kr_eho

Categories:

Удача художника и его извечные проблемы

Борис БРОНЕВОЙ

В начале августа в Севастополе был праздник. Открылся-таки реконструированный Матросский бульвар. Почему «таки»? Потому что ремонт бульвара шел долго и достаточно проблемно. Начался ремонт ещё при губернаторе Овсянникове, а завершился сейчас, при Развожаеве, нынешнем врио.

Углубляться в проблематику былых перипетий не входит в планы автора сих строк, поэтому пройдусь контрапунктом. Ремонтировать захиревший бульвар, одно из любимейших мест отдыха горожан, взялся Благотворительный фонд «35-я Береговая батарея», за которым стоит известный всем Алексей Чалый, крепкий бизнесмен, герой Русской весны 2014 года.

И чем-то досадил он Овсянникову, своенравному, мало что понимавшему в севастопольском менталитете ставленнику федерального центра. Тайна размолвки крупнокалиберных мужей широкой публике не известна, но приехавший из Удмуртии распорядитель изрядно попортил крови местному меценату. То в открытую запрещал вести ремонт бульвара, то судом грозил. Однако материковый чиновник вскоре испарился и его место занял другой, более обходительный с севастопольцами Развожаев. При нём, повторюсь, ремонт бульвара и закончился.

Ну и слава Богу, вздохнули горожане и с интересом повалили на Матросский бульвар, чтобы поучаствовать в церемонии его открытия и посмотреть, что ж там такого сделал Чалый?

А там открылась прелестная картина. Мраморные парапеты. Мраморные постаменты. Мраморные львы — копия их собратьев с Графской пристани. Зачуханная и вечно закрытая кафешка превратилась в игрушку – глаз не оторвать. Тротуарчики… Цветочки… Детская площадка для игр… Благотворительный фонд потратился и на летний кинотеатр, превратив его в шикарный зал с дорогущей звуковой аппаратурой. Даже мечтательного пацана с моделью корабля в руках восстановили, и он теперь вновь готов опустить её в бассейн. Одним словом, Благотворительный фонд постарался на славу. Что есть, то есть.

Но я о другом — о новом объекте, который появился на открывшемся бульваре. Называется этот объект так: информационная тумба с картой-схемой.

Карта-схема выполнена из бронзы, и на её патинированной поверхности в виде скульптурной композиции установлен бриг «Меркурий» в окружении двух турецких кораблей. Напомню: 14 (26) мая 1829 года во время Русско-турецкой войны русский парусник «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казарского сразился с турецким супостатом и одержал над ним победу. Наши моряки нанесли врагу такие повреждения, что турки посчитали нужным отойти и не связываться с русскими мастерами пушечной дуэли. Ну их к бесу. Себе будет дороже.

Так вот. Автором бронзовой карты-схемы является севастопольский скульптор Константин Цихиев, а эскизное решение скульптуры разработал его сын Денис Цихиев; он, как и его отец, — член Союза художников России. С Константином Юрьевичем я и веду разговор в его мастерской. Хожу от одной скульптурки к другой, осматриваю их. Ничего так, хорошо работает Цихиев. А цифровой диктофон мой тем временем записывает наш разговор.

… — Когда я работаю в мастерской, в голову мне лезут чёрт знает какие мысли. Иногда тут же, прямо за лепкой, сочиняю стихи. Вот, например:

Наг и бос и немножечко пьян.
Не судите меня сгоряча.
Пусть скрипит мой промятый диван,
и пиджак, как с чужого плеча.
На совок смёл я веником сор
откровений и праздных бесед,
и претит мне пустой разговор,
что завёл мой партийный сосед.
Каждый угол моей мастерской
зноем выжжен июльской жары,
и засохший лежит глины ком,
а в портвейне живут комары.

…Учился я в севастопольской «приборке», потом работал в Ивано-Франковске на оборонном предприятии. Вернулся в Севастополь. При Горбачеве, когда начали открываться кооперативы, устроился модельщиком в литейную мастерскую. Но наложка начала нас щемить, и предприятие развалилось. Что потом? Учительствовал, преподавал детям лепку и обжиг глиняных фигурок в печи. Сам начал лепить, для себя. Денег в кармане было не густо, поэтому вместе с другими художниками выходил на бульвар перед театром Луначарского в ожидании покупателя.

Потом было участие в киевской выставке, где меня ждал успех: все скульпторы участвовали с одной-двумя работами, а я сразу восемь предложил, и все они прошли!

Длительное время практиковал в скульптурной мастерской севастопольского мастера скульптуры Станислава Александровича Чижа. Потом – членство в Национальном Союзе художников Украины и следом – в Союзе художников России. Я всегда выставлял для себя заведомо высокую планку и старался до неё дотянуться…

Контантин Цихиев показал свои работы…
Контантин Цихиев показал свои работы…

Контантин Цихиев показал свои работы…

Константин показал свои скульптуры. Вернее, скульптурки: все они достаточно малы по размерам, каждую из них я могу взять в руки, чтобы рассмотреть. Шкодные они такие, полные доброго юмора и человеческого тепла. Вот одна из них, «Чинарик» называется: человек вытягивает из окурка последнее удовольствие, которое может дать оставшийся в сигарете табак. Вот «Листригон» – балаклавский рыбак, не в меру располневший, но источающий оптимизм и жизненный задор. Вот охотник с двустволкой за спиной, рассказывающий, судя по выражению его лица, какую-то небывальщину…

— …Практически каждую мою миниатюру можно превратить в крупную скульптуру. Два года назад, например, в Симферополе был установлен мой памятник Петру и Февронии высотой четыре с половиной метра. Памятник выполнен из бронзы. В Ялте установлен памятник актёру Михаилу Пуговкину, это моя совместная со скульптором Айдером Алиевым работа. Из «малоформатных» работ – в Севастополе на Матросском клубе и в Евпатории на улице Караимской установлены исполненные мной портретные памятные доски Владимиру Высоцкому. И вот теперь в Севастополе – карта-схема на Матросском бульваре…

— Константин, у вас столько работ, впору масштабную выставку делать…

— А мне негде показать себя – в Севастополе нет выставочных залов. И это острейшая проблема, причём, не только моя, но и всех севастопольских художников! И думаю, что городские власти не видят её.

— Погоди-погоди! Но ведь у нас есть Центр культуры и искусства, например, и Дворец культуры рыбаков. Разве там нельзя выставляться?

— В СЦКиИ и ДКР все помещения проходные. Я повторяю: Севастополю нужен культурный центр с хорошими выставочными залами! Не помешают там и мастерские художников, и помещения, в которых можно проводить мастер-классы, небольшой конференц-зал для выступлений или встреч с творческими людьми. Что такое выставочный зал? Это помещение, имеющее специальный статус, с регулируемым освещением, с подиумами, подставками, специальными нишами. Главное, чтобы оно использовалось только для выставок. А то ведь бывает как? Сегодня в зале – выставка живописи, а завтра – продажа женского белья. Как-то мне предложили выставить свои скульптуры в кафе (Цихиев назвал известное в Севастополе кафе на ул. Большой Морской — авт.). Я пришел туда, посмотрел. Вижу: люди сидят за столиками, обедают, вилками звякают. И я ушел оттуда. Не захотел выставляться.

Хотя, нужно признать, что пока в Севастополе действовал Художественный музей имени Крошицкого, выставочная работа всё-таки велась. Но сейчас музей закрыт на ремонт, и выставки заглохли. Правда, выставочный «огонёк» горит, и временами очень активно в гостинице «Украина».

Также в Севастополе нет музея современного искусства. Я подразумеваю не творчество каких-то новаторов в изобразительном искусстве, нет! Наш народ, кажется, сложно уже чем-то удивить. Из севастопольцев возьмем, к примеру, Игоря Шипилина, Александра Шадуру, Анатолия Ярыжкина, Дмитрия Кравцова, да и многих, многих других, и не только крымских, а вообще художников – наших современников. Ведь каждому из них есть что показать, у них появляются поистине уникальные работы, но выставляться им, повторяю, особо негде. Но ведь люди должны видеть их работы! Где? В культурном центре, куда можно прийти всей семьёй. Но нет у нас такого центра. Зато собираются строить здание оперы и балета. Кому, скажите, нужен в Севастополе провинциальный балет? В нашем городе ведь нет традиции балета! Публику туда не соберешь. Ну, походят люди на балет неделю-другую, и всё.

…Вообще сейчас аура культуры в Севастополе, особенно после уменьшения влияния флота – я имею в виду уменьшение количества военных кораблей, стоящих у причалов, –ужалась. В 60-е — 70-е годы выйдешь в город – там белым-бело от бескозырок, тогда Севастополь был городом флотской и технической интеллигенции. А теперь…

Открыли мост — и хлынули в Крым все, кому нужно и кому не нужно. В основном едут те, кто не прижился на материке. Вспомните, в 2014 году у нас было просто наводнение приезжих, и бросалось в глаза множество людей в наколках с уголовным смыслом…

Теперь Севастополь превращается в Анапу. И всё это связано с недостатком культуры. Тот её очаг, который ярко присутствовал раньше, нужно было в свое время беречь, а у нас: «Запретить!», «Отказать!». Вернисаж не нравится – «закрыть». Частная галерея не платит за электричество – «закрыть».

И это касается не только Севастополя. Если взять Крым в целом, то в нём тоже практически нет выставочных залов и галерей. В Ялте год уже, как закрылась арт-галерея «Почерк». А ведь это было прекрасное камерное пространство, где работали люди с хорошим вкусом, где проводились великолепные выставки…

Хотелось бы, чтобы власти больше внимания уделяли музыкантам, художникам, писателям, поэтам – я не о себе говорю, а о всех творческих людях. Меценатство должно быть модным. Ведь если художник не чувствует себя востребованным, он вынужден менять направление, искать другие места для заработка. Я знаю нескольких живописцев, которые работают, например, на стройке. Из всех художников, с кем мой сын учился в художественной академии, никто не работает по специальности! Кто-то пишет ценники в супермаркете, кто-то оформляет свадьбы, кто-то просто занимается ремонтом квартир – лишь бы какие-то деньги приносить в семью.

Понятно, что в почете у нас по-прежнему любой труд, но ведь странное дело получается: государство шесть лет вбухивало в студентов, в будущих художников, деньги, а потом ни они не нужны государству, ни их творчество. Им и выставиться негде, и продать свои картины они не могут. Тогда зачем, спрашивается, нужна была вся эта кутерьма с получением образования? На выходе из академии художники не чувствуют себя самодостаточными. На этой почве у них потом комплекс неполноценности развивается, многие люди ломаются как личности, а отсюда – депрессии, пьянство, наркомания и прочие проблемы.

Печаль на меня нагнал, честно говоря, своими сетованиями Цихиев. Тем не менее, своей жизнью он, похоже, доволен и менять её не намерен. В завершении разговора, желая хоть как-то разрядить обстановку, я поинтересовался: а как севастопольские художники контактируют друг с другом?

— Нормально контактируют. Есть, которые дружат друг с другом, а есть – нет. Всё зависит от характера людей. Есть завистники, ревнующие к успеху коллеги, но в основном это верные товарищи, подобных которым попробуй еще найди. В качестве ответа на ваш вопрос прочту кое-что из моих записок. Вот, например, эссе про одного моего друга художника: «Когда художнику Ярышкину становилось грустно, он звонил друзьям и молчал в трубку. На другом конце тоже молчали. Так они и общались». История эта из жизни: иногда надо понимать друг друга без слов.

На прощание скульптор поделился своими мечтами. Показал, например, забавную парную скульптуру, представляющую собой мужчин, радостно раскланивающихся друг перед другом, – по задумке Цихиева, первая скульптура должна стоять на одной стороне улицы, вторая – на другой: таким образом эти добряки приветствуют друг друга, связывая своим действием пространство, их разделяющее. Вот бы установить это где-нибудь!

А вот скульптура под названием «Военное детство». Во дворе, где живет Цихиев, в 50-х годах стоял памятник И. Сталину; статую генералиссимуса убрали, остался постамент: почему бы не поставить на него детские скульптуры? А вот скульптура беременной женщины с голубем в руке, «Благословение», которая вполне могла бы стоять перед городским роддомом…

Хотелось бы, чтобы мечты Константина Цихиев сбылись.

Фото автора


promo kr_eho октябрь 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.