kr_eho

Category:

Платить по европейскому счету

Светлана МАКАРЕНКО

РАЗБИРАЕМ, ПОЧЕМУ НА УКРАИНЕ ВНОВЬ ЗАГОВОРИЛИ О СОГЛАШЕНИИ С ЕС

Недавно бывший вице-премьер Украины по вопросам евроинтеграции Вадим Пристайко заявил о необходимости изменений Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. В своё время решение украинских властей приостановить подписание этого документа стало поводом к государственному перевороту.

В конце 2013-го Кабинет министров Украины во главе с Николаем Азаровым начал консультации о последствиях для страны после подписания Соглашения. Однако оппозиция оставила без внимания кабальные условия документа и настаивала на его ратификации. Она же инициировала массовые акции протеста. Кроме обострения внутренних противоречий, были затронуты интересы многих стран и в том числе России.

После этих событий прошло несколько лет. Об исторических предпосылках и последствиях для Украины мы говорим с экспертом по государственному праву Григорием ДЕМИДОВЫМ.

– Григорий Викторович, Украина дрейфовала в направлении ЕС с начала нулевых годов. Её правительство в стремлении найти «ключ к сердцу Европы» не стояло за ценой. А цена этого документа – не только отношения со странами-соседями, но и собственные экономика и суверенитет.

– Что касается экономических условий Соглашения, то инициатива Вадима Пристайко об изменении условий квот для бизнеса — не то направление, которое необходимо менять. Напомню, после ратификации документа всеми странами ЕС Киеву отказали в праве стать кандидатом на вступление в Евросоюз, а также в предоставлении военных гарантий и дополнительного финансирования.

Соглашение не предусматривает членства Украины в Евросоюзе и равноправного участия в принятии решений по вопросам его внешней политики, безопасности и обороны. Этот документ не дал возможности украинцам проживать и работать на территории ЕС.

Западная политическая элита и бизнес не рассматривают Украину как равноправного партнёра. Ей, как в своё время Германии, уготована миссия очага напряженности и угрозы вооруженного конфликта с Россией. И нам нужно об этом помнить.

– Украинский «еврокрен» привёл к печальным последствиям для страны. Тогда внимание многих стран было приковано к Площади Независимости в Киеве — не зря же на майдане, сменяя друг друга, буквально дежурили зарубежные политики США, НАТО и Евросоюза..

– Да, бросалось в глаза поведение зарубежных политиков, которые участвовали не только в переговорах с властями, но и в митингах, подогревая протестные акции. Они упорно не замечали и не слушали людей, имеющих другую точку зрения, не встречались с представителями коллективов предприятий, работающих с рынками Таможенного союза и зоны свободной торговли СНГ, а ведь у многих отношения были официально закреплены договорами.

Соглашение об ассоциации с Евросоюзом закрывало для Украины рынки стран СНГ, поскольку Евросоюз, используя этот документ, мог бесцеремонно вторгаться в чужие рынки – чистейшая неоколониальная политика. Из-за разрыва традиционных хозяйственных связей вынужденно сокращалось производство или вовсе останавливались предприятия.

— Зарубежные представители участвовали в формировании политики своих государств. Мы видели на майдане не только Маккейна, но и госсекретаря США Керри, его сотрудницу В. Нуланд, министра иностранных дел Швеции, представителей Польши и прибалтийских республик. Способны ли такие политики на объективную оценку ситуации, учитывающую интересы других стран?

— О чем вы говорите!? Они преследовали свои цели. И нужно внимательно разобраться во всём переплетении экономических и политических интересов. На мой взгляд, проект Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом содержит не только экономически невыгодные, но и политически унизительные и опасные положения.

Работа над проектом разворачивалась после «оранжевой революции» в период президентства В. Ющенко. Вы помните, что правительство «оранжевых» называли правительством импортёров? Они заполняли внутренний рынок дешёвыми импортными товарами. И тем самым уничтожали собственных товаропроизводителей и экономику страны.

Потом последовало вступление Украины в ВТО — и с прилавков начали исчезать товары местного производства. Миллионы трудоспособных людей вынуждены были уезжать работать за рубеж.

Упорная ориентация на «дружбу с Западом» против России привела к ответным жестким мерам. Был заключен газовый договор 2009 года без каких-либо преференций для Украины. И это также ударило по украинской экономике. Но никаких выводов украинские власти не сделали. Правительства «импортеров» продолжило эту невыгодную для страны политику евроинтеграции и вступления в НАТО. Они сами создавали проблемы в отношениях с Россией, а затем её же и обвиняли в ухудшении отношений.

– Известный провокационный приём.

– Вспомните организованное Саакашвили нападение на российских миротворцев в Южной Осетии и чем это закончилось для Грузии! Просчитать последствия у команды Саакашвили ума не хватило. Заказ хозяев был выполнен, но Южную Осетию и Абхазию потеряли. Сейчас довольствуются тем, что Россию сделали врагом Грузии. Очаг напряженности создан. Для их кураторов это тоже результат. Как и последствия госпереворота на Украине в 2014 г.

Создание очагов напряженности и угрозы агрессии для конкурентов испытано США на примере Германии между первой и второй мировыми войнами. Репарационные планы для Германии (Дауэса и Юнга) предусматривали не только иностранные инвестиции в восстановлении промышленного потенциала Германии, что обеспечивало выплаты ею репараций.

Согласно плану Юнга через Банк международных расчетов (БМР) осуществлялась скупка акций промышленных компаний Германии. В результате нефтеперерабатывающая промышленность перешла под контроль «Стандарт Ойл» Дж.Рокфеллера, а около 280 крупнейших германских фирм, в том числе военно-промышленного комплекса — под контроль англо-американского финансово-промышленного капитала.

Ввиду успешной индустриализации СССР было решено использовать Германию в качестве форпоста для борьбы с Советским Союзом. С германским крупным капиталом достигнут консенсус о приходе Гитлера к власти. Свою роль в этом сыграли братья Джон Фостер и Аллен Фостер Даллесы. Гитлер выполнил задачу подавления европейских конкурентов. Но едва удалось остановить его вторжение в Великобританию и направить на СССР.

Наибольшую выгоду по результатам как Первой, так и Второй мировых войн получил американский финансовый и военно-промышленный капитал, все конкуренты которых были повержены или обескровлены.

После провала с Южной Осетией и Грузией вместо членства Украины в НАТО, придумали расширенное Соглашение Украины с Евросоюзом, которое в отличие от других соглашений нашпиговали наряду с политическими и экономическими и военно-стратегическими положениями.

Суть экономической части Соглашения заключается в том, чтобы открыть таможенные границы Украины для товаров из Евросоюза. Украинские товаропроизводители не могли конкурировать с ними даже на своей территории. При этом на рынках Евросоюза Украина никаких преференций не получила. Наоборот, для украинских товаров выдвинуты жесткие требования о соответствии их европейским стандартам и закреплены квоты.

– Мы с вами ещё в 2013 году говорили о том, что скоро на опустошенных площадях «Южмаша», «Антонова», «Запорожстали» или «Мотор-Сичи» будут проводиться дискотеки.

– Практически так и произошло. Американским и европейским корпорациям не нужны такие конкуренты. Разрушены их кооперационные связи с российской промышленностью, прежде всего оборонной. Это и было одной из целей Соглашения. И России пришлось тратить время, средства и ресурсы на импортозамещение и разворачивание собственного производства.

Для реализации интересов США и НАТО нашли завуалированную форму — расширенное Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. При этом закрыли глаза на то, что у Украины с НАТО уже есть договор о партнерстве. Но в нём Украина ещё выступает в статусе суверенного государства, что не устраивало США и НАТО.

Соглашение закрепляет обязательства Украины по учету и участию в осуществлении внешней политики, политики безопасности и обороны Евросоюза и включение этой страны в Европейскую зону безопасности. Именно европейскую! Еще в 2005 г. Президентом России В. Путиным Евросоюзу предлагалась идея четырех общих пространств, включая общей безопасности от Лиссабона до Владивостока. Но в ответ — тишина. У «партнеров» свои интересы…

Соглашение не предусматривает членства Украины в Евросоюзе и равноправное участие в принятии решений по вопросам его внешней политики, безопасности и обороны. Предусмотрено только участие в осуществлении чужих решений и коррекция своей политики с учетом этих решений.

Это противоречит положениям Конституции Украины о независимости и суверенитете государства, Декларации о государственном суверенитете Украины и статье 8 Закона Украины «Об основах национальной безопасности», которой предусматривалось: «…обеспечение полноправного участия Украины в общеевропейской и региональной системах коллективной безопасности» (это важно выделить как нарушение своего же закона).

— Чем объяснить активность американских политиков в заключении Украиной данного Соглашения?

– Евросоюз собственной военной системы не имеет. И США всячески препятствуют её созданию, навязывая услуги НАТО. Значительная часть государств — членов ЕС являются членами этого военно-политического союза и ими приняты обязательства по осуществлению политики НАТО. С учётом этого в статье 42 Маастрихтского договора Евросоюза закреплено положение об «уважении» Евросоюзом обязательств государств ЕС — членов НАТО при выработке и осуществлении политики ЕС.

– …Тем самым внутренние обязательства всех государств-членов ЕС увязаны с обязательствами членов НАТО!

– Самым тесным образом! Преамбула Соглашения, закрепляющая его принципы, содержит положения об учете Украиной общей внешней политики и политики безопасности ЕС, в том числе Общей политики безопасности и обороны Евросоюза. Частью 1 статьи 4 о целях диалога между Украиной и Евросоюзом в рамках ассоциации закреплено дословно: «Во всех сферах, представляющих взаимный интерес, между сторонами должен развиваться и укрепляться политический диалог. Это будет способствовать последовательной конвергенции во внешних вопросах и вопросах безопасности для все более глубокого включения Украины в Европейскую зону безопасности».

Из этого следует, что конечной целью обсуждения любых вопросов является включение Украины в Европейскую зону безопасности. А статьей 476 проекта стороны приняли на себя обязательства «обеспечить достижение целей, установленных в этом Соглашении».

Тем самым Украиной приняты обязательства по вхождению её в Европейскую зону безопасности и осуществлению общей политики безопасности и обороны Евросоюза. Согласно общепринятому определению, термин «конвергенция» предполагает сближение позиций двух или нескольких сторон. Принятие односторонних обязательств по осуществлению чужих решений и политики — это не конвергенция.

В развитие этих положений статьей 10 проекта предусмотрено: 1) более активное участие Украины в военных операциях ЕС; 2) тесные контакты Украины с Европейским оборонным агентством «для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием военных возможностей, в том числе вопросов технического характера».

Это открывало путь к переходу на стандарты НАТО и разрыву кооперационных отношений с оборонными предприятиями России. Статьей 12 предусмотрено сотрудничество в сфере разоружения, включая контроль за вооружениями. Обязательства вредить России были закреплены юридически.

— Нужно ли это было Украине и Евросоюзу?

— Мы имеем дело с попытками сохранить однополярный мир во главе с США. Поэтому после приостановления прежними украинскими властями подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, дана отмашка на массовые протесты, а затем — на государственный переворот и захват власти марионетками. Кто-то в Украине обогатился, а страна проиграла.

— Есть ли, по вашему мнению, пути выхода Украины из этого кризиса?

— В результате переворота осуществлен захват власти и насильственное изменение конституционного строя: принят целый ряд антиконституционных актов, изменена Конституция, незаконно лишен полномочий президент, сформированы нелегитимные высшие органы государственной власти.

Новыми властями, а с ними и Украиной как государством утрачена внутренняя и международная правосубъектность. Однако ими заключены нелегитимные международные договоры, в том числе и Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом. Для восстановления правосубъектности Украины эти акты подлежат признанию неконституционными — со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе для договоров.

Нужно восстанавливать легитимный конституционный строй, формировать легитимные органы государственной власти, которые обретут полномочия на осуществление легитимной внутренней и внешней политики.

Фото из архива КЭ


promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.