Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

А в космосе дружить придется

28 июня ракета-носитель Falcon-9 американской компании SpaceX с почти двумя тоннами груза для Международной космической станции потерпела крушение спустя восемь секунд после старта. Двумя месяцами ранее, 28 апреля, фиаско потерпел и наш «Роскосмос» — ракета-носитель «Прогресс-М» тоже не смогла успешно выполнить поставленную перед ней задачу, которая звучала аналогично задаче американских партнеров.


Оба крушения, конечно, не трагедия: в космической отрасли аварии случаются относительно часто — за год по миру их бывает от 2 до 10. Трагедия, на наш взгляд, заключается в другом: реакции людей по всему миру на неудачи компаний. В эпоху, когда человеческий гений сконцентрирован на ежегодном выпуске новых «айфонов», сенсорных часов за $300 и многих других дорогостоящих, но бесполезных приблуд, все, что делается для освоения космоса, уходит на задний план. Нет, мы не будем с тоской в глазах огорченно констатировать: «люди больше не смотрят на звезды…» и другие глубокомысленные высказывания, столь любимые фантастами во все времена.

У освоения космоса, помимо всего прочего, есть одна очень важная особенность: сплочение всего человечества вокруг этой цели. Примером служит Международная космическая станция — совместный проект 15 государств планеты, которые посылают своих космонавтов на полгода, дабы узнать как можно больше о космосе и условиях нахождения в нем.

В не столь далекой перспективе нас ждут длительные и дорогостоящие проекты полета и колонизации Луны и Марса — голубая мечта писателей-фантастов двадцатого века. Все это требует немалых усилий буквально всех специалистов: начиная от металлургов заканчивая физиками-ядерщиками; предстоит колоссальный объем работ по подготовке таких полетов, строительству кораблей, способных летать на дальнее расстояние, обустройство быта колонистов и так далее.

И вот на фоне таких грандиозных задач и целей мы сталкиваемся с постоянной грызней всех против всех по малейшему поводу. Неудачу американской Falcon-9 стоит воспринимать с таким же разочарованием, как и неудачу нашего «Прогресса» — не надо забывать и то, что такая задержка негативно отражается на работе МКС в целом.

К тому же история компании SpaceX весьма любопытна. Создание и успешное ее функционирование напоминает реализацию детской мечты. Илон Маск, создатель корпорации, всегда мечтал заниматься космосом. В начале нулевых он отправился в Россию, чтобы купить межконтинентальную ракету, переоборудовать ее и… отправить мышей на Марс. Сделка не состоялась, а Маск взял и основал свою собственную компанию и начал вести собственные разработки. Сейчас SpaceX одна из самых важных игроков на американском авиакосмическом рынке.

Красивая история, очень по-американски. Наверняка нас ждет и фильм о ней и прочее. История успеха нашего ракетостроения звучит гораздо спокойнее: в послевоенные годы наши ученые стабильно и без особого внешнего сопротивления завоевывали первенство в авиакосмической отрасли мира. Запуск первой советской ракеты в космос и вывод на орбиту первого искусственного спутника наделал много шума в США: можете себе представить, как такое совершенно неожиданное превосходство СССР в сфере создания ракет выглядело в контексте Холодной войны.

С развалом СССР наше лидерство в отрасли пошатнулось, но, в конце концов, никуда не делось. Многие советские и российские разработки пользуются большим спросом за рубежом. В частности, американцы закупают наши двигатели РД-180 и НК-33 для своих ракет-носителей. Ситуация, кстати, весьма интересная: РД-180 устанавливается на тяжелые ракеты-носители Atlas V, а альтернативы таким ракетам у американцев пока нет.

И на этом фоне крайне любопытными выглядят слова небезызвестного воинственного сенатора США Джона Маккейна о необходимости запретить поставки тех самых двигателей. «Не можем мы, — говорит Маккейн, — спонсировать Владимира Путина и его друзей в военно-промышленном комплексе России за счет американских налогоплательщиков!»

Вроде бы в контексте текущей геополитической обстановки ситуация вполне понятная и объяснимая, но есть парочка деталей, которые превращают показную заботу об интересах страны в лоббирование чьих-то интересов: вводимый запрет на поставку двигателей РД-180 начинает действовать только с 2019 года, при этом контракты, подписанные до запрета, под него не подпадают.

А знаете, чем отличается радостное улюлюкание простых граждан из-за падения «Прогресса» или Falcon-9 и такое вот поведение Маккейна? Ничем! И то, и то создает дополнительные барьеры для столь важного международного сотрудничества, причем, без преувеличений, сотрудничество на благо всего человечества. Но личное пока доминирует над общим, а в космосе так не получится. Так или иначе, но в космосе дружить придется…



http://c-eho.info/politika/mir/item/1169-a-v-kosmose-druzhit-pridetsya

Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments