Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Наезд на кошелек

Может, мне одной кажется, что люди, принимающие от нас из рук в руки деньги, нас не уважают? Продавцы в супермаркетах благодарят покупателей только в период испытательного срока. Даже торговцы на рынках, которые поначалу, в период зарождения отечественного капитализма, изо всех сил старались быть чуть ли не по-европейски вежливыми, со временем разболтались и стали по-советски хамоватыми и, несмотря на отсутствии товарного дефицита, могут бросить покупателю в лицо скандально известное «не нравится – не бери!».

О водителях маршруток вообще молчим: в их лексиконе слов типа «спасибо» и «благодарю» отродясь не водилось. Они ведут себя так, словно каждого пассажира несут на закорках, поэтому именно этим и обязаны им, что не пешком тащатся по городу. Они не считают зазорным от души и со смаком «погавкаться» с пассажирами, проехать мимо остановки, завидя ожидающего маршрутку пожилого человека, который вполне даже может оказаться льготником; увлеченно разговаривая по мобильному, проехать требуемую остановку и еще «навтыкать» в след недовольному пассажиру.

Они вообще многое чего могут. Например, остановить по пути с переправы полупустую маршрутку возле магазина и, не торопясь, менять мелочь у знакомой продавщицы, пока пассажиры будут изводиться от жары. Или с прокурорской безапелляционностью заподозрить моложавую пенсионерку в использовании якобы чужого пенсионного удостоверения и выговаривать ей за это. Или беззастенчиво требовать со школьника полной оплаты за проезд, невзирая на установленную городом 50-процентную скидку. Или получать оплату за проезд с пенсионеров, игнорируя установленное для них в Крыму право бесплатного проезда.

С введением этой нормы внутригородской транспорт превратился в зону горячего конфликта между водителями и пожилыми пассажирами. Нечто подобного и следовало ожидать: в Крыму, где каждый город без какой-либо натяжки можно назвать пенсионерским, потери транспортников от такой льготы действительно существенны. В той же Керчи треть населения составляют пенсионеры, многие из которых еще настолько мобильны, особенно в дачный и купальный сезон, что пользуются транспортом минимум дважды в день. Троллейбусное движение в Керчи ограничено несколькими районами, а выделенные в качестве альтернативы ему социальные автобусы не покрывают потребности в проезде льготных категорий, поэтому хочешь-не хочешь, а без маршруток не обойтись.

Водители маршруток, над которыми довлеет установленный перевозчиком план, отказываются возить пенсионеров под разными предлогами. Учительница-пенсионерка Светлана Николаевна Капустина рассказывает про случившийся с ней инцидент. «Мы с дочерью и внучками входили в маршрутку на конечной остановке, когда водитель потребовал выйти и дожидаться следующей, потому что у него и без нас в салоне были льготники. На мое возражение, что число льготников у него не ограничено, а за каждого из нас перевозчику полагается компенсация от правительства Крыма, он стал орать, что из-за таких, как мы, он не делает план. Из салона мы не вышли и вплоть до дома выслушивали, какие мы наглые, что пользуемся льготами, а он, бедный, теряет в заработке».

А чтобы не терять в деньгах, водители маршруток сняли висевшие с начала года объявления о предоставлении бесплатного проезда пенсионерам, видимо, рассчитывая, что те забудут о своем праве. И теперь, когда им не лишенные памяти пожилые керчане предъявляют на входе пенсионное удостоверение, водители брезгливо морщатся, хотя и молчат. Но, надо заметить, своего они фактически добились. Пенсионеры предпочитают не связываться и платить за проезд, чтобы не нарваться на незаслуженное оскорбление.

Зато те перевозчики, которые как частные предприниматели не получают возмещения за проезд льготников, свои маршрутки буквально облепили объявлениями о том, что «временно не предоставляют право бесплатного проезда пенсионерам»: и на входе разместили, и в салоне не забыли повесить. Таких частных перевозчика в Керчи двое, однако они полностью закрывают своим транспортом несколько городских маршрутов, на которых им нет альтернативы для бесплатного проезда пенсионеров. И в дополнение на их счастье управление транспорта городской администрации лишено прежней функции контроля над перевозчиками, которые оказались сами себе полными хозяевами.

По словам главы администрации Керчи Сергея Писарева, договориться с ними о бесплатном проезде льготных категорий не удалось даже в форме помощи городу: они, как и при Украине, вроде как на добровольной основе предоставляют проезд одновременно только двум категориям льготников, причем по украинской классификации. Владимиру Викторовичу Рыжих один из таких перевозчиков регулярно отказывает в бесплатном проезде, несмотря на удостоверение инвалида: раз не инвалид войны – плати на общих основаниях.

Пожилые керчане ведут себя в этой неоднозначной ситуации по-разному. Одни беспрекословно платят, даже не стараясь отбить предоставленное правительством республики право бесплатного проезда, радуясь, что путинская пенсия позволяет им не мелочиться, другие носят в кошельке расписание социальных автобусов и простаивают на остановках в ожидании бесплатного транспорта. Пенсионерка Светлана Дмитриевна Савочкина, как заметили соседи, в будние дни выходит из дома строго по расписанию: оказалось, к социальному автобусу. «Я так планирую свой день, чтобы уехать в центр и вернуться домой социальным транспортом, – говорит пенсионерка. – По мне лучше толкаться в социальном автобусе и троллейбусе, чем быть униженной водителем маршрутки, который считает, что каждый пожилой человек ворует у него из кармана деньги. Конечно, тем, кто живет в районе троллейбусного движения, повезло, а мы привязаны к расписанию социального автобуса, давимся в нем, но нам выбора не оставили, ведь до всех нужных нам служб – управления соцзащиты, Пенсионного фонда и оптового рынка – пешком не дойдешь».

Безусловно, большим подспорьем обещают стать так ожидаемые гибридные троллейбусы, работающие как от сети, так и от аккумулятора. Предполагается, что они пойдут в районы города, в которых сейчас работают по очень укороченному расписанию движения социальные автобусы. Однако самой надёжной альтернативой в этой ситуации могла бы стать монетизация льготного проезда. В управлении транспорта городской администрации на это очень рассчитывают, потому что основная работа его специалистов сегодня связана с бесконечными жалобами на поведение водителей, то нахамивших пенсионеру, то отказавшему ему в праве на бесплатный проезд, то прошмыгнувшему мимо остановки.

На материковой России это сделано давно, и, как ожидается, в будущем году таким путем пойдет и Крым. Тогда республика сама вправе будет решать, в каком виде пройдет монетизация. Это может быть прибавка к пенсии, приобретение льготных проездных или предоставление талонов на определенное число поездок. Однако лучшим вариантом стала бы, безусловно, денежная компенсация пенсионерам, которые могли бы сами регулировать траты: ездить ли в транспорте или пройтись пешочком. А самое главное, это поможет избежать конфликтов с водителями маршруток. Когда за проезд станут платить все, независимо от возраста и гарантированных льгот, претензии рассосутся сами собой. И водители, может быть, научатся говорить «спасибо». Пусть не каждому пассажиру, так хотя бы умной и прозорливой власти.
http://c-eho.info/obshchestvo/item/1648-naezd-na-koshelek

Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments