Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Categories:

Русский язык до Москвы довёл


Наталья ЛАНТУХ

Поздравляем с победой активистку Русской общины Крыма, председателя Джанкойской городской организации «Учителя за русское единство», учителя русского языка и литературы УВК «Школа-гимназия» №6 г. Джанкоя Татьяну Борисовну Жуняеву, ставшую лауреатом Международного Пушкинского конкурса 2012 года (читайте ее работу ниже — ред.).
Международный Пушкинский конкурс для учителей русского языка и литературы проводится с 2000 года. 


Его организаторами являются редакция «Российской газеты», правительство Москвы при поддержке Министерства иностранных дел РФ и фонда «Русский мир». В 2012 г. свои эссе на тему «Язык до правды доведёт» в Москву прислали 250 учителей из 20 стран. Лауреатами конкурса стали 50 учителей. В их числе — русисты из Австрии, Германии, Болгарии, Польши, Израиля, Азербайджана, Казахстана и других стран. Из 16 эссе, представленных на конкурс украинскими учителями, лучшими были признаны три. Это эссе учителя УВК «Школа-гимназия» №6 г. Джанкоя Т. Б. Жуняевой, учителя Строительного лицея г. Симферополя И. В. Степановой и учителя С. А. Сирожко из г. Донецка.

В начале сентября, на День города Москвы, в мэрии столицы лауреатам Пушкинского конкурса вручались дипломы и подарки. По приглашению мэра Москвы, правительства, городской думы лауреаты побывали на Красной площади на торжественной церемонии в честь Дня города Москвы. С этим праздником собравшихся поздравили президент России В. В. Путин и мэр столицы С. С. Собянин. Москвичам и гостям столицы было показано удивительно красочное театрализованное представление.


Живо, интересно прошла рабочая встреча учителей-русистов с организаторами Пушкинского конкурса и членами жюри. Учителям очень понравились большая обзорная автобусная экскурсия по Москве и балет «Снегурочка» на музыку П. И. Чайковского в Государственном Кремлёвском дворце. Четыре дня в столице стали для лауреатов Пушкинского конкурса 2012 года днями незабываемой радости, взаимопонимания, глубокой благодарности правительству России и организаторам конкурса.


Наталья Лантух —
член Президиума Русской общины Крыма,
председатель общественной организации
«Учителя за русское единство»




Язык до правды доведёт

Сочинение, отмеченное на Пушкинском конкурсе – 2012

Татьяна Жуняева

Какими замечательными в этом году оказались для меня весенние каникулы! До сих пор вся душа наполнена праздничной, вдохновляющей радостью! Делюсь ею с коллегами, учениками, друзьями. Поместила фотографии этих каникул на сайте школы, показываю их детям на уроках. А всё дело в том, что съездила я в Санкт-Петербург, где не только побывала в тех музеях, в которых мечтала обязательно побывать в короткие семь дней каникул, но и встретилась со своими бывшими ученицами из нашего маленького крымского городка Джанкоя.

Просто фантастика! Ведь если бы кто-нибудь несколько лет тому назад, когда я стала классным руководителем и учителем русского языка и литературы в 5-В, сказал, что в будущем увижусь со своими ученицами не где-нибудь, а у Александрийского столпа, приняла бы это за странную иронию.


Вот по Дворцовой площади спешит мне навстречу длиннокосая украинка Маша из обычной джанкойской семьи. Вскоре появляется и белокурая красавица Юля, приезжавшая на учёбу в нашу городскую школу № 6 из села. В роду у неё и русские, и украинцы. И вот теперь Маша – студентка Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики. А Юля – студентка Московского гуманитарного педагогического института. Учится на факультете русского языка и литературы. Приехала она в Петербург на выходные по студенческой туристической путёвке.

Обе – отличницы. И, конечно, моя учительская радость и гордость.

В дни встречи мы восхищались картинами и скульптурами Русского музея и Эрмитажа, красотой Невского проспекта. Печалились в музее-квартире А. С. Пушкина на Мойке, 12… Девчонки делились своими впечатлениями о жизни в Москве и Петербурге, рассказывали об учёбе, новых друзьях. Конечно, вспоминали школу, детство и то, как увлечение русским языком и литературой привело их сначала к победам в крымском республиканском конкурсе «Моя Родина – русский язык!», подарило поездки в Санкт-Петербург во время летних каникул, а после окончания школы помогло поступить учиться в вузы России.

Тема нашего сочинения – «Язык до правды доведёт». И в моей личной жизни, и в профессиональной именно русский язык помогал и помогает «дойти до правды». Всё, из чего соткана судьба, что в ней получилось, к чему стремлюсь, что даёт силы и надежду, – это русский язык. Он всегда «до правды доводил».


Вот правда первая: русский язык даёт возможность детям любой национальности Украины и Крыма получить достойное образование в престижных вузах России. Давным-давно, ещё в детстве, посмотрев пьесу А. П. Чехова «Три сестры», я долго удивлялась: «И что эти героини так страдают? «В Москву! В Москву! В Москву!» Сели бы в поезд и поехали…»

Но после распада Союза наша русская семья не то что в Москву — в Россию уехать не смогла. Четверо детей. Материальные трудности. Никакой опоры на исторической Родине. Уезжали те, у кого были средства или могущие помочь родственники. «Уехать в Москву. Продать дом, покончить всё здесь и – в Москву…» Но продавать было нечего… И тогда мы с мужем решили, что, если не можем уехать в Россию семьёй, то постараемся учить на Родине детей. Наперекор всем жизненным обстоятельствам!

Сыновья учились в школе хорошо, дополнительно занималась с ними русским и литературой. А вот историю Россию пришлось учить с нуля по российским учебникам с 5 по 11 классы. Да, это очень трудно, но возможно! Были бы желание и упорство…


Все три сына один за другим стали студентами МГУ имени М. В. Ломоносова. Некоторые джанкойцы с недоверием воспринимали возможность честного поступления в лучший российский университет. Даже интересовались, не могу ли «по знакомству» помочь их детям. Отвечала всем одинаково: «Серьёзно учите русский, читайте литературу, учите историю России». И те, кто сначала не очень верил в возможность такого поступления, поверили. Не только мои сыновья, но и другие выпускники школ нашего города стали студентами и МГУ, и его филиала в Севастополе.

Но сегодняшняя невозможность поступления украинских, крымских школьников на общих основаниях в МГУ имени М. В. Ломоносова – отдельная непростая тема. Этот вопрос должен решаться на уровне правительств двух стран. Сейчас же благодаря таким организациям, как Россотрудничество и Русская община Крыма, благодаря подвижничеству председателя постоянной комиссии Верховного Совета Автономной Республики Крым по культуре, председателю Русской общины Крыма С. П. Цекову, руководителя культурно-образовательного отдела Русской общины Крыма Н. А. Лантух наши дети могут получить высшее образование в России. Например, мои бывшие ученики – студенты вузов Ростова-на-Дону, Петербурга, Москвы.


А три выпускницы 2012 года уже готовят документы для поступления в российские университеты. «Язык до правды доведёт». И эта правда для наших старшеклассников в том, что знание русского языка, хорошая учёба в школе, участие в различных языковых конкурсах и олимпиадах даёт им возможность выбора: можно учиться не только в вузах Украины, но и России. В 2010 году в два раза увеличена квота на обучение крымской молодёжи в университетах и институтах Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Ярославля, Твери, Курска, Ставрополя, Белгорода, Тулы и других городов. А это – 76 мест! Юноши и девушки учатся бесплатно, получают стипендии, живут в благоустроенных общежитиях. Моя дочь хотела поступить в Московский государственный лингвистический университет. И в 2011 году эта мечта сбылась!

Правда вторая: знание русского языка. Творческие работы на нём открывают для молодёжи Крыма и Украины двери лучших музеев мира, дают возможность увидеть известные исторические места, памятники. Если раньше наши ученики и учителя могли ездить на экскурсии в Москву, Санкт-Петербург, Ясную Поляну, то теперь это стало почти неразрешимой материальной проблемой.

Как и многие педагоги, я нередко негодовала словами чеховской героини: «Мне ничего не нужно, но меня возмущает несправедливость». Негодовала, почему русские дети и дети других национальностей лишены возможности побывать на Красной площади, в Кремле, в Третьяковке, в Эрмитаже, в Русском музее, в Царскосельском лицее?! А так хотелось, чтобы они увидели всё это культурное богатство России! Восхитились его красотой и стали красивее сами. Наши учителя расстраивались: «Теперь не то что до Москвы — до Киева не все родители могут купить детям билеты».

И тут вновь помог русский язык!


Уже пять раз прошел в Крыму прекрасный международный фестиваль «Великое русское слово». Все эти годы мои старшеклассники, как и их сверстники из городов и сёл Крыма, участвовали в конкурсах творческих работ «Моя Родина – русский язык!» и «Моя семья в истории Отечества». Победить нелегко. Ребята тщательно изучают семейные архивы, расспрашивают старейшин рода о живой истории Отечества, пишут о воинских и трудовых подвигах. Они размышляют о значимости русского языка в своей жизни, о его красоте и величии.

Шестого июня, в день рождения А. С. Пушкина, со всего Крыма, из России, из стран СНГ съезжаются в Ялту участники фестиваля. Концертный зал дворца «Юбилейный» переполнен: члены правительств России и Украины, известные политики, представители духовенства, любимы артисты, певцы. Со сцены звучат искренние слова о нерушимом единстве славянских народов, о любви к великому языку, о необходимости его изучения и защиты. Звучат слова правды…

И вот наступает торжественный момент, когда на сцену приглашаются учащиеся 9-11 классов – победители конкурсов творческих работ (сочинения, эссе, стихотворения). Таких ребят в моей учительской судьбе уже девять. Вот имена некоторых из них и темы работ: Штойко Алёна – сочинение «Колыбель русского слова» (2008 г.), Павлюченко Денис – сочинение-размышление «Дорога к деду» (2009 г.), Казимова Мария — эссе «Мой Дом» (2010 г.), Засуха Сергей — сочинение-рассказ «Девятнадцать осколков» (2010 г.), Мельванов Расим – сочинение «Сорвать метку» (2011 г.).

От правительства Москвы, от Русской общины Крыма юноши и девушки награждаются прекрасно изданными книгами русских классиков и поездками (на выбор!) по Золотому кольцу России и в Санкт-Петербург! И ребята, и их родители, и окружающие наглядно убеждаются, что для победы в этих конкурсах неважно, кто ты – русский, украинец, татарин. Наш язык интернационален по сути своей. Вот в чём правда.

И слова: «В Москву! В Москву! В Москву!» — для крымских школьников становятся уже не мечтой, а замечательной реальностью. И звучит она уже много шире: «В Россию! В Россию! В Россию!» Далеко не все из ребят в свои 15-17 лет выезжали за пределы Крыма. И вдруг – Москва и ещё десять городов Золотого кольца! Или Санкт-Петербург! Читаю в их электронных письмах: «Всё отлично. Красота! Мы были на Красной площади! Зачем нам границы?!»

И я тоже думаю: «Зачем?» Зачем границы не только географические, но и языковые? Так недопустимо, недальновидно сужено на Украине изучение русского языка и литературы. Что пожнём… А ведь правда бывает и горькой… В нашей семье гостили ребята-студенты из США, Ирландии, Кореи, Австралии. Знаете, какие книги привозили они с собой в Крым для чтения? «Войну и мир», «Героя нашего времени», стихи А. С. Пушкина на русском языке.

А для четырёх моих учеников, членов Малой академии наук школьников, исследовательские работы которых в разные годы занимали первые места в Крыму, победы на III этапе конкурса в Киеве стали невозможны: работы были написаны на русском языке. Но переводов на украинский язык таких бестселлеров, как «Мир Софии» Ю. Гордера, «Четыре желания» О. Колфера, «Маркус и девочки» К. Хагерюпа, «Дневник Анн-Мари» М. Куаста, нет! Как, впрочем, и взрослых исследовательских работ.

Поэтому правда третья: мы, учителя русского языка и литературы, ученики, родители, не бездействуем. Как можем, защищаем русский язык. Вступаем в ряды Русской общины Крыма, участвуем в шествиях и митингах в защиту нашего языка. Выступаем на телевидении, в прессе, принимаем участие в различных конкурсах. Помогаем ребятам, желающим поступить в вузы России.

Считаю, что особенно важно для поддержки русского языка на Украине — проведение в Крыму международных конференций, семинаров. В 2011 году в Ялте прошли международная научно-практическая конференция «Русский язык в поликультурном мире» и IV всеукраинский научно-практический семинар «Русская словесность: теория и практика».

Мне посчастливилось участвовать в их работе. Преподаватели вузов стран СНГ, включая Украину, авторы учебников, учителя обсуждали такие важнейшие вопросы, как совершенствование программ по русскому языку и литературе в средних школах, проведение общенационального этапа конкурса «Учитель года» в номинации «Русский язык и литература», открытие секций русского языка и литературы в Малой академии наук школьников Украины.

Запомнились очень живые, с конкретными предложениями выступления Л. А. Кудрявцевой — профессора Киевского национального университета имени Т. Г. Шевченко, президента Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы; И. П. Зайцевой – доктора филологических наук, директора Украинского центра оценивания качества образования; А. Н. Рудякова – профессора, ректора Крымского республиканского института последипломного педагогического образования; Т. Я. Фроловой – кандидата педагогических наук, доцента этого же института, и многие другие.

Довёл ли «язык до правды» после всех этих четырёхлетних конференций и семинаров? Довёл! В условиях очень непростой ситуации с русским языком на Украине сделано уже немало: возродилась Всеукраинская олимпиада по русскому языку, открыты секции русского языка и литературы в Малой академии наук школьников, внешнее независимое оценивание (украинский аналог российского ЕГЭ) можно сдавать на русском, один из его экзаменов (по выбору) – русский язык.

Проводится общенациональный конкурс «Учитель года» в номинации «Русский язык и литература». Учёные-русисты Украины работают над созданием новых учебников по русскому языку и литературе.

Очень современно, по-моему, звучат и здесь мысли А. П. Чехова: «Мне кажется, всё на земле должно измениться мало-помалу и уже меняется на наших глазах… настанет новая, счастливая жизнь. Участвовать в этой жизни мы не будем, конечно, но мы для неё живём теперь, работаем, ну, страдаем, мы творим её – и в этом одном цель нашего бытия и, если хотите, наше счастье».

Безусловно, очень многое ещё предстоит сделать, чтобы возродить изучение русского языка на Украине в полной мере. Ведь сейчас по воле недальновидных политиков растёт поколение, понимающее русский, но не пишущее и не читающее на нём. Во многом обкраденное и потерянное поколение. Политики, приходящие к власти на Украине, обещают кардинально улучшить статус русского, сделать его вторым государственным языком и — ничего не делают.

Но верю, что настанет время, когда русский, украинский, белорусский народы обязательно объединятся. Верю, что именно «правдивый и свободный русский язык» станет фундаментом этого нерушимого союза.

А пока я живу на две страны. И на своём учительском месте стараюсь сделать всё возможное, чтобы русский язык был любим моими учениками, помогал им отличить правду ото лжи, учил их понимать и уважать людей любой национальности. Хотя нередко, признаюсь, и ощущаю себя чеховской героиней: «Боже мой! Сегодня утром проснулась, увидела массу света, увидела весну, и радость заволновалась в моей душе, захотелось на родину страстно».


Крым, Джанкой, 18 апреля 2012 г.

Жуняева Татьяна Борисовна,
учитель русского языка и литературы
учебно-воспитательного комплекса «Школа-гимназия» №6
города Джанкоя Автономной Республики Крым, Украина.
E-mail: tatjana@uvk6.info



Кстати:
title
Дорогие наши учителя!


От имени Русской общины Крыма и партии «Русское Единство» поздравляю Вас со светлым и радостным праздником – Днем учителя. От всей души желаю Вам здоровья, счастья, благополучия, успехов в Вашем трудном и благородном труде, талантливых учеников и благодарных родителей.

Спасибо за Ваш подвижнический труд и терпение, за чуткое отношение к своим ученикам, за желание сделать наш мир лучше и счастливее.

Учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Современная жизнь требует от Вас непрерывного профессионального роста и максимальной самоотдачи. Нет профессии почетнее, чем Ваша профессия, нет труда сложнее и ответственнее, чем Ваш труд.

Вы не только храните и передаёте знания и опыт, Вы учите нашу молодёжь находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования.
Вы вдохновляете своих учеников на познание себя и окружающего мира, прививаете им любовь к знаниям, помогаете в раскрытии творческих способностей и дарований.
Вы ведёте наших детей и внуков в будущее!

Доброго и светлого Вам пути!


С уважением и признательностью,

Сергей Цеков, председатель
Русской общины Крыма, первый заместитель
председателя политической партии «Русское Единство»

http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=8837


Subscribe

promo kr_eho october 6, 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments