Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Category:

Расходы на компромисс с совестью

 Тамара КУЛЫБЫШЕВА

Какой родитель не желает своему ребенку счастья? Но, как писал еще Аркадий Гайдар, его каждый понимает по-своему. И потому одни родители отдают ребенка в обычную школу к рядовому, не распиаренному учителю, чтобы учился спокойно, без нервотрепки, чтобы одноклассники были такими же простыми детьми и на их фоне он не выпячивался, но и не терялся. Обнаружатся в процессе обучения у ребенка таланты и способности – тогда и будут решать, в спецшколу переводить, репетитора нанимать, приучать к занятиям по самообразованию или оставить всё, как есть.


Не в пример им другие родители стремятся отдать свое чадо непременно в элитную спецшколу, гимназию или лицей и только к учителю с именем и общественным признанием. Они готовы чуть ли не с рождения ребенка «высиживать» ему там место, финансово стимулируя руководство учебного заведения интересом к своим возможностям. Им кажется, чем круче школа и учитель, тем умнее и даровитее будет их ребенок.

Они уже с пеленок определились с его талантами и задолго до того, как чадо само войдет в ум, обнаружит способности и выкажет желание чем-то конкретным заниматься, решили, быть ему личным переводчиком президента, прославленным музыкантом, но уж точно не таким, как все.

Элитарность отдельных школ чаще всего дутая. Если школа расположена в самом центре и в ней когда-то преподавали лучшие в городе учителя, то это вовсе не означает, что традиция сохранилась. Если это английская спецшкола, то в ней, как правило, преподавание точных дисциплин поставлено хуже, чем в обычной.

Если школа с преподаванием на украинском языке, учителей с именем в ней найдется немного: преподавание на державной мове для Крыма дело новое, а педагоги преимущественно начинающие. И все эти заморочки вроде профильных лицеев, где обязательны форма для учащихся и шефство вузов, оказываются ничем конкретным не подкрепленным пиаром.

Но родители в большинстве своем так устроены, что они просто не могут отдать ребенка в ничем непримечательную школу и готовы платить за образовательный выпендреж.

Татьяна Елисеева за год до поступления дочери в первый класс начала обхаживать учителя, которого ей посоветовали знакомые. Так сложилось, что у этого педагога учились дети, чем-то со временем себя прославившие: музыкальными талантами, телевизионной известностью, победами в предметных олимпиадах.

«Знаете, как я теперь жалею об этом, — не скрывает своего разочарования Татьяна Евгеньевна. – Не берусь оценивать методическую сторону работы учителя – это не моя епархия, но моральный климат в классном и родительском коллективах отвратительный. Сами понимаете, простых работяг среди родителей нет – все сплошь предприниматели, большие начальники, неработающие мамы с «водоплавающими» папами, все при деньгах.

За два года учебы дочери мы поменяли в классе окна, сшили два комплекта тюли и штор, купили мультимедийную доску, парты, поменяли дверь, поставили новые шкафы, заказали вешалку, ежемесячно проводим мероприятия в классе со сладкими столами и призами. Я уже молчу о подарках педагогу – 1 сентября, День учителя, Новый Год, день рождения, 8 Марта, окончание учебного года.

Как председатель родительского комитета я днюю в школе и, кажется, скоро там заночую: постоянно мы что-то должны сделать, на что-то собрать деньги, она без стеснения вызванивает меня в школу. Как-то один папа, не выдержав «борзости» учительницы, в сердцах сказал ей о своей крутости и услышал в ответ: «Я сама крутая. Не я же выбирала ваших детей в свой класс – это вы хотели попасть ко мне».

И крыть нечем – ее правда. Дружбы среди детей нет – каждый сам по себе, каждый настаивает на своей особости, требует повышенного внимания, лучшего отношения и высоких оценок. Когда моя дочка получает восемь баллов, то объясняет это не тем, что недоучила, а потому что мы с отцом сделали для учительницы меньше, чем родители кого-то из одноклассников».

Обучение стоит денег – эту мысль родителям прививают, как ветку элитного растения к дичке. У сына Эллы Дмитриевны Наконечной оказались способности к языкам, и педагог посоветовала перевести его в спецшколу. Но в спецшколе посчитали это недостаточным основанием для приема, и мама была вынуждена искать «выходы» на директора. В итоге поступление сына в шестой класс обошлось ей в стоимость оплаты санобработки школы к новому учебному году.

Родители первоклассника Илюши Андриенко купили евроокно: маме загорелось, чтобы он пошел не в школу, а в гимназию. На детей, которых попадают в якобы элитные школы не за мнимые заслуги или родительские деньги, а за особые успехи в учебе, одноклассники и их родители смотрят косо.

«Наш внук – способный математик, — рассказывает Ангелина Георгиевна Дякив. – Когда началась физика, он и тут оказался лучшим в параллели. Его преподаватель при переходе на работу в другую школу настоял, чтобы дочь с зятем перевели мальчика туда. Но школа, как на грех, оказалась с углубленным изучением английского, где еще дополнительно учат второй иностранный.

Пришлось дочери нанимать репетитора, покупать новую школьную форму. Но это ладно – внук оказался единственным в классе, принятым в «блатную» школу без денег. Несмотря на способности внука, его победы в олимпиадах по физике и математике, которых у этой школы не было со дня ее основания, в классе он не прижился, не пришелся ко двору.

И дочка очень неуютно чувствует себя на родительских собраниях: вокруг разодетые мамы, с бриллиантами на пальцах и в ушах, а у нас зять сварщик. Не хочется опять переводить внука в новую школу, поэтому и он, и дочь ради хорошего педагога по физике терпят моральные неудобства. Сдают огромные для нас деньги то на оксфордские учебники, то на ремонты, то на подарки, то на мероприятия с иностранцами. Страшно подумать, во что выльется выпускной, но скорей бы уже финиш».

Учебный год еще не успел начаться, а тема добровольно-принудительных взносов уже на пике обсуждения. В десятый класс Юля Безусяк пойдет в новую школу. Причин две: первая – девочка хочет вплотную заняться математикой, так как выбрала для поступления единственный в стране институт статистики, вторая – ее мама наотрез отказалась платить деньги за два года учебы в прежней школе.

«Дочь занималась там с детского сада, окончила музыкальную школу, училась средне, но по баллам вполне проходила в десятый класс, — рассказывает Юлина мама Ирина Геннадиевна. – Но в июне мне позвонила классный руководитель и приказным тоном велела явиться в кабинет директора на личное собеседование. Я сразу ответила, что завтра приду забирать дочкины документы.

Всем родителям прекрасно известно, что означают подобные собеседования: директор назначит сумму. В этом году родители дочкиных одноклассников прошли «собеседование» за три-пять тысяч гривен. Я бы материально потянула, но принципиально не намерена платить. Существующая система поборов в этом учебном заведении через собеседование в кабинете директора меня лично «достала».

Так туда принимают с самого начала. Моей приятельнице морочили голову почти до 1 сентября обещанием принять девочку в восьмой класс, и ведь директор прекрасно знал, что она круглая отличница, победитель олимпиад, спортсменка – и, несмотря на это, родителям намекали, что вопрос утрясется за пять-семь тысяч гривен. То есть хорошие ученики школе не нужны – ей нужны богатые и щедрые родители».

Это хорошо осознала и Светлана Николаевна Демидчик, чей старший сын нынешним летом окончил школу. «Мой сын в последний год решил круто поменять приоритеты: из завзятого математика переквалифицировался в гуманитария. Перестал участвовать в олимпиадах, увлекся историей, литературой, директор начал поедом есть его за это: портит показатели.

Вызвал мужа на личное собеседование, пришлось ему выложить круглую сумму наличными и к выпускному сделать классному руководителю и по совместительству жене директора и ему самому дорогие подарки. Только на этих условиях он пообещал оставить в школе младшего сына.

Не будь эта школа в двух шагах от дома, мы бы давно перевели детей в другую, потому что родители выпендриваются, а дети — зарвавшиеся наглецы. Вы бы послушали, как разговаривают они с учителями, а всё потому, что за всё заплачено родителями».

Бороться с поборами в школе невозможно. Выступишь открыто – смело переводи ребенка в другую школу и то, если ее директор не побоится иметь дело с принципиальным родителем. Промолчишь – будут обдирать, как липку, и впредь. И что самое печальное – у каждого из родителей есть внутреннее понимание безвыходности ситуации и согласие платить. Не только из боязни оставить ребенка без хорошего школьного образования, но и потому, что каждому взрослому в нашей стране известно, по какому принципу финансируется система образования.

Не сделаешь взнос на евроокно – ребенок будет мерзнуть, болеть, отставать. Не сбросишься на подарок педагогу – «съест» ребенка и не подавится. Образование все так же остается последним в рейтинге государственных приоритетов. И родители вынуждены платить за обучение детей в той форме, которая окажется приемлемой для учебного заведения. Одних родителей «напрягают» благотворительностью за поступление в школу, за хороший аттестат, за прикрытие полукриминальных детских делишек.

В большинстве учебных заведений существуют фонды школы, класса, куда родители вносят деньги на ремонты, закупку оборудования, технических средств, досуг. Но и такая форма небесспорна, поскольку надлежащего контроля над расходованием средств нет. Родители не всегда могут проконтролировать расходы в классе, что тогда говорить о школьных, находящихся под регулирующими финансовые потоки директорами.

Знакомый педагог лишилась работы из-за того, что она, как избранный общешкольным собранием распорядитель средствами фонда, не позволила директору использовать родительские деньги на покупку штор, когда имелось решение о приобретении компьютеров.

Несмотря на то, что подобные конфликты редко выходят за порог школы, они не единичны. И выход тут, наверное, один: сделать родительские взносы безналичными, чтобы у руководителей учебных заведений даже мысли не возникало прикасаться к родительским взносам.

«В прошлом году меня избрали председателем родительского комитета школы, — рассказывает Вероника Андреевна Колесникова. – И мы постановили открыть счет, куда родители перечисляют сумму, установленную на год. Общественность теперь спит спокойно, потому что ни классные руководители, ни директор, ни бухгалтер к нему отношения не имеют.

Необходимые приобретения для школы согласуются с ее руководством, но ко всему остальному оно отношения не имеет. За летние каникулы на бюджетные и родительские деньги мы впервые замахнулись на большой ремонт: поменяли всю сантехнику в туалетах, закупили гигиенические средства. Это, на мой взгляд, самый разумный и неконфликтный выход из положения, когда скудость бюджета все равно вынуждает школу материально «напрягать» родителей».


http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=8663

Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments