Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Донбасс выходит в море

Донбасс – край, где добывают уголь, плавят металл и делают машины. А вот Донецкий угольный бассейн и море – ассоциация, на первый взгляд, даже не вырисовывается. И, тем, не менее, от столицы Донецкой Народной Республики – Донецка и до берега Азовского моря по прямой не более 100 — 120 километров. Поэтому не так уж удивительно, что из Донецкого региона наряду с шахтерами, металлургами и машиностроителями, вышло немало моряков.

Специалисты по морскому делу понадобились и для республики, имеющей, волей исторических обстоятельств, выход к морским просторам.

Во времена политических переворотов нередко случается так, что обучение молодежи военным специальностям ведут люди, не носившие раньше военную форму. В Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) ДНР военно-морской подготовкой сейчас руководит человек, ходивший по морям и океанам на торговых кораблях.

Начальник военно-морской подготовки ДОСААФ ДНР родился в совсем не морском городе Красноармейске. Но обнаружившаяся с детства тяга к морю предопределила выбор профессии. В 2001 году уроженец шахтерского города окончил Мариупольское мореходное училище и стал специалистом плавсостава торгового флота.

Дальше, как он сам говорит, ему повезло. Плавать пошел не по «линиям», иными словами, не по постоянным маршрутам, ведущим от одного порта к другому, а сразу вышел в открытый океан. Тут уж повезло с заключением контрактов. Да и платили за хождение по океанам ощутимо больше, чем за курсирование по «линиям».

За 15 лет хождения по морям и океанам, выпускник Мариупольской «мореходки» побывал на четырех континентах Земного шара. Не дошел только до Австралии. Зато «попутно» окончил заочное отделение Севастопольского филиала академии морского транспорта. В филиале академии усовершенствовался по тем же специальностям, которые приобрел в мореходном училище: моторист и судовой электрик.

Морские походы специалиста по судовым моторам и электрической части пролегали через разные моря и океаны. Много раз приходилось пресекать Бискайский залив, где все 365 суток в году бушуют шторма. «Но нам, — шутит сейчас бывалый моряк грузовых судов, — повезло, через Бискайский залив мы проходили, видимо, в 366-е сутки года, поэтому там было тихо».

Такой же тишиной встречало выпускника Мариупольского мореходного училища и Севастопольского филиала морской академии еще одно бурное место мирового океана – пролив Дрейка. Через океанские просторы, отделяющие южную оконечность Южноамериканского континента – мыс Горн и Антарктический полуостров Антарктиды, моряк из Донбасса проходил четыре раза. Но воды, где сходятся Атлантический и Тихий океаны, всегда сохраняли спокойствие.

Таким же спокойным мог быть и великий Тихий океан. Порой штиль на океанской поверхности был таким же, как он показан в фильме «Титаник». Но если в ленте Джеймса Камерона затихший океан являет собой пролог к катастрофе, то судам, на которых плавал моряк, родившийся в Красноармейске, судьба улыбалась: штиль на Тихом океане оставался штилем. За исключение одного раза, когда великий океан дал понять, каким коварным может быть его спокойствие.

«Однажды мы занимались каждый своей работой на палубе судна, — вспоминает корабельный электрик, — как вдруг видим, что нам отчаянно машут руками сигнальщики и другие члены экипажа, наблюдавшие в это время за океаном. Мы поначалу ничего не поняли, а миг спустя понимать было уже поздно: со стороны кормы наше судно накрыла гигантская, не весть откуда взявшаяся, волна. За борт никого не смыло только потому, что все успели ухватиться за все, что попалось под руку: палубные поручни, мачты, надстройки. Однако внезапный налет волны сокрушающей силы в Тихом океане – не неожиданность, а норма, о чем мы в какой-то момент забыли».

Океанская волна способна проявлять свой крутой нрав и во время прибрежного прилива. Как-то раз, во время стоянки у берегов западноафриканского государства Кот-д’Ивуар, моряки торгового судна пошли искупаться в Атлантическом океане. Был обычный момент прилива, когда океанская вона волна лениво подгоняет воду к берегу. Поплескавшись в океанском приливе, моряки стали побираться к берегу. Но не тут-то было: прилив резко увеличил скорость прибоя, отчего люди стали барахтаться и переворачиваться среди прибрежных волн. На берег все же выбрались, но на каждом из моряков не осталось ни одного места, свободного от ссадин, царапин и ушибов, полученных от волновых бросков на донный песок, береговые камни и каменистые отмели.

Свой океанский и морской поход судовой моторист и электрик закончил на Азовском морском пароходстве, когда и самому пароходству пришел конец. Сначала на судоходном предприятии плавательные средства стали исчезать одно за другим. А с созданием в бытность губернатором Донецкой области Виктора Януковича компании «Торговый флот Донбасса», процесс разбазаривания судоходного состава пароходства вышел на необратимый уровень. В Азовском морском пароходстве тогда шутили, что название «торговый» к грузовому флоту Азовского моря теперь подходит в буквальном смысле: из 100 с лишним судов каждый месяц продавали «налево», то есть на порезку на металлолом, не менее пяти-шести плавсредств. Бывало еще и так, что некоторое количество судов сдавали в долгосрочный фрахт неизвестно кому, и больше эти суда никто не видел.

Так, волей обстоятельств, моряку дальнего плавания с изначальной морской карьерой пришлось расстаться. Он вернулся в Донецк, куда к тому времени перебралась на жительство из Красноармейска его семья, и перепробовал разные сухопутные профессии.

В революционные события, развернувшиеся на Донбассе весной 2014 года, моряк включился сразу и был среди тех, кто штурмовал здание областной государственной администрации. А потом охранял «белый дом», ставший резиденцией правительства Донецкой Народной Республики.

Но уже летом 2015 года «Моряк», для которого профессия стала позывным, вернулся к занятию, близкому к его основной специальности: стал заведовать отделом военно-морской подготовки в Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту ДНР.

— Меня теперь нередко спрашивают, как может отвечать за военно-морское обучение специалист торгового флота, — признался Моряк. — Отвечаю так: с оружием я действительно впервые по-настоящему познакомился при штурме здания бывшей областной госадминистрации и впоследствии, когда нес там охранную службу. Дело в том, что согласно международным конвенциям, на судах торгового флота категорически запрещено иметь огнестрельное вооружение, даже мелкокалиберное. В случае нападения пиратов экипажам рекомендовано подавать сигнал «SOS» и отбиваться подручными средствами. Самыми эффективными из них считаются пожарные брандспойты.

Зато правила вождения судов так же, как и приемы управления шлюпками, на торговом флоте почти ничем не отличаются от того же самого на боевых кораблях. Водолазное дело – также одинаково практически везде. В Донецке, и в целом на территории, контролируемой ДНР в самом деле проживает немало отставных военных моряков. Но жизнь пока распорядилась таким образом, что военно-морскую подготовку в оборонном обществе республики поручено возглавить мне.

Для начала мы провели инвентаризацию плавсредств, имеющихся в наличии. Как выяснилось, они есть почти на каждом водоеме. На одном только первом городском пруду Донецка, в парке имени Щербакова, насчиталось 53 лодки. По международной классификации, все малые плавательные средства – от обычных весельных лодок и до относительно крупных моторных катеров – отнесены к категории маломерных судов. Для того чтобы управлять маломерным судном, оснащенным двигателем, хотя бы той же моторной лодкой, надо пройти соответствующее обучение и получить официальную аттестацию. Это дело у нас оказалось фактически разваленным, теперь, чтобы его восстановить, многое надо начинать заново.

Любое обучение начинается с людей. Для запуска учебного процесса, перво-наперво, нужны подготовленные инструкторы. Поэтому, кроме инвентаризации плавательных средств, отдел военно-морской подготовки ДОСААФ сейчас проводит и своеобразный смотр имеющихся кадров. К счастью, Донбасс и в этом вопросе не выглядит обделенным.

В Горловке осталась хорошая водолазная школа, где новичков могут учить мастера подводного спорта, заслужившие свою квалификацию еще в Советском Союзе. Этим людям теперь следует только получить сертификацию, предусмотренную законами ДНР.

Школы подготовки мастеров дайвинга остались также в Енакиево и Новоазовске. Для того чтобы они возобновили работу, им надо помочь в материальном и организационном плане. Если такая помощь будет оказана, новички смогут научиться не просто подводному плаванию, но и овладеют приемами подводного рукопашного боя. Учить этому искусству есть кому.

В Донецке и Макеевке до сравнительно недавних пор действовали центры подготовки мотористов и электриков для маломерных судов. Но, попав еще в 1991 году в систему Общества содействия обороне Украины, эти учебные центры по причине отсутствия финансирования пришли в упадок. Как вдохнуть в них новую жизнь, также отдельный вопрос.

В столице ДНР так же, как и в некоторых других городах республики, можно начать подготовку судовых связистов. Для этого потребуется разработать особую программу обучения. Средства связи, применяемые на военных и гражданских судах, хоть и похожи на наземные радиостанции, но в кое-каких существенных моментах отличаются сильно.

Восстановление в Донбассе военно-морской подготовки – дело, конечно, трудоемкое, требующее времени и упорства. Но работа уже идет. Желающие учиться судовым специальностям есть, в строй возвращаются инструкторские кадры.

К перспективным направлениям относится возрождение судомодельного спорта. Раньше изготовлением ходовых, управляемых с помощью радиосигналов моделей различных судов, занимались спортивно-технические клубы в Донецке, Макеевке, Енакиево и Новоазовске. Судомодельное дело в ДНР восстановлению подлежит и, вполне возможно, что судовые моделисты покажут себя уже в следующем плавательном сезоне весной 2016 года.

Как отметил в заключение Моряк, сейчас перед вверенной ему службой стоят две большие проблемы. Одна из них – бумажно-бюрократическая. За кроткий срок надо заново переоформить и утвердить в соответствующих инстанциях руководящие документы. Но все же эта проблема решается сравнительно легко.

Вторая проблема – финансовая. С ней управляться сложней. Деньги нужны для закрытия любого пункта плана восстановительных мероприятий. На рынке технического оборудования для маломерных судов так же, как и водолазного снаряжения, цены сейчас устанавливают фирмы из Китая, Южной Кореи и Японии. И получается так, что даже «бэушный» двигатель для моторной лодки стоит около 2 тысяч долларов США. Новый двигатель такого же класса стоит в два-три раза дороже: 5-6 тысяч «зеленых».

Стоимость самого дешевого гидрокостюма для водолазов не опускается ниже 3-4 тысяч долларов. А хочешь приобрести гидрокостюм новейшей модели – ищи 10 тысяч долларов, а то и больше.

Но из этой ситуации существует, по крайней мере, временный выход. В организациях ДОСААФ ДНР осталось старое судовое и водолазное снаряжение. Часть него вполне можно отремонтировать и снова пустить в дело.

Служба военно-морской подготовки ДОСААФ ДНР работает в координации с Главной инспекцией маломерных судов (ГИМС) Министерства по чрезвычайным ситуациям Донецкой Народной Республики. В системе республиканского МЧС эта служба создана сравнительно недавно. В ведомстве по чрезвычайным ситуациям Украины аналога такой службы не существует. Но МЧС ДНР в своей работе переходит на стандарты Российской Федерации, а в составе российского Министерства по чрезвычайным ситуациям служба, контролирующая состояние маломерного флота, действует уже более десяти лет. Теперь и в ДНР каждое, находящееся на учете маломерное плавающее средство, должно быть аттестованным и сертифицированным в ГИМС Министерства по чрезвычайным ситуациям республики.

Донбасс известен прежде всего как большой промышленный «корабль». А большому кораблю предназначено большое плавание. Постепенно, но уверенно, огибая «отмели» и преодолевая преграды, Донбасс снова выходит в море, которое для него также – родная стихия.

http://c-eho.info/politika/novorossiya/item/1647-donbass-vykhodit-v-more

Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments