Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Categories:

Русский мир Николая Данилевского

Есть книги, свежесть мысли в которых увеличивается с каждым годом, а лучше… —столетием. Каждое новое поколение заново открывает то, что написали наши уже далекие по времени соотечественники, — и удивляется, насколько точно, ясно и по-современному мылили авторы этих книг. К этому ряду несомненно относится и Николай Яковлевич Данилевский: 150-летие выхода его главного труда «Россия и Европа» мы будем отмечать через пару лет.



А в этом году мы отмечаем 195-летие
со дня его рождения, и в Крыму, где жил и творил этот мыслитель, первые
числа декабря считаются «данилевскими»: в эти дни уже много лет Русская
община Крыма, ученые, политики, журналисты собираются, чтобы «под
крылышком» Николая Яковлевича вновь попытаться отыскать место России в
современном мире, оттолкнувшись от чеканных формул, данных Данилевским.


Считается, что родился он 10 декабря. «Нет-нет, — горячо возражает Инна Михайловна Рау-Данилевская,
правнучка Николая Яковлевича, приехавшая нынче на Данилевские чтения из
Германии. — В бумагах всё напутали! Он родился 4 декабря по старому
стилю, а крестился — шестого»…



Но оставим эти споры ученым — по большому счету, не так важно, когда
родился тот, кто сумел сформулировать русскую сущность России; куда
важнее, какой след он оставил после себя. А ведь совсем недавно уже
казалось, что имя его стерто временем, засыпано пеплом истории. Но имени
Данилевского не суждено было затеряться: пришли молодые ребята,
наткнулись на небольшую книжку, показалась сложной, забыли… А потом
судьба снова толкнула к этим страницам: мир стал меняться, а почему и
зачем, как раз Данилевский и объяснил в той своей книге, написанной за
многие десятилетия заранее.


Сергей Киселев, ныне доцент Крымского федерального
университета, сегодня рассказывает, как он не просто открыл для себя
этот труд ученого, но и с товарищами отыскал место его захоронения — в
бывшем имении ученого, в Мшатке, что на Южном берегу Крыма. Там был
пионерлагерь им.Комарова, начальство пошло навстречу…


В общем, сейчас это небольшой по размеру и скромный памятник в месте,
где было семейное кладбище. Вокруг горы, лес, тишина… Сейчас земельный
участок принадлежит санаторию, который перешел во владение МВД России.
Наверное, есть смысл изъять эти сотки земли в республиканскую
собственность, создать мемориал, достойный масштабу личности ученого…


Кстати, а почему до сих пор ни одно учебное заведение не носит его
имя? Нет ни одной улицы, сквера, парка, катера, в конце концов? Нетрудно
ведь…


Об этом говорили члены Русской общины Крыма, все неравнодушные люди,
которые вчера пришли поклониться памяти ученого на место его
захоронения. Благодаря их стараниям и во многом средствам семьи
Данилевского, потомки которого в основном сейчас живут за рубежом, есть
этот памятник, который поддерживается в достойном состоянии.


Накануне, в четверг, в республиканской научной библиотеке им. Франко
прошла видеоконференция с московскими учеными и политологами —
интернет-технологии позволили политологу Сергею Михееву, философу, политологу и журналисту Борису Межуеву и главреду сайта «Русская Idea» Любови Ульяновой поучаствовать в живом разговоре, который с крымской стороны вел Андрей Никифоров.


Сергей Михеев, как всегда, говорил жестко:
«Системной политики, которая бы кореллировалась с концепцией Русского
мира, не существует, возвращение Крыма — счастливая случайность». Он
считает, что причина тому — отказ от собственного проекта, потеря
политической воли, осознанная зависимость от внешнего влияния. «Все
бросаются тушить пожар, а так — делаем вид, что все идет нормально. Если
чего-то достигаем, то — вопреки, а не благодаря».


Борис Межуев напомнил, что в сегодняшнем дне «мы
видели прямые аналогии того, что Данилевский видел 1870-х годах». Ученый
и журналист признается, что прочел книгу Данилевского «глазами
человека, который переживал распад Советского Союза».


Один за другим выступали те, кто так или иначе участвовал в судьбе наследия Данилевского: Лариса Чулкова, Анатолий Жилин, Олег Родивилов, Владимир Клычников… На следующий день к обсуждению подключились Сергей
Цеков, Георгий Мурадов, Наталья Дубинина, Андрей Ставицкий, Александр
Мащенко, Александр Бедрицкий, Андрей Мальгин, Станислав Бышок
— и, кажется, кого-то пропустила.


Сергей Цеков, сенатор от Крыма, выступая на могиле учного, сетовал:
«Мы собираемся здесь каждый год, и каждый раз констатируем, что опять
ничего не сделали для увековечивания памяти Николая Яковлевича». А потом
сам же себя опроверг: «Но так только кажется. На самом деле сделано и
делается много…»


И наверняка будет сделано еще больше: в резолюцию по Данилевским чтениям, которую составит оргкомитет по итогам III зимней сессии Ливадийского форума, непременно войдет предложение объявить год 200-летия со дня рождения русского философа Годом Данилевского.
Наверняка будет переиздание его книг, наименование и переименование
улиц, имя Данилевского получит Ялтинская гуманитарно-педагогическая
академия. Наверняка появится премия Данилевского, мемориал.


Но это действия, обращенные, если можно так сказать, в прошлое. Для
любого мыслителя лучший памятник — это его не забытые идеи. Одна из них,
на наш взгляд, главная — это как раз идея Русского мира, которая,
вынутая из сундуков забвения, как-то быстро испугала окружение России, и
оно постаралось притушить ее звучание.


И это ему, окружению, удалось — и во многом благодаря тому, что
концепция Русского мира так и осталась размытой, не сформулированной,
поэтому напугала она не только врагов, но и друзей — выступающие часто в
этой связи вспоминали высказывания батьки Лукашенко, который узрел в
этом некую угрозу для своей вотчины.


Как заставить идеи Данилевского работать на Новороссию, как не дать
уйти в песок эффект Крымской весны (Бедрицкий, Никифоров)? Почему
русская пассионарность не получает мощного развития (Мурадов)? Нужна
постоянная работа над концепцией, и возможна она при объединительной
работе минимум сайта (Ставицкий)…


Подводя итог разговору, Сергей Цеков сказал, что она оказалась даже
плодотворнее, чем летом, в рамках фестиваля «Великое русское слово».


___________________________________________________
___________________________________________________


Напоследок — одна-единственная цитата из книги «Россия и Европа». Читая ее, вспомните, пожалуйста, современные, сегодняшние события в переплетении судеб России и Турции…


— Какую же роль предоставляет нам Европа на всемирно-историческом
театре? Быть носителем и распространителем европейской цивилизации на
Востоке, — вот она, та возвышенная роль, которая досталась нам в удел,
роль, в которой родная Европа будет нам сочувствовать, содействовать
своими благословениями, всеми пожеланиями души своей, будет рукоплескать
нашим цивилизаторским деяниям, к великому услаждению и умилению наших
гуманитарных прогрессистов. С Богом — отправляйтесь на Восток!


Но, позвольте, на какой же это Восток? Мы было и думали начать с
Турции. Чего же лучше? Там живут наши братья по плоти и по духу, живут в
муках и страданиях и ждут избавления; мы подадим им руку помощи, как
нам священный долг повелевает.


Куда? не в свое дело не соваться! — кричит Европа. Это не ваш Восток,
и так уже много развелось всякой славянщины, которая мне не по нутру.
Сюда направляется благородный немецкий Drang nach dem Osten по немецкой
реке Дунаю. Немцы кое-где умели справиться со славянами, они и здесь
получше вашего их объевропеизируют. К тому же Европа, которой так дорог
священный принцип национальностей, почла за благо отнять у немцев
Италию, бывшую и без них вполне Европой, настоящей, природной, а не
усыновленной или привитой какой-нибудь, — почла за нужное дозволить
вытеснить Австрию из Германии; надо же чем-нибудь и бедных австрийских
немцев, вкупе с мадьярами, потешить: пусть себе европеизируют этот
Восток, а вы отправляйтесь дальше. Принялись мы также за Кавказ — тоже
ведь Восток.


Очень маменька гневаться изволили: не трогайте, кричала, рыцарей,
паладинов свободы; вам ли браться за такое благородное племя; ну да на
этот раз, слава Богу, не послушали, забыли свое еропейское призвание. Ну
так в Персии нельзя ли позаняться разбрасыванием семян цивилизации и
европеизма? Немцы, пожалуй, и позволили бы: они так далеко своего
"дранга" не думают, кажется, простирать; но ведь дело известное, — рука
руку моет, — из уважения к англичанам нельзя.



Индию они уже на себя взяли; что и говорить, отлично дело сделают,
первого сорта цивилизаторы, на том уже стоят. Нечего их тут по соседству
тревожить, отправляйтесь дальше. В Китай, что ли, прикажете? Ни-ни,
вовсе незачем туда забираться; чаю надо? — кантонского сколько хотите
привезем. Цивилизация, европеизация, как и всякое учительство, недаром
ведь делается; и гонорарии кое-какие получаются. Китай — страна богатая,
есть, чем заплатить, — сами поучим.


И успехи, благодаря Бога, старинушка хорошие оказывает — индийский опиум на славу покуривает; не надо вас здесь.


Да где же, Господи, наш-то Восток, который нам на роду написано
цивилизировать? Средняя Азия — вот ваше место; всяк сверчок знай свой
шесток. Нам ни с какого боку туда не пробраться, да и пожива плохая. Ну
так там и есть ваша священная историческая миссия, — вот что говорит
Европа, а за нею и наши европейцы. Вот та великая роль, которую,
сообразно с интересами Европы, нам предоставит; и — никакой больше: все
остальное разобрано теми, которые почище, как приказывает сказать
Хлестакову повар в "Ревизоре"…





http://c-eho.info/diskussiya/item/4101-russkij-mir-nikolaya-danilevskogo
Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments