Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

«Горд, как крымчанин»

В России продолжается Год Литературы. Движение в этой сфере сейчас очень заметно и начинает по-настоящему вдохновлять – и любителей книги, и тех, кто книги создает – современных писателей. В Крыму сейчас проходят Дни Славянской культуры и письменности, а в их рамках – различные мероприятия. Одним из них – информативно особенно значимым, аккумулировавшим в себе все надежды и чаяния крымских писателей – стал прошедший 26 мая в Крымской республиканской Научной библиотеке круглый стол «Литературное сообщество Крыма и современные библиотеки: перспективы сотрудничества».

Мероприятие позиционировалось как «встреча министра культуры Республики Крым с писателями». Писателей было много, более 20 человек. Министра культуры, равно как и каких-либо представителей министерства – не было. Круглый стол проводила и.о. директора ГБУК РК «Крымская Республиканская универсальная научная библиотека» Светлана Немирович.

Она сообщила, что эта встреча – лишь первая, планируется целый ряд таких встреч крымских чиновников с крымскими писателями, в их числе – министров культуры, информации и др. и даже главы Республики. Ибо сейчас необходимо составить и защитить программу поддержки (в том числе финансовой) крымской современной литературы, культуры, библиотечного дела, взаимодействия и сотрудничества литераторов и библиотек. Писателям было предложено высказывать все свои предложения, требования, пожелания, надежды, чаяния и т.п., – должна быть составлена резолюция, которая будет донесена до Министерства культуры в целях реализации.

Круглый стол. Выступает Светлана Немирович

В результате всего изложенного писателями выяснилось, что их пожелания в совокупности – выше уровня Министерства культуры, их исполнение требует межведомственной координации. Писателю всегда хочется изменить реальность – намного шире, чем просто влить свежий воздух в свою творческую жизнь. Вопросы, поднимаемые крымскими литераторами, были общечеловеческими и касались в полной мере всего Крыма.

Выступили представители трех действующих в Крыму писательских союзов — Крымского республиканского отделения Союза писателей России (предс. Татьяна Воронина на встрече не присутствовала), Регионального Союза писателей Республики Крым (предс. Владимир Терехов). Его предложением было начать избавлять литературу и культуру от власти и давления рыночных отношений, то есть поддерживать писателя по его таланту, а не по коммерческому успеху написанного им, ведь, как правило, таковой успех имеет примитивная литература, которая разлагает читателя – вместо того, чтобы растить его.

От Союза писателей Республики Крым, преемника НСПУ, его председатель Валерий Басыров внес ряд практических предложений по сотрудничеству писателей с издательствами и библиотеками. Поднимались вопросы финансирования и издания крымских литературных журналов. Проблема невнимания крымского телевидения к деятелям культуры и культурным событиям, вопрос создания полноценной культурной телепрограммы, в которой бы это все отражалось, звучали бы стихи, писатели отвечали бы на вопросы, читали лекции и проводили мастер-классы по повышению культурного уровня крымчан, особенно детей и молодежи. Были озвучены проблемы детской литературы, предложения детских писателей Крыма.

В ходе беседы выкристаллизовалась необыкновенно острая проблема – «заботы о писателе». Например, поддержки пожилых и болеющих крымских писателей – и материальной, и просто вниманием. Об этом говорил поэт Валерий Митрохин. Упоминалось имя старейшего крымского поэта и публициста Николая Тарасенко (95 лет), на юбилей которого никто (!!) не пришел. Вот до какой степени в так называемой «культурной среде» развито «внимание» друг к другу… Так как же можно ожидать внимания к поэтам от властей и чиновников? Начинать нужно с себя!

Также было упомянуто имя болеющего керченского поэта Валерия Левенко, нуждающегося в поддержке. А ведь это только названные имена! А сколько их в Крыму на самом деле – писателей и поэтов, всю свою жизнь посвятивших творческой деятельности на благо культуры полуострова, а сейчас не имеющих средств даже на лекарства… Необходимо создание фондов в поддержку таких писателей. Да и писателей вообще.

Профессии «писатель» не существует, зарплаты за всю эту деятельность человек не получает. Возможно, в России сейчас что-то изменится, и будут создаваться программы если не по оплате писательского труда по несению культуры в массы (в наше тупое и примитивное потребительское общество, и это сопряжено с тяжелейшим душевным и духовным противоборством всей этой, нередко агрессивной, тупости, а значит, с огромными затратами жизненных сил!), то хотя бы по частичной поддержке или компенсации затраченного времени и усилий, по финансированию самых интересных и нужных начинаний и творческих проектов.

Конечно же, не обошлось без упоминания проекта «Видеомост» автором этих строк. В первую очередь, это было пожелание по улучшению технического оснащения библиотек. В частности, в КРУНБ (бывшей им. И. Франко) техника не соответствует требованиям по проведению видеомостов и вообще тому, чтобы можно было достойно «себя показать» на широкий мир. Крымчане могут смотреть онлайн все самые масштабные и красивые культурные мероприятия, проводимые в Москве и др., – это уже считается достижением библиотеки, о чем сообщила ее директор. Но нам этого мало! Ведь в Крыму, перефразируя Окуджаву, «все они – красавцы, все они – таланты, все они – поэты», а значит, достойны представления своего творчества в самом широком мире. Смотреть должны на нас! А вот возможности достойно показать творческий Крым нет, по причине оставляющего желать лучшего компьютерного обеспечения в библиотеках. Да и вообще, современный зритель любит интерактивные творческие программы, поэтому компьютер и интернет в библиотеке и в жизни современного писателя – вещи незаменимые!

В рамках темы «забота о писателе» поднимался вопрос рекламы вышедших книг, готовящихся культурных мероприятий и т.п. Кто должен этим заниматься? Библиотеки взяли нехорошую моду «спускать все на тормозах». Если автор хочет творческий вечер, он должен сам собрать публику и всё организовать: библиотека палец о палец не ударяет в этом смысле. Еще и если публики собралось немного, то автора вечера даже могут обвинять и порицать: мол, мало привёл, срываете нам план по посещаемости. Это неприятно, если не сказать, обидно. Возникает ощущение, что писателя просто используют бесплатно на библиотечной работе.

Считаю, что заниматься этим должны сами библиотекари – они за свою работу получают зарплату, поэтому следует больше уделять времени, сил и совести на организацию мероприятий. Пусть хотя бы приглашение публики и реклама распределяется 50 на 50.

Эта проблема оказалась актуальна для всех писателей, присутствовавших на встрече, особенно для активно выступающих и организовывающих различные программы. Высказывались пожелания о сотрудничестве в этой сфере с Министерством информации, о создании в библиотеке базы подписчиков, которым рассылались бы анонсы всех мероприятий, и т.п. Предлагалась реклама вышедших книг и готовящихся встреч в библиотеке в виде телероликов, которые бы демонстрировались в залах и фойе библиотеки. Предлагалось также вместо развлекательства какой-никакой, но столичной, а значит, уставшей и скептичной, симферопольской публики своими концертами организовывать агитбригады по селам и трудовым коллективам…

В общем, интересных предложений было много. К сожалению, мы все уже научены горьким опытом, что у нас – и особенно в сфере культуры и литературы – очень много всего говорится и крайне мало делается. Надеемся, что программа по поддержке крымских писателей когда-нибудь будет составлена и запущена в действие.

А пока… Мне всегда было интереснее писать не о слове, а о деле. О том, что уже делается – при поддержке ли Крыма или вопреки, наперекор ее отсутствию – на личном энтузиазме творческой личности либо просто сильного, интеллектуально и духовно развитого человека или группы людей, творческой организации. Об этом и пойдет наш дальнейший рассказ.

***

Во всемирно известном крымском детском лагере «Артек» прошел финал Всероссийского конкурса Юных чтецов «Живая классика» – под патронатом Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Россотрудничества, Правительства Санкт-Петербурга, Агентства Стратегических Инициатив и благотворительных организаций.

Задача конкурса объединить усилия учителей, библиотекарей, родителей для того, чтобы помочь детям поделиться друг с другом радостью открытия созвучного их собственным переживаниям литературного сюжета, помочь найти в писателе интересного собеседника и советчика, встретить своих героев, которые станут для них эталоном, найти свои маяки и ориентиры, которые ребята смогут пронести через всю жизнь.

«Живая классика». Юные чтецы готовятся к выступлениям

Это конкурс чтецов художественных произведений – прозы, классики, в основном – ХХ века, русской, в большинстве – на военную тему – в поддержку 70-летия Великой Победы. Впрочем, нельзя сказать, что тема была только эта. Звучало много чего – ведь детей в финале было 250 человек изо всех областей огромной России. Автор этих строк в команде с двумя детскими писателями Крыма – Лидией Огурцовой и Раисой Царевой-Форост – вошла в состав жюри конкурса. Также в нашей дружной команде судей был московский детский писатель Сергей Георгиев и российские актеры театра и кино: Елена Третьякова (сериал «Ранетки» и одноименная группа), Игорь Лифанов (известный зрителю по боевикам), Олег Комаров (актер Театра Нации) и др. Они также проводили для детей мастер-классы по актерскому мастерству.

Прослушать 250 человек за 3 дня – тяжелый, хоть и приятный, труд. Хотелось бы лучшего отношения к тем, кто его выполняет, от российских организаторов подобных конкурсов. Если вы приглашаете крымских культурных деятелей стать участниками вашего проекта, не думаю, что к ним следовало бы относиться иначе, чем к московским, как-то дискриминировать. Дабы у крымчан не возникло чувство, что Россия относится к ним как-то не так, – и желание возроптать.

Известное выражение «горд, как шотландец» (ну, или – «гасконец», как у Дюма) вполне можно отнести к нам – «горд, как крымчанин». Напоминаю: крымские деятели культуры привыкли в Украине к вниманию к себе на уровне страны, а не «дальнего региона», и к достойному отношению. Это на будущее – для питерских и московских организаторов различных конкурсов и прочего с участием Крыма – хоть географическим, хоть личностным. В данном случае этот момент был учтен, хотя и «по-фестивальному», как всегда. А не мешало бы подумать об оплате такого труда – подумать на всех уровнях. И особенно на уровне крымских культурных программ, о которых было сказано выше. И российских также. Ибо работа с молодежью, ее патриотическое и культурное воспитание сейчас актуально, как никогда.

«Живая классика». Работает жюри

Сам конкурс очень понравился. Особенно тем, что наши крымские дети-чтецы были один лучше другого. Участница Диана Коровникова даже вышла в финал. Ее пробирающее до самого сердца чтение отрывка их произведения Чингиза Айтматова «Материнское поле» тронуло буквально всех. Это были вибрации истинного чувства, проникновения в суть живого горя женщины, взрослой женщины, намного взрослее этой девочки.

Это удалось далеко не всем детям, выбравшим «взрослые» вещи, но многим удалось. Не будем судить, а надо ли детям проникать вглубь произведений столь тяжёлых, как, к примеру, «Матерь человеческая» Виталия Закруткина, «Девочки с Васильевского острова» Юрия Яковлева и тому подобных, – раз дети их выбрали и захотели пережить – значит, надо.

Правда, было ощущение, что вся литература ХХ века свелась к трём названным произведениям. Их выбор чтецами повторялся по 7-8 раз – настолько часто, что не знаешь, что и думать: то ли это творения настолько знаковые, вобравшие в себя буквально душу прошедшего, сложного и трагического, века, то ли… современные дети России и их преподаватели не отличаются оригинальностью мышления и выбирают банально то, чем уж точно можно зацепить жюри и зрителя. Хотелось бы, чтобы работа мастеров по художественному чтению разных регионов страны учитывала этот момент – повторяемость.

Артековцы. Группа поддержки

А вот оригинальность выбора произведения в конкурсе ко двору не пришлась. Так и хочется посоветовать детям: милые, учитывайте возраст тех, кто будет вас судить. Люди старше 50 сейчас поймали волну внутреннего удовольствия от «возвращения всего советского» (иной раз не осознавая, что это всего лишь видимость, «показуха», поверхность), а потому будут умиляться и пробираться «до печени» именно произведениями, отражающими эти архетипы. Если жюри у вас такое, дети, не вздумайте выбирать постмодернизм, символизм, зарубежную классику (например, Патрика Зюскинда – мальчик, прочитавший отрывок из книги этого писателя, был гениален, но остался незамеченным возрастным жюри, если не сказать, вызвал раздражение), «Гарри Поттера» и другие актуальные для современного ребёнка или подростка произведения.

Писатели «плохой Европы», а уж тем более «ненавистной Америки», даже самые лучшие, на которых выросли поколения, а уж тем более – близкие по времени к нам, сейчас вызовут отторжение. Из детской литературы следует выбирать что-то из жизни советских школьников, например, рассказы Виктора Драгунского. Эти рассказы прекрасны и удивительны, забавны и трогательны, но их внутренняя ментальность уже несколько далека от проблем современного школьника. Зато близка воспоминаниям судей о своём детстве. И против этой элементарной социальной психологии «не попрёшь», как говорится, «и танком». Нынешним «жюристам» довольно часто не хватает профессионализма в преодолении субъективизма и «вкусовщины».

Впрочем, конкурс называется «Живая классика». Значит, нужно вспоминать произведения классические, вошедшие в историю нашей культуры и внутренней жизни. А они не просто достойны внимания потомков любого века и любой страны – они достойны Вечности. И их звучание находит живейшую поддержку у самих детей. Отряды артековцев слушали чтецов, не дыша, а в моменты перерывов оказывали им активную поддержку аплодисментами, танцами и речевками.

Значит, будем читать. И будем писать новое, зная, что когда-то и это будет прочитано, в том числе и со сцены – со всей искренностью, сердечным порывом и проникновенной глубиной.



http://c-eho.info/kultura/item/958-gord-kak-krymchanin

Subscribe

promo kr_eho october 6, 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments