Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Скромность украшает, когда нет других украшений


 Тамара КУЛЫБЫШЕВА

Погода шепчет: «Загорай и купайся!» И до многих ушей совет долетает: по Керчи и приморским пригородам продолжают гонять иномарки с российскими номерами. В Героевском, на Аршинцевской косе, городском и диких пляжах летней скученности, слава Богу, нет, чем пользуются те, кого не позвала труба к началу учебного года. Солидные пузатые дядечки в гавайских рубашках и таких же расписных шортах, целюлитные дамы с оттягивающими шеи золотыми цепями томно фланируют по аллеям пансионатов, изредка окуная телеса в просторное море.  

Компанию им составляют туристского вида молодежь и собранные по профпризнаку группы, приезжающие в разгар бабьего лета совместить приятность встреч с работой и отдыхом. Все учреждения отдыха, как рестораны, работают до последнего клиента. Их владельцы с надеждой смотрят на небо и вымаливают теплую погоду для продолжения курортного сезона.

Оценивают его по-разному. Чтобы не сглазить на будущее, все дружно жалуются на недостаток клиентов. «Второй сезон прошел под знаком финансового кризиса, — приходит к выводу хозяйка одного из частных пансионатов в Героевском. – По правде сказать, мы держимся на постоянных клиентах, их рекомендациях и отзывах на нашем сайте». Благодаря наработанной клиентуре пансионаты продержались в самом нерентабельном летнем месяце – июне. Подтягиваться отдыхающие начали в первой декаде июля, а в августе, считающемся в Керчи высоким сезоном, яблоку негде было упасть: заказанными оказались все люксы, не говоря уже о номерах эконом-класса. Не пустуют люксы и в сентябре, когда отдыхать приезжает солидная публика, не терпящая рядом с собой визжащую детвору и «зажигающую» до утра молодежь.

Однако ожидания владельцев пансионатов, что военные действия вблизи популярных курортов Ближнего Востока перенаправят на украинский юг туристические потоки, не оправдались. Да, вслед за москвичами и питерцами подтянулись жители Уфы, Челябинска, Иркутска, а по их примеру и украинская публика, но тут же у хозяев курортных владений возникла другая претензия к отдыхающим: каждую копейку считают.

Дикий пляж. Шикарно развернулись
title
Жители российских столиц имели стойкую репутацию «самых крутых» отдыхающих: они без счета сорили деньгами и, переводя рубли на гривны, наши цены называли «плевыми». Финансовый кризис вымыл денежную массу из карманов российских отдыхающих, и они стали почти как отечественные курортники: начали считать деньги.

«Выторговывают каждую копейку, — с брезгливым возмущением говорит принимающая каждое лето курортников в своем большом частном доме жительница Героевского. – Скупо стали жить, меньше покупают овощей-фруктов, отказываются от нашей стряпни, хотя еще год-два назад ели в три горла, покупали каждый день домашнее молоко, свежую рыбу, закатывали в беседке пиры почище ресторанных».

Но как бы ни хаяли российских отдыхающих владельцы пансионатов и частных подворий, именно они и составляют основной курортный контингент Керчи. Во многом — благодаря ценовой марже, позволяющей россиянам чувствовать себя на украинском провинциальном курорте состоятельными людьми. Но завлечь российского отпускника в керченский пансионат не просто. Цены ценами, море морем, однако отдыхающие перебирают курортными «харчами» и стали гораздо требовательнее прежнего.

Мало того, что все хотят комфорта, внимания к своей персоне, угодливости персонала, они весьма настороженно относятся к рекламе пансионатов и отзывам на их сайтах. Если реклама хоть в малости обманула ожидания курортников, то раздраконят в интернете так, что и бизнес владельцу поломать могут. И это не фигура речи: в одних пансионатах не протолкнуться, владельцам и администраторам приходится, извиняясь, отказывать отдыхающим, давать визитки, чтобы на будущий год они могли заранее заказать номер в удобное для них время, а другие подбирают за успешными конкурентами их клиентуру.

В книге отзывов одного из героевских пансионатов довелось прочесть: «Ехали сюда, прочитав отзывы в интернете, но не ожидали, что они совпадут с действительностью. Обязательно будем рекомендовать ваш пансионат своим друзьям». Несмотря на бескрайние просторы интернета, сарафанное радио, как видно из этого отзыва, по-прежнему сохраняет свою рекламную популярность.

Героевское: тихо, красиво, уютно

title
И Керчи всё никак не удается перерасти этот курортный уровень. Она, как и полвека назад, остается местом отдыха публики, с одной стороны, перешагнувшей непритязательность, а с другой, сохранившейся всё в той же традиционной поре: курорт для очень-очень среднего класса, бабушек с внуками, любопытствующей молодежи и неиссякаемого потока родственников местного населения.

Это какая-то неизжитая совковая психология: чуть-чуть человек заработал денежек, и он уже презирает свое прошлое, в том числе и место, где отдыхал, будучи ребенком, студентом или скромным инженером: им, видимо, кажется, что отдых в Керчи могут расценить как недостаточно высокий уровень. Хотя далеко не все с ними согласны, потому что своя прелесть в умиротворенном семейном отдыхе, несомненно, есть. Правда, родившиеся и выросшие в Керчи, где бы они ни жили, родной город в летний сезон не забывают, считают его лучшим и не променяют ни на какую Ялту.

Омосквичившийся Денис Бондарев зимой отдыхает в Таиланде, а летом везет в Керчь к родителям всю семью. У ставшего киевлянином Юрия Седакова правило: две недели в августе он непременно проводит в Керчи — и приучил к ней своих приятелей и коллег, которые с удовольствием на машинах, с палатками отдыхают здесь, переезжая с одного дикого пляжа на другой, с Черного моря на Азовское.
А вдруг кто подъедет?
title
Андрей Якунин впервые побывал здесь три года назад после женитьбы на коллеге родом из Керчи. «Я хоть и не женщина, но восторг! И за границей не раз отдыхал, и в детстве родители меня каждое лето вывозили из Днепропетровска на море в Сочи, Ялту, Анапу, Геленджик, но Керчь по-своему неповторима и хороша. Прежде всего, дикие пляжи. Это же сказочное богатство, по недомыслию не претворенное в большой и успешный бизнес. Были бы у меня достаточные средства, непременно бы раскрутил эти изумительные, редко кем хоженные места вблизи Керчи. Воистину живем на золоте, а ездим за тридевять земель за стекляшками».

Разговорившись, многие признаются, что не представляли прелести и очарования провинциальной Керчи. Что-то слышали о ней, где-то читали, но никакого конкретного образа у них не складывалось: есть себе город у моря и есть, в конце концов, не только в Керчи оно есть.

Приезжих многое удивляет здесь, и в первую очередь, отсутствие грамотной рекламы, которая Керчи нужна позарез. Ей бы креативные мозги и незашоренный новый взгляд какого-нибудь грамотного молодого пиарщика, а еще лучше – выросшего или искренне любящего этот город, парочку забойных фестивалей с молодыми лицами, а не натужных, высосанных из пальцев «Понтийских игрищ», хорошую транспортную развязку, внутригородские магистрали, курортные развлечения – Керчь бы заиграла на курортной карте Крыма.

Это очень специфический город: уже не промышленный, но еще не курортный, несмотря на Богом данный потенциал.

Многие буквально изнывают в Керчи от скуки, не имея возможности занять себя чем-то другим, кроме тупого лежания на пляже под назойливое жужжание над ухом продавцов кукурузы, пахлавы и пирожков. В жаркие дни многим не хочется никаких экскурсий по каменным развалинам, зато отдыхающие с удовольствием бы развлеклись в аквапарке или дельфинарии.

Торопитесь, всё для вас!

title
Но в Керчи на двух морях и проливе нет никаких водных развлечений, пусть даже такого взрослого, как плавучий кабачок. От этого проистекают многие беды как самого курортного бизнеса, так и туристического. Керчь стойко облюбована практически неизменным из года в год контингентом отдыхающих. Они, если кто вообще интересуются чем-то, кроме пляжа, здесь уже сто раз видели и археологический музей, и Аджимушкайские каменоломни, и Золотую кладовую, и крепость «Керчь».

Им бы в «Тайган», но туда добираться три часа в одну сторону и еще минимум столько париться на жаре. Выбирают из-за меньшего расстояния Коктебель, Феодосию, но сколько раз можно ездить и туда?

Сотрудники турфирм неспроста недовольны размером выручки. Причины самые явные: практически неизменный из года в год контингент курортников, бабушки с маленькими детьми, неготовыми к долгим поездкам из-за удаленности интересных туристических объектов Крыма от Керчи, и большое число отдыхающих на собственных автомашинах, которые предпочитают экскурсиям шашлыки.

Да, еще и дороги. В то же Героевское ведет такая же, как в Заветное, Яковенково и прочие другие интересные пляжные места Керчи и близлежащих приморских окрестностей: разбитые, годные разве что экстремалов. Как бы успешен ни был курортный бизнес в том же Героевском, а предприниматели скупятся сброситься на не то что новую, а на ремонт старой дороги.

В отдыхе мелочей не бывает. Это такой же бизнес, как любой другой, и, кроме подсчета выручки, требует капитальных вложений. Но таких предпринимателей в городе пока мало. Гораздо больше тех, кто откровенно хочет заработать большие деньги просто на желании сухопутных иногородних провести отпуск у моря.

Не выработана и единая общегородская концепция имиджа Керчи. То городской голова требует от своих подчиненных проведения ежегодных туристических ярмарок, то резко охладевает к ним из-за невостребованности и нерентабельности. То вытягивает из Совмина статус Керчи как курорта местного значения, то дает понять горожанам, что никакая Керчь не курорт.

То есть сама местная власть толком не прибилась ни к одному берегу, несмотря на то, что каждый мало-мальски значимый в Керчи чиновник непременно имеет участочек у моря, там же гостевой домик, общепитовские и торговые точки, то есть рассчитывает на приток отдыхающих. Но как-то вяло, ничего по-настоящему толкового не предпринимая, в чем очень явно проявляется отсутствие креативного мышления и непонимание специфики Керчи теми, кто руководит городом. Иной раз думаешь, а не в том ли причина, что большинство из них не коренные керчане, а люди пришлые, которым здесь хорошо, пока есть чем поживиться…




Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments