что идет дело о сокращении казачества и о сужении границ казацкой земли… Они хотели схватить и убить комиссаров. Хмельницкий не устрашился, вышел к толпе, которая грозила ему саблями и дубинами, уговаривал ее, представлял, что послов трогать нельзя, и, наконец, собственноручно положил своей булавою нескольких смельчаков, выдвинувшихся вперед. (Кисель, едучи с товарищами чрез ряды русского полчища, кричал: – Друзья мои, мы не ляхи; я русский, мои кости такие же русские, как и ваши! – Твои русские кости обросли польским мясом! – отвечали ему казаки)».

Небезынтересно для нас также описание последствий Белоцерковского мира: «Само собою разумеется, что такой мир не мог продержаться долго. Жители Южной Руси, не желая быть в порабощении у панов, во множестве бежали в Московское государство на слободы. Уже в прежние годы совершались такие переселения и появились слободы около Рыльска, Путивля, Белгорода. В этот год переселение произошло в несравненно большем размере. Первый пример показали волынцы. Казаки возникшего было Острожского полка, под предводительством Ивана Дзинковского, основали, с царского дозволения, на берегу реки Тихой Сосны Острогожск и перенесли с собой все казацкое устройство. Таким образом явился первый Слободской полк. За ним малорусы начали переселяться в огромном количестве в привольные южные степи Московского государства с берегов Днепра, Буга и других мест».

Но позвольте! – воскликнет неискушенный в истории нынешний читатель. Если на Украине жили русские, то кто же тогда жил в Московском государстве, в пределы которого, как пишет Костомаров, стали переселяться многие жители Южной Руси? Но никакого противоречия здесь нет и близко. Русь-то не ограничивается только южной своей частью, но имеет и северную. И вполне логично, что обе части населяют русские. Естественно, с различными отличающими их особенностями. Ситуация здесь во многом похожа на ту, которая сложилась в англо-саксонском мире. И американцы, и канадцы, и австралийцы, и новозеландцы суть те же англосаксы, что и британцы, опять-таки каждые со своими особенностями.

После того, как произошло воссоединение Южной и Северной Руси, и государство выросло в Российскую империю, особенности разных ветвей единого супер-этноса отобразились в разделении оного на великорусов, малорусов и белорусов. Кстати, ничего оскорбительного в названии малорус нет и никогда не было. Малая Русь – это историческое название Южной Руси, Малая – значит ИЗНАЧАЛЬНАЯ, это историческое ядро, из которого и пошло дальнейшее распространение Руси. Выдающийся православный писатель-полемист XVI-XVII вв. Иван Вишенский, одно время живший в Луцке и Остроге, знаменитую свою «Книжку» озаглавливает как «Книжку Иоанна мниха Вишенского от святой Афонской горы в напоминание всех православных християн, братствам и всем благочестивым, в Малой России в Короне Полской жителствующим…»

И в XVIII-XIX вв. население Волынской губернии делилось в основном на русское и польское (плюс еврейское, немецкое, чешское и т. д.). Понятно, что русское население – это малорусы, те, кто сегодня называется украинцами. А вот что касается великорусов, то проследить их присутствие на Ровенщине дело довольно проблематичное по той причине, что и великорус, и малорус равно считались русскими. Взять, к примеру, известного писателя Владимира Короленко. Мать его была полькой, отец – похороненный в Ровно уездный судья Галактион Короленко, пользовавшийся большим авторитетом за неподкупность и справедливость, будучи этническим малорусом, в то же время никогда не забывал о своей русскости. И таких людей среди русского населения Ровенщины было подавляющее большинство.

Память о Старой Руси и о своей исконной русскости хранилась в веках в народном самоназвании, что проявилось и в замечательной повести Ивана Франко «Захар Беркут»: «…Захар Беркут пізнав світ, був і в Галичі, і в Києві, бачив князів і їх діла… переконався, що для його братів-селян нема іншого рятунку й іншої надії, як тільки добре гладження й розумне ведення та розвивання громадських порядків, громадської спільності та дружності. А з другого боку, від старця Акинтія і від інших бувалих людей він чимало наслухався про громадські порядки в північній Рус , в Новгороді, Пскові, про добробут і розцвіт тамошніх людей, і все те запалювало його гарячу душу до бажання – віддати ціле своє життя на поправу й скріплення добрих громадських порядків у своїй рідній Тухольщині.»

Как видим, герой повести не ограничивался только лишь малой своей родиной, и воспринимал Русь во всей целости: «З одного здорового пня, – говорит Захар Беркут, – вироблений весь той суцільний ланцюг, сильний і немов замкнутий у собі, а прецінь свобідний в кожнім поєдинчім колісці, готовий прийняти всякі зв’язки. Сей ланцюг – то наш руський рід, такий, який вийшов з рук добрих, творчих духів… Нехай тільки одно колісце трісне, розпадеться само в собі – то й ланцюг розпадеться, одноцілий його зв'язок розірветься. От так і упадок вольних громадських порядків у одній громаді стає раною, котра приносить недугу, а той заразу для цілого тіла нашої святої Русі».

К сожалению, слова великого галичанина оказались пророческими, и сегодня они звучат как никогда актуально: «Погані часи настануть для нашого народу. Відчужиться брат від брата, відлежиться син від батька, і почнуться великі свари і роздори по руській землі, і пожруть вони силу народу, а тоді попаде весь народ у неволю чужим і своїм наїзникам, і вони зроблять із нього покірного слугу своїх забагів і робучого вола.» – А посему самое время вспомнить свое прошлое и восстановить «ланцюг руського роду»!


http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=8612


Subscribe

promo kr_eho october 6, 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments