Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

В российской системе координат

ЧТО КРЫМЧАНАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОМЕНЯТЬ В ЗАКОНАХ РФ

Сегодня в Ялте открылась XXVII по счету конференция Южно-Российской Парламентской Ассоциации (ЮРПА). Первая открылась в Ростове в далеком 2001 году: именно ростовчане инициировали ее появление. Идея была такой: Юг России имеет в общем-то сходные проблемы, отличные от остальной территории федерации. И эти проблемы, которые, конечно, касаются самых разных сфер нашей жизни, проще и эффективнее решать вместе, объединившись.


На сегодняшний день в состав Парламентской Ассоциации входят восемь постоянных членов (Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея, Дума Астраханской области, Волгоградская областная Дума, Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия, Законодательное Собрание Краснодарского края, Законодательное Собрание Ростовской области, Государственный Совет Республики Крым и Законодательное Собрание города Севастополя) и четыре ассоциированных члена (Народное Собрание Республики Ингушетия, Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, Парламент Республики Северная Осетия-Алания, Народное Собрание – Парламент Республики Абхазия).

В прошлом году полномочия председателя ЮРПА перешли Государственному Совету Республики Крым, которая стала членом этого депутатского объединения три года назад.

Конференция рассчитана на два дня; сегодня около сотни представителей восьми субъектов федерации, прибывших в Ялту, в комитетах обсуждали законодательные инициативы, которые ЮРПА в ближайшее время будет предлагать для рассмотрения Госдуме РФ. Об этом мы расскажем позже, а пока мы перед началом беседуем с председателем Комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Республики Крым. Ефим Фикс (на фото), как всегда, любезен и не пренебрегает мелочами, чтобы быть правильно понятым.

— Крым перешел в другую систему координат, уже вполне освоился в новом законодательном поле. Что собираются делать крымские законодатели на этой конференции, Ефим Зисьевич?

— В России интересно выстроена система взаимоотношений по линии центр — субъект федерации. Она, к нашему удивлению, как раз та, какую мы отстаивали еще будучи в составе Украины.

Конституция РФ четко разделяет: есть полномочия исключительно центра — мы туда не вмешиваемся: международная деятельность, безопасность, налоговая политика, банковская система и т.д. Есть совместная деятельность — центра и субъекта.  Здесь нужно договариваться. Например, Татарстан заключил соглашение между РТ и правительством РФ. А есть исключительно полномочия региона, субъекта федерации. Госдума принимает соответствующий закон и говорит:  дальше вы там решайте, детализируйте его так, как нужно вашему региону.

Ну вот свежий пример — закон о возврате кредитов, взятых крымчанами в украинских банках: Госдума приняла рамочный закон — а все остальное регулирование осталось за нами.

— То есть В Москве согласились, что это нужно делать, и определили рамки.

— Да, они определили правила игры, а дальше — уже вы описываете в своем законодательном поле механизм, как конкретно вы это будете делать.

Такая же история и с туристическим сбором: принят рамочный закон: да, это действительно нужно,  будет польза — а дальше решайте сами.

Но есть вещи, которые в рамках совместного ведения не совсем  стыкуются. Например, в рамках комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению будут обсуждаться вопросы административной ответственности: кто, на каком уровне и какой субъект права будет принимать решение по вопросам, связанным с наведением порядка.

Конкретный пример — обеспечение порядка в ходе зрелищных мероприятий. Это наш вопрос, субъекта. Мы в своем законе кое-что, конечно, прописываем — но есть темы, которые административная комиссия в городе или сельского поселения разрешить. Скажем, если вдруг на каком-то мероприятии будут осуществлены какие-то действия, выходящие за пределы стандарта поведения. Закон (ФЗ «Об административных правонарушениях») предусматривает,  что в случае, когда появляются такие пограничные вещи, заключается соглашение между МВД РФ и правительством — скажем, той же Республики Крым.

Но что сегодня делает Министерство внутренних дел: в законе нет четких формулировок, которые бы обязывали силовиков выполнять просьбы и пожелания местных властей. Поэтому в МВД говорят: это не прописано в наших уставах, мы не должны этим заниматься. Мы не можем командовать МВД — но с другой стороны, мы не можем и подвергать наших людей опасности и не можем никого послать на их защиту!

— Есть дружинники, народное ополчение, опять же.

— Да, но у них другие полномочия! Они не могут подменять собой полицию. Что делаем мы: мы уже несколько раз из своего закона, вот и на последнем заседании, в частности, исключили какие-то нормы, которые противоречат федеральному закону. Но ведь дальше дело не движется! И этот пинг-понг: «это не наше, а это мы делать не будем» идет уже не один год. На заседании этого комитета мы будем голосовать за Обращение к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой уточнить нормы ФЗ, которые бы давали возможность в этой части нормально взаимодействовать с правоохранителями.

Или другой пример: стихийная торговля. Это катастрофа, хотя сегодня ситуация уже понемногу выравнивается — мы  установили серьезный штраф, так что стимул есть. Но вот реальная картинка: человек торгует, пришла комиссия. Что ты можешь сделать с этим нелегальным торговцем? Документы потребовать не можешь, экспроприировать товар не можешь…

— А просто потребовать удалиться?

— Он запросто ответит: а кто ты такой? И будет прав. Ты даже протокол не можешь составить: он заявит, что у него нет паспорта, а потом назовется любым псевдонимом. И так — куча других вопросов, в том числе качество продукции. Торгуют кровяной колбасой с земли, а он говорит: хороший товар, покупайте! И ты ничего не можешь сделать. А был бы полицейский, он бы проверил его документы, отвел его в  отделение, задержал на трое суток для выяснения личности. Роспотребнадзор может  взять на анализ его продукцию и пр.

Вот такие и подобные им вопросы требуют урегулирования.

— Это только в Крыму такой беспредел со стихийкой?

— Нет, в других субъектах, которые входят в ЮРПА, аналогичные проблемы!

Далее, скажем еще тема: у нас много на улицах попрошаек — как с ними быть? Полиции он не интересен: он просто сидит. А с точки зрения городской администрации — он нарушитель.

— Неужели до сих пор этот вопрос не урегулирован?

— Увы. Мы готовим консолидированное обращение в Госдуму: мол, уважаемые депутаты, пропишите в федеральном законодательстве эти нормы, тем самым организуйте взаимодействие властей на местах и полиции.

— …иначе придется в каждом селе-городе заводить свою полицию!

— Но тогда это потребует в разы больших затрат из нашего общего кошелька. И это мы еще взяли один пример, а сколько есть других, требующих консолидированных действий…

— Депутаты, чиновники в Крыму уже вполне освоились с российским законодательством, а мы, простые обыватели, еще только присматриваемся, изучаем. То, что в России оно многоуровневое, не означает ли определенную слабость всей государственной конструкции? Вспомним, в СССР закон принимался один на всех…

— Вопрос понял. Вспомните, с чего я начал наш разговор: Конституция РФ четко определила — вот Крым: что это за образование? Крым — это государство в составе федеративного государства. И в этом его сила. Конституция 1993 года в свое время четко разграничила все возможности. Если есть вопросы, связанные с обеспечением безопасности, ты хоть какой хочешь здесь закон принимай, но ты преступишь норму Конституции и тебе прокуратура быстро всё опротестует.

Вот почему Крым быстрее адаптируется в этой ситуации  — а вспомните наше 23-летнее стремление к расширению полномочий! Сколько раз мы говорили в Верховной Раде и руководству Украины: дайте нам нашу часть полномочий, мы не претендуем на какие-то глобальные вещи, дайте нам нашу часть, чтобы мы могли сами их регулировать.

И вот эта борьба, — нет, скажу мягче: наше взаимодействие, переходящее за пределы понимания и финал всей этой истории, 2014 год — это результат непонимания Украиной этих вещей. А Россия пошла по этому пути — эти же права имеют не только республики, но и области. Более того: в России вопросы инвестиционной деятельности, наполнения бюджета — это прерогатива местных органов  власти.

Крым — мы начали с 12 миллиардов в 2015 году, сегодня мы выходим на 44 миллиарда, и это еще не конец года! И это уже мы сами заработали. Правда, нам нужно порядка  70 миллиардов — то есть пока мы берем дотации на 30 миллиардов.

— Уже меньше половины!

— Безусловно! И чем быстрее мы выйдем за пределы бюджетных запросов от федерального центра, тем в лучшем  положении окажемся. Но в каждом субъекте, в том числе каждой республике есть объекты, структуры, которые подчинены федеральному центру – например,  та же «Массандра», это федеральное предприятие…

— Но они нам налоги-то платят?

— Конечно! НДФЛ остается у нас, часть от земельного налога, НДС тоже как-то там расщепляется. Именно в этой многоуровневости я вижу силу России, и развалить ее невозможно: если мы пойдем на нарушение закона, то естественно мы тогда нарушаем Конституцию — и на исправление нашего поведения есть другие механизмы, в том числе уголовное законодательство. А на Украине… — вот это был Советский Союз в самом плохом выражении. В СССР в конечном итоге все вставало на место, и исполкомы имели  механизмы решения вопросов. А на Украине что — глава администрации назначался президентом: хочу назначу, хочу нет!..

http://c-eho.info/politika/krym/item/3867-v-rossijskoj-sisteme-koordinat

Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments