Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Муниципальные выборы как призрак майданчика

А теперь вновь вернёмся к уже почти позабытой и мало кому интересной, хотя прошло всего несколько дней, теме «ошеломительной победы оппозиции» в единый день голосования 10 сентября. Вернёмся для того, чтобы обсудить ещё несколько скучных вещей и сделать выводы, которые, ну уж точно, окажутся скучными. И банальными, увы.

Любые выборы технологичны. В том смысле, что даже несущественное, на первый взгляд, процессуальное изменение может значительно повлиять на тактику предвыборной борьбы. Измените способ выдвижения кандидатов, их регистрации — и вы увидите, насколько меняется картина избирательных кампаний буквально всех участников процесса.

С другой стороны, выборы многомерны. Президентские или губернаторские выборы не похожи на выборы в представительные и законодательные органы власти. Обычно локальные выборы проходят в тени больших избирательных кампаний, и на них не акцентируют внимание — ну, или они тихо проходят сами по себе. И остаются преимущественно незаметными.

Единый день голосования вывел локальные выборы из тени и привёл к кумулятивному, но весьма ограниченному эффекту. Достаточно сказать, что 10 сентября прошли довыборы в Государственную Думу в двух субъектах, прямые выборы губернаторов в 16 субъектах, парламентов субъектов федерации – в 6 субъектах, одного главы административного центра, 11 представительных органов административных центров, двух законодательных собраний городов и одних выборов в представительные собрания округов одного города. Правда, город назывался Москва, и выборам в ней досталось больше всего незаслуженного внимания.

Прежде всего надо сказать, что функции, права и обязанности депутатов окружных собраний не имеют ничего общего таковыми депутатов парламента. Согласно российской Конституции, Государственная Дума является представительным и законодательным органом власти, чьи полномочия достаточно обширны: от разработки и принятия федеральных законов, до назначения или одобрения назначения ряда ключевых должностных лиц, а в отношении президента Дума может выдвигать обвинения для отрешения его от должности.

Депутаты Думы осуществляют свою деятельность на профессиональной постоянной основе, они обладают неприкосновенностью: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Депутаты же муниципальных окружных собраний, даже с учётом полномочий, расширенных Собяниным в 2012 г., заняты совершенно другими проблемами и обладают совершенно иными полномочиями. Начнём с того, что муниципальные собрания не являются формой государственной власти, а служит лишь инструментом местного самоуправления.

Советы депутатов имеют ограниченные возможности законотворчества – они могут предлагать проекты нормативно-правовых документов или предлагать изменения в уже существующие законы — но лишь на территории того муниципального округа, где действуют их полномочия. Депутаты могут согласовывать перечни для благоустройства дворовых территорий и списки домов для капремонта, выбор участков для размещения гаражей и религиозных объектов, проекты землеотвода для капитального строительства до 1500 м2 и размещение нестационарных торговых объектов и сезонных кафе.

Они даже могут выражать недоверие главе управы района. Но все их полномочия – это хозяйственная деятельность округа – то, что касается повседневной жизни людей, которые там проживают, ходят в магазины, работают, ходят и ездят по дорогам – все эти важные для каждого, именно для каждого, вопросы.

Каждый депутат муниципальных округов завален жалобами и запросами от жителей, рабочими документами, реагировать на которые – его главная и непосредственная задача. И никакой политики! Никаких рассуждений о судьбах страны и мира. Конечно, депутаты могут поговорить и об этом, но, скажем, — в курилке или в свободное время: у каждого своё хобби.

Более того, на постоянной платной основе работает не более 10% депутатского корпуса (именно к ним относятся ограничения в занятиях бизнесом). И уж конечно, депутат местного собрания, как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность и уголовную, и административную за противоправные действия. Несколько усложняется порядок его привлечения – для этого требуется поставить в известность прокурора и председателя выборного органа. Исключение составляют лишь те случаи, когда депутат задерживается непосредственно на месте совершённого им противоправного действия.

Из всего перечисленного хорошо видно, что представительные собрания муниципальных округов – это не о политике, это о хозяйстве. И результаты московских выборов очень чётко это демонстрируют. Из 1502 депутатских мандатов — общего числа по округам «Яблоко» как агрегатор «оппозиции», получило 176 мест: и это результат практически тотальной мобилизации оппозиционного актива, а традиционные парламентские партии — вообще ничтожно малое количество: КПРФ – 43, «Справедливая Россия» – 10, ЛДПР – 2.

И это, в общем-то, свидетельство того, что партийная система мало адекватна хозяйственным, внутренним, задачам развития и города, и страны в целом. Результат «Единой России» – 1152 мандата прежде всего говорит о том, что в ней сосредоточены люди, от которых реально зависит решение насущных проблем горожан. Хорошо это или плохо, другой вопрос. Главное, что это так, как и то, что на местах нужны не говоруны, а хозяйственники.

Раз так, то имеет смысл задаться вопросом, кто что приобрёл в данной ситуации, а кто что потерял. На первый взгляд, это типичная win-win (без проигравшей стороны) ситуация. «Оппозиция» (именно в кавычках, потому, что после приставки «оп-» всё же следует «позиция», а её – нет) смогла отчитаться об успехе и о том, что «москвичи их поддерживают».

Организаторы выборов могут поздравить себя с кристально чистым администрированием, без тени использования административного ресурса и приписок. Власть, с одной стороны, продемонстрировала свою открытость, а с другой — не отдала «оппозиционерам» ничего, от слова «совсем».

Сами москвичи, да и вся страна на их примере, получили прививку от апатии на выборах – когда было показано, как отмобилизованное меньшинство может изменить политический расклад в свою пользу. Прививка оказалась сделанной в самое нужное время — а её качество, то есть отсутствие побочных эффектов, не вызывает сомнений.

Вот только сама система местного самоуправления не получила ничего. Не потеряла, потому что терять особо было и нечего, но и не приобрела, что жалко.

http://c-eho.info/politika/rossiya/item/3816-munitsipalnye-vybory-kak-prizrak-majdanchika

Subscribe

promo kr_eho october 6, 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments