Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Опыление имиджем

Внук соседей днями вернулся из Москвы ну очень гордым: по результатам сданного в Крыму ЕГЭ он стал студентом Московского Государственного технического университета имени Баумана. Был у него отличный шанс с этими баллами быть зачисленным на физический факультет МГУ, но на семейном совете единодушно решили остановить выбор на МГТУ по одной причине: полученное там образование имеет прикладной характер и гарантирует востребованность в производственной сфере, тогда как в МГУ приоритет отдается классическому научному образованию. Вот так практичность взрослых вмешалась в судьбу будущего первокурсника.


Это далеко не единичный случай, когда взрослые решают за детей. И сейчас наступает самое горячее время для этого: идет не просто выбор школы или вуза для ребёнка – решается судьба детей. И не важно, сколько лет чаду – семь или семнадцать – это одинакового ответственно. Особенно, когда есть такой разброс в выборе: шутка ли, абитуриент делает пятнадцать ставок на свое будущее, нащупывая преимущества одного из пяти вузов и одного из трех факультетов. И в вариантах школ сегодня недостатка тоже нет: обычные, специализированные, гимназии, лицеи, учебно-воспитательные комплексы. Тут надо уметь предвидеть, как Мессинг.

Родители чаще всего добровольно взваливают эту обязанность на себя. Начиная со школы, а наиболее продвинутые так и вовсе с детского садика, школ раннего развития ребенка и тому подобных заведений образовательного типа, где с младых ногтей приучают к мысли, что жизнь не курорт. И бьются за самые престижные, чтобы с иностранными языками, логикой, а скоро, наверное, и с философским цитатником Конфуция. Среди школ такими обычно оказываются специализированные языковые, где английский с первого класса, программу старших разбавляют вторым иностранным, а к остальным дисциплинам иной раз встречается такое прохладное отношение, что даже второстепенным его не назовешь.

Все подчинено основной задаче – изучению иностранных языков, что у родителей считается мерилом престижности, элитарности и еще Бог знает чего. Поэтому конкурс среди мам пап настолько высок, что когда учитель в первом классе зачитывает фамилии детей, возникает стойкое дежавю пребывания на важном совещании чиновников или съезде банкиров и бизнесменов. В общем, это давно известно, чтобы оказаться первоклассником хорошей школы,  ребенку надо выйти родителями.

           В Керчи, к примеру, к числу элитных относятся две специализированные школы с углубленным изучением английского языка, две гимназии и два лицея. За пять из них бьются всерьёз самые именитые и состоятельные горожане, одна несколько выпадает из общего ряда, поскольку программа математического лицея в ней начинается со старших классов. В лицей искусств, например, такой строгий родительский отбор, что даже не всем выпускникам базового детсада удается стать здесь первоклассником, зато сюда запросто попадают дети, чьи мамы с папами удачно прошли конкурсный отбор. И всё из-за того, что покойный министр образования Крыма Алексей Борисов много лет назад сумел так поднять планку престижности лицея, что ее не удается опустить ниже плинтуса даже его бесталанным последователям.

Но за поступление в этот лицей частенько борются не из желания сделать своих детей наследниками Гилельса, Ойстраха, Ростроповича, Образцовой или Моисеева, а из чисто меркантильных соображений: во-первых, два образования в одном учебном заведении — свидетельство об окончании музыкальной школы и аттестат о среднем образовании. Но самое главное – дети в нем пристроены и присмотрены полный рабочий день да еще и с питанием, а при необходимости и с интернатским пансионом и не гоняют по улицам без надзора взрослых. Так что престижность здесь выстроена на преимуществах бытового плана, хотя среди педагогов есть хорошие и сильные предметники, учителя начальных классов и вокала.

Выпускники его поначалу действительно отдавали предпочтение музыкальным профессиям, как одна из победительниц «Новой волны» певица Ирис, но в последние годы родители ли, сами ли подростки поняли, насколько непрочна и ненадежна сцена, поэтому все чаще поступают в приземленные нетворческие вузы. Кстати, многие лицеисты по своему желанию сроду бы не подались в это культурное учебное заведение, потому что немало среди тех, кто  занимается обязательными предметами искусства из-под палки.

И возникает вопрос, а надо ли бежать впереди паровоза желаний самого ребёнка, отдавать его в специализированную школу, где без учета его способностей, наклонностей и интереса из него будут все годы учебы лепить то ли гармонично развитого человека искусства, то ли профильного языкового  гуманитария, большой вопрос.

Ведь не исключено, что к классу пятому, а то и позднее в ребенке проклюнутся способности и живейшее любопытство к техническим или естественным наукам, и тогда усиленное изучение иностранных языков или многочасовые занятия музыкой и хореографией станут не просто помехой, нелюбимыми школьными предметами, а отобьют охоту к учебе вообще. Специалисты утверждают, что если к первому классу родители еще не знают, что у ребенка получается лучше, к чему лежит его душа, то специализированная школа, престижные гимназии с лицеями не заменят ему будущей успешности.

Они иной раз впустую отнимают массу времени от занятий любимым предметом. У меня перед глазами пример отличницы-девятиклассницы, которая учится в языковой школе. Мечта подростка – стать криминалистом. Ей бы больше уроков химии и биологии в неделю, а в программу десятого класса включен второй иностранный язык, за счет которого сократят часы таких нужных и интересных ей предметов. Так мало того. Как отличницу ее посылают на разные языковые олимпиады, как от отличницы требуют интенсивных занятий языками, как отличницу ее натурально третируют и изводят попреками, что она может и должна учиться еще лучше, и шантажируют, что если не будет заниматься языками активнее, не видать ей золотой медали.

А всё энергичная маман, смешавшая землю с небом ради поступления в эту самую языковую школу. Из-за родительской прихоти девочка с первого класса встает на полчаса раньше, чтобы добраться в другой район города, и укладывается спать не раньше полуночи, занимаясь сначала английским, а уж потом любимыми предметами. Два последних школьных года время ее сна еще сократится: поставленная перед необходимостью наверстывать недополученные знания в школе, девочка будет еще заниматься с репетиторами. Причем репетиторы — это неотъемлемая часть образования учеников таких школ, в том числе и по предметам гуманитарного профиля, хотя, казалось бы, где-где, а в языковых школах долженствовало бы преподавать и русский с литературой, и историю с обществоведением таким учителям, что о репетиторах стыдно было бы даже заикнуться.

Сегодня педагоги всё чаще склоняются к тому, что хорошая школа вовсе не элитная, куда детей отбирают по результатам дополнительной подготовки и экзаменов, потому что поступивший в нее ребенок сразу ограждается от свободы выбора. Здесь смешно задавать ребенку вопрос, кем ты хочешь быть, потому что он поставлен в определённые взрослыми предметные рамки. А ведь общеобразовательная школа – не музыкальная или художественная, где, кроме желания ребенка, проверяется его творческий потенциал, поэтому зацикливаться с семи лет на профессиональном выборе не совсем, наверное, правильно. Ведь  известно, что и взрослые люди, получившее образование и специальность, меняют свою профессию и сферу приложения знаний, получая второе и даже третье высшее образование.

У нынешнего времени такой темп в скорости изменения технологии знаний и отраслей, что еще вчерашняя исключительность в знаниях тех же иностранных языков сегодня стала потребностью и обязательным условием успешности того же технаря. И тем, кто когда-то стал, к примеру, инженером или библиотекарем  пришлось только за последние годы не раз и не два переучиваться, чтобы продуктивно работать в своих профессиях. Не говоря уже о том, что многим пришлось резко сменить сферу деятельности, расширив свою специальность компьютерными технологиями и базовыми знаниями английского или китайского.

Поэтому нынешняя задача любого учебного заведения – от детского садика до вуза – не вложить в головы набор знаний, в котором разве что таблица умножения пока осталась неизменной, а научить ребенка учиться, потому что в жизни ему придется, возможно, сменить несколько профессий и надо быть готовым наполнять коробочку извилинами постоянно. Основная функция школы всё же гораздо шире, чем получение учениками превышенный уровень знаний по отдельным предметам: она должна научить добывать знания, систематизировать, анализировать, компоновать их, чтобы в результаты вышло нечто, способное разумно существовать в сфере науки, производства или современных технологий.

И родители это обязаны понять даже раньше, чем школа и дети, потому что от них и их кошелька зависит, модернизируется ли школа или по-прежнему будет доить прежние достижения становящейся все более мнимой элитности.

http://c-eho.info/obshchestvo/item/1282-opylenie-imidzhem

Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments