Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Мастер-класс от водителя-универсала

Этот человек без ложной скромности говорит о себе, что умеет водить все, что движется на колесах или на гусеницах. Из гражданского транспорта водитель-универсал свободно водит все – начиная c мотоцикла и заканчивая экскаватором, а из военной техники ему также подвластно любое транспортное средство: от штабного «Уазика» до танка и тяжелого ракетного тягача.

Путь к высшему уровню водительского мастерства был непростым. В далеком 1971 году восемнадцатилетнего новобранца призвали на военно-морской флот. Поэтому сейчас ветеран вооруженных сил шутит, что если кое-что подскажут, то управится и с вождением какого-нибудь катера или буксира. До небесных вершин карьера отставного офицера не поднялась, но он и тут считает, что, покажи ему, как управлять обыкновенным поршневым самолетом, то глядишь, и взлетит к облакам. Мотор — он везде мотор.

Свыше 40 лет назад, послужив на флоте два года, юный матрос понял, что его призвание все-таки сухопутные боевые машины. Потому и поступил в Казанское бронетанковое военное училище, которое окончил в 1977 году. Дальше пошла обычная армейская служба в танковых войсках, с ее непрерывными учениями, марш-бросками, выдвижениями броневых колонн в назначенные места.

Служил молодой офицер с охотой, все нормативы выполнял только на «отлично». Такие люди всегда нужны в «горячих точках». И уже в 1981 году, весной старший лейтенант-инженер получил приказ отправиться к новому месту службы, в Афганистан. Советско-афганскую границу офицер, вместе с другими такими же «командированными», пересек 20 мая 1981 года. По прибытию в Кабул офицер-танкист получил назначение на должность заместителя командира танкового батальона по ремонту броневой техники.

Танковые войска – это не только танки. Боеспособность бронетанковых сил обеспечивается также бронетранспортерами, тягачами, армейскими вездеходами, боевыми машинами пехоты, автомобилями различных модификаций. С каждой из таких транспортных единиц заместитель командира по ремонту техники любого бронетанкового подразделения или части должен быть на «ты».

Батальон, куда попал служить вновь прибывший офицер, дислоцировался в окрестностях афганской столицы. Может быть поэтому, место расположения танкового подразделения по аналогии с известным «спальным» районом Москвы в шутку прозвали «Теплым станом». Только вот спать там было почти что некогда.

Помимо боевого прикрытия Кабула, перед танковым батальоном была поставлена и другая задача: увозить с поля боя подбитую технику — ту, которая поддавалась восстановлению. Для выполнения этого задания батальон оснастили танковозами — тяжелыми грузовиками, тащившими за собой многотонные прицепы-платформы. Такие машины выпускал Минский автомобильный завод, и марка у этих грузовиков была «МАЗ-37-Г». Командир батальона по ремонту броневой техники быстро освоил и управление «танковозами».

«Эвакуация» с мест, где шли бои, побитой техники, была делом трудным и опасным. Выезжать приходилось часто на заминированную территорию, а, корме того, душманы, зная обычай советских войск увозить на ремонт поврежденные танки, бронетранспортеры и прочие боевые машины, могли специально поджидать эвакуаторов. Стоило только эвакуационному подразделению появиться в заданной местности, как «духи» открывали по нему огонь с разных сторон, маскируясь на горных склонах. За два года танковый батальон, занимавшийся сбором подбитой техники, потерял убитыми 50 человек.

За отличие в боевой службе заместитель командира танко-эвакуационного батальона получил благодарность от командования и очередное воинское звание капитана.

В свою страну капитан-танкист, имеющий теперь опыт участия в боевых действиях, убыл в мае 1983 года, и границу между Афганистаном и Советским союзом, но уже в северном направлении, проехал 20 мая — ровно через два года после начала командировки.

Отличившихся в Афганистане офицеров охотно принимали в военные академии. Капитан-«афганец», прослуживший два года на батальонной должности, в 1984 году поступил в Бронетанковую академию имени маршала Советского Союза Малиновского. Учился на факультете подготовки руководящего инженерного состава. Сейчас вспоминает: «У нас на курсе было только два капитана – я и еще один такой же офицер, служивший в Афганистане. Остальные пришли учиться майорами и подполковниками».

Два года напряженной учебы пролетели быстро. В 1986 году офицер с квалификацией инженера-водителя и теперь уже с высшим военным образованием снова пришел на службу в полевые части.

Основой боевой подготовки танковых войск всегда оставались военные учения с быстро меняющимся сценариями и неожиданными вводными, а также многокилометровые марш-броски по дорогам различных видов и по пересеченной местности. Марш-броски чаще всего устраивались на три классические дистанции: 150, 250 и 500 километров. В ходе учений и марш-бросков танковые экипажи учились передвигаться в одиночку, в боевых порядках и в составе колонн. Учитывалась и вероятность того, что в случае каких-либо чрезвычайных обстоятельств или в условиях реальных боевых действий в распоряжении войск могут оказаться трофейная военная техника, а также гражданские машины, не предусмотренные никакими военными штатами.

По этой причине на заместителей командиров танковых подразделений, частей и соединений возлагалась также обязанность разбираться в движущейся технике максимально возможного количества образцов, чтобы в случае необходимости учить ездить на них своих подчиненных. Вот почему ветеран боевых действий в Афганистане и воспитанник бронетанковой академии легко может управлять хоть светским кабриолетом, хоть машиной, на которой базируется реактивная система залпового огня.

После развала Советского Союза офицер-танкист, дослужившийся к тому времени до подполковника, продолжил службу в Вооруженных силах Украины. В запас уволился в 2003 году, имея за плечами 32 года армейского стажа.

Но «военная косточка» не отпускала и на «гражданке». В том же, 2003, году военный водитель-универсал пришел на работу в Донецкое областное отделение Общества содействия обороны Украины.

В 2014 году ветеран-танкист остался верен народу своего региона и сделанному им выбору. Сейчас офицер в отставке продолжает работу в недавно созданном Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Донецкой Народной Республики. В ДОСААФ ДНР инженеру танковых войск поручено руководить подготовкой механиков-водителей военной и гражданской техники, связистов и спортсменов-моделистов.

Сегодня специалист с многолетней армейской закалкой рассказывает, как идет в республике становление организации, призванной крепить ее оборону:

— Вспомним еще раз о пройденном вами боевом пути. Какие модели танков во времена вашей военной службы были самыми ходовыми?

— Прежде всего, танки марок Т-64 и Т-72. Причем, танк Т-72, хотя он был более новым по сравнению с Т-64 и поступил в войска позднее, в некоторых важных тактико-технических данных уступал своему «ставшему брату». Дело в том, что танк Т-64 создавался в качестве базовой модели для последующих модификаций бронированных машин. Получалось так, что на танке Т-72 для замены двигателя в полевых условиях требовались 7-8 часов, тогда как на танке Т-64 эту же задачу можно было выполнить за 2,0-2,5 часа.

Кумулятивная защита, предохраняющая танковую броню от ударного воздействия противотанковых снарядов, на танке Т-72 была также более совершенной. Что собой представляет эта защита? По всему броневому поясу танка устанавливаются ящики с взрывчаткой. В ящике также находится металлическая пластина, представляющая собой плоскость, установленную под определенным углом. Снаряд, поражающий танк, врезается в какой-то из ящиков, наполненных взрывчатым веществом, и сразу же напарывается на пластину из металла. При столкновении головки снаряда с пластиной весь боеприпас тут же отклоняется от своей пробивной траектории и в тот же миг взрывается вещество, содержащееся в ящике.

Противотанковый снаряд таким образом самоликвидируется, его взрыв гасится взрывом ящика кумулятивной защиты. При этом у танка Т-64 угол наклона лобовой и боковой брони более подходящий для повышения эффективности встречного взрыва.

— Сейчас в Интернете появилось много материалов о новейшем российском танке «Армата». Что об этой модели можете сказать вы, как танкист-профессионал?

— «Армата» пока еще проходит испытания. Не исключено, что в ее конструкцию, в частности, ходовую часть и средства защиты будут внесены некоторые изменения. Но, насколько известно, кумулятивная защита на «Армате» по качественным показателям превосходит все прошлые образцы этого средства, предназначенного для повышения выживаемости танков на поле боя. Противотанковый снаряд в случае попадания в кумулятивный барьер танка «Армата» будет попросту отброшен от танковой брони и взорвется где-то в воздухе.

Лобовая броня на «Армате» установлена едва ли не параллельно плоскости движения танка. Даже при прямом попадании в переднюю часть «Арматы» снаряд лишь чиркнет по скользящей, почти горизонтальной, поверхности и, не достигнув цели, опять же, отлетит и разорвется где-нибудь в стороне от танка.

Как видите, танковые войска рано списывать в военный музей и в XXI веке.

— Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту ДНР также будет готовить танкистов нового столетия?

— В своем сегодняшнем качестве мы существуем пока еще совсем немного времени. Бывшая областная организация Общества содействия обороне Украины перерегистрировалась как ДОСААФ Донецкой Народной Республики 22 июня этого года. По ходу дела понадобилось решать и другие формальности, потребовалось, например, получить аккредитацию и в Министерстве внутренних дел республики.

Задачи, поставленные пред нами, скорее пока традиционные. Мы приступили к обучению механиков-водителей различных квалификаций, специалистов военной связи и спортсменов, занимающихся изготовлением технических моделей водоплавающих средств и летательных аппаратов. Но со временем круг задач, думаю, будет расширяться.

— Боевые действия сильно сказались на состоянии учебно-материальной базы оборонного общества?

— Проблема здесь, в основном, та, что наш регион разрезан практически пополам линией боевого соприкосновения. Из существовавших на территории бывшей Донецкой области 33 центров военно-технической подготовки на территории, контролируемой сейчас ДНР, располагаются только 16 учебных центров. Из них 10 – это автомобильные школы, остальные шесть – спортивно-технические клубы, где занимаются моделисты.

С материальной частью дела, в общем, обстоят неплохо. Еще в 2008 году областное отделение ОСОУ приобрело 60 единиц колесной техники, из которых 45 — автомобили иностранных марок. Все эти машины и сейчас в строю.

Боевые действия, конечно, не могли не отразиться на численности подготавливаемых нами специалистов. Если до начала войны мы за каждый учебный год обучали не менее 20-22 тысяч, человек, то в первом полугодии 2015 года смогли подготовить только 900 специалистов и спортсменов-моделистов. Но есть основания надеяться, что, хоть и постепенно, количество наших учеников вновь будет расти.

— Что можно сказать о моральном состоянии молодежи, желающей обучаться сейчас «досаафовским» специальностям, учатся они с охотой? Ведь, не секрет, что тяготы военного времени, вдобавок еще зависшая ситуация в зоне боевых действий и на взрослых, полностью сформировавшихся людей, воздействует не лучшим образом…

— Не вчера было сказано, что автомобиль — не роскошь, а средство передвижения, и вообще, нужная в жизни вещь. А жизнь такая штука, что пробивается даже сквозь самые трудные времена. Людям, особенно молодым, свойственно верить в будущее, строить какие-то планы. И в таких планах, как свидетельствует опыт, не последнее место занимает желание быть технически грамотным человеком, научиться водить собственную машину. И чтобы научиться этому умению, молодежь идет к нам.

А наша организация, со своей стороны, неспроста в свое время прибрела новую технику, в том числе иномарки престижных моделей. Иначе могло получиться так: пришла бы какая-нибудь современная девушка обучаться водительскому искусству, а у нас в наличии только какие-нибудь «Жигули» выпуска 80-х годов прошлого века и наполовину разбитые грузовики. От одного вида такой техники и наших потенциальных учеников опустились бы руки. А так молодые люди видят у нас машины, похожие на те, на которых они сами хотели бы ездить. Потому дело и налаживается.

Срок обучения на водителей легковых автомобилей у нас остался таким, как и раньше: 2,5 месяца. Плата за обучение – 7,0-7,5 тысячи рублей.

По отдельной программе готовим водителей, имеющих право перевозить людей. Квалификация таких водителей должна быть не ниже первого класса. Водители этой категории обязаны также уметь управлять транспортными средствами весом от 7,5 тонн и выше.

В настоящее время к нам проходят учиться большей частью ребята, девушек пока мало, но этот вопрос, я думаю, поправим.

— А где в ДОСААФ ДНР готовят связистов и моделистов, на каких технических средствах обучаются они?

— Для обучения связистов у нас есть армейские рации марок Р-142 и Р-126. Техника, хоть и старая, но надежная. Учим своих курсантов владеть этими средствами связи в различных условиях: на автомобилях, совершающих марш-бросок, на полигоне, в условиях, приближенным к боевым. Связистов обучаем в Донецке и в Макеевке.

Военно-технические клубы спортсменов-моделистов у нас работают в Калининском и Петровском районах Донецка, а также в Макеевке, Енакиево, Старобешево, Торезе, Шахтерске, Новоазовске. Занимаются там, в основном, изготовлением моделей самолетов. Но мы уже сейчас работаем над расширением технической, необходимой для выпуска моделей морских и речных судов.

— Специалистов военных профессий оборонное общество ДНР также способно обучить? Вам как ветерану танковых войск надо ведь передавать опыт юному поколению…

— В Куйбышевском районе Донецка действуют курсы механиков-водителей бронетранспортеров и гусеничной техники. Там я нередко бываю и стараюсь рассказать молодым ребятам о том, чему научился за годы военной службы. В программе обучения механиков-водителей мы стремимся воспроизводить определенные моменты боевой подготовки танковых войск Советской Армии. В первую очередь, это марш-броски по пересеченной местности в осложненных погодных условиях. У механиков-водителей такая уж специальность: техникой надо уметь управлять в окружении любой природы, при любой погоде, днем и ночью.

— Министерство обороны ДНР перед оборонным обществом ставит какие-нибудь отдельные задачи и, вообще, с какими ведомствами республики ДОСААФ ДНР контактирует в своей работе?

— По ведомственной принадлежности мы относимся к министерству образования ДНР. Сотрудничаем также с Министерством внутренних дел и Министерством транспорта. С министерством обороны у нас также развиваются контакты: в военном ведомстве, естественно, хотят, чтобы мы больше внимания уделяли обучению молодежи армейским специальностям. Мы тоже за это, но чтобы программа военной подготовки осуществлялась на должном уровне, надо решить определенные материальные и организационные вопросы.

В целом же, ДОСААФ Донецкой Народной Республики проходит через этап своего становления, работаем над расширением наших возможностей и перспектив.

http://c-eho.info/politika/novorossiya/item/1577-master-klass-ot-voditelya-universala

Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments