kr_eho

Category:

«И встану под десницу Света…»

Елена ОСМИНКИНА

ОТ НАС УШЕЛ РУССКИЙ ПОЭТ АНАТОЛИЙ МАСАЛОВ

Многим крымским читателям и писателям будет трудно свыкнуться с мыслью, что большой, талантливый поэт, мастер слова Анатолий Кириллович Масалов уже не с нами. 

Член Союза писателей России, лауреат шести литературных премий, поэт, исключительно русский по духу, оставил в отечественной литературе свой значительный писательский след: десять книг поэзии и прозы, более двухсот литературных публикаций в периодических изданиях.

В книгах прозы «Поэтическая экономия» и «Мистерия Слова» признанный литератор щедро делился добытым мастерством и уникальными наблюдениями над художественным словом с молодыми, начинающими авторами. Писатель всегда вел активную творческую жизнь, участвовал в работе всероссийских и крымских фестивалей, проводил мастер-классы, активно встречался с любителями поэзии, всегда был полон новых писательских замыслов.

В 2018 году в свет вышли «Избранные произведения» в двух томах, где собрано все лучшее, что подарило свету его писательское перо.

Круг авторских интересов Анатолия Масалова был чрезвычайно разнообразен, но ведущими темами лирики стали духовно-космологические мотивы, а также история Крыма, его античный и средневековый периоды. Читая книги А. К. Масалова, поражаешься необыкновенному сочетанию умелой детализации в картинах дня, малейших оттенков чувств в настроениях с глубоким и широким философским взглядом на мироустройство вселенских масштабов.

Такое по плечу не каждому писателю. Поэт-гуманист, человек высоких духовных взглядов на мир, мастер и учитель навсегда останется в сердцах его современников и тех, кому когда-то посчастливится взять в руки одну из книг замечательного писателя.

Давайте вместе вспомним один из сборников поэта «И снова даль обнажена…», в котором во всех красках и созвучиях отразились мировоззрение и талант Мастера.

Духовные и космологические мотивы поэзии Анатолия Масалова

Эпиграфом к поэтическому сборнику Анатолия Масалова «И снова даль обнажена…» стали слова Франсуа Вийона: «Я знаю все, но только не себя». Стремление познавать законы общества и вселенной ‒ трудное дело. Но познавать собственный мир ‒ задача еще более сложная. Чтобы заглянуть вглубь себя, необходим особый, философский склад ума, сосредоточенность, мужество понять и принять открывшееся. При этом поэт должен уметь поделиться познанным так, чтобы это было интересно другим, чтобы живые стихи не превратились в дидактику, далекую от настоящей поэзии.

Букфест — Е.Осминкина, П.Беседин, А.Масалов
Букфест — Е.Осминкина, П.Беседин, А.Масалов

Букфест — Е.Осминкина, П.Беседин, А.Масалов

Благодаря природному дару и мастерству Анатолий Масалов в своей философской лирике чудесным образом избежал подобного. Его стихи и философичны, и поэтически ярки одновременно. Свидетельствуют о высокой творческой фантазии, переплетающейся со зрелыми размышлениями о жизни, земной и духовной.

Впечатляют выпуклые и возвышенные картины триптиха, открывающего первый раздел книги, где уверенно звучат духовно-космологические мотивы.

А в сферах гудели зеленые смерчи,
И падали звезды куда-то с размаха,
И сердце мое, из живой гуттаперчи,
Вмещая пространство, не ведало страха…
***
Душа торопилась, летя по спирали,

Где бился со змеем неистовый всадник
И белые молнии ночи пронзали…

Внутреннему взору поэта открываются «такие глубины, / какие вместить невозможно сознанью». В них «нету начала и нет середины,/ и нет окончания дням Мирозданья…» Как видим, поэт умеет образно и доступно говорить о вещах, которые порой трудно представить и выразить словами обычному человеку.

На мой взгляд, Анатолию Масалову одинаково удаются и масштабные картины вселенского мироздания, и реальные детали земного дня, подкупающие задушевностью и каким-то особым уютом.

И дома будет пахнуть шанежкой,
И на полу шуршать лузга,
И во дворе топиться банюшка,

Трещать поленья и мезга.
(«Откуда эти непомерные…»)

Живу в пустом, но теплом доме,

И дремлет кот в истомной коме…
И, видно, слышит краем уха,

Как между стекол бьется муха,

И пузырьки пускает квас…
(«Черновики горят в камине…»)

Но среди обыденности дней поэт все время возвращается мыслями к духовной стороне жизни, где есть место молитве, без которой «болящая душа онемела», и размышлениям о смысле земного существования.

Потом вдали зашторится окно,

И нет ответа вечному: «Зачем я?»

И дольний мир с небесным заодно
Зажгут огни вселенского кочевья…
(«Вновь на охоту вылетела мышь…»)

Поэт с болью ощущает несовершенство земного мира: «Еще земля

косноязычна…/ Еще душа асимметрична…/ И все еще греховна плоть…».

По мнению автора, после распятия Христа мы «не живем во Христе/ В мире жестоком и мире великом». Но, несмотря на все земные грехи и ошибки, «любит Господь духом увечных и разумом сирых», дарит человеку уроки прощения и безмерной любви.
Толчком к философским размышлениям поэта служит все многообразие окружающего мира. Например, заря, от которой «полнеба полыхает», становится причиной вопроса, обращенного к себе: «Что знаешь ты о пламени таком?» Месяц, зависший у раскрытого окна, ‒ повод для размышлений о свойствах времени: «Любое Время ‒ время не пустое ‒/Для мысли есть немыслимый простор». Приметы осени ‒ это не просто проявления одного из времен года, а целая «эпоха сути и смысла, слова и дела…». Среди морозного дня, где скулит «нервный пес» и веселятся дети, поэт способен почувствовать тонкие проявления иного Бытия, некой тайны.

И понял вдруг, что это не случайно:
Закат в полнеба ярко багровел,

И в этот час космическая тайна

Открылась всем, кто этого хотел,
Иная явь, как музыка, звучала…

Мысли автора постоянно направлены к неизведанному, которое волнует ум, будит фантазию, заставляет размышлять о сокровенном:

И все равно покоя нет
Летящей мысли в неизвестность,

Где есть на всех один ответ,
В бескрайнем слове ‒ бесконечность…
(«Ветров весенних пастораль…»)

Уже сами слова «бесконечность», «бескрайность», «безмерность» притягивают к себе авторскую мысль. С ними связаны многие поэтические образы: «Бесконечная дорога/Бесконечности судьбы…»; «Замри на время и молчи ‒ /Перед тобою Бесконечность…»; «Безмерны дали и глубины…». То же можно сказать о категориях пространства и времени. Для поэта они не только субстанции физического трехмерного пространства, но и свойства иных сфер: «Пахнет дождем и пространством ‒/Времени не существует»; «Мир недосказан, но воспет,/И расширяется пространство»; «Времен качнутся жернова».
Благодаря поэтическому дару и фантазии можно преодолеть любые расстояния, и пространство подчиняется силе человеческой мысли: «И ты от краешка Вселенной/К другому краешку летишь…». Автор словно поднимается над обыденным, приобретая некий космический взгляд сверху на окружающий мир:

И Млечный Путь как будто рядом
Свое развесил покрывало,
И, успокоенная ладом,
Земля вращается устало.
(«И я, возможно, так же кану…»)

Широкий и глубокий взгляд на окружающий мир рождает у поэта ответственность не только за себя, но и за других, способствует постановке высоких целей перед самим собой:

Мне ж опять по граням лезвий
К Свету двигаться во тьме
Ради близости созвездий,
Ради лада на земле…
(«День короче – ночь длиннее»)

Поэт признается в любви к свету и призывает других принимать бесценный дар жизни с благодарностью: «Так будь душой благонамерен, /Пока шагается — шагай!». Важной составляющей мира был и остается человек, без которого невозможно оценить красоту и чудеса окружающего пространства. А любоваться чудом автор умеет. Сколько свежих наблюдений сделал он, например, в картинах осеннего и зимнего дня!

Понаблюдаем за метафоричностью поэтических строк: «Отяжелели дерева, /Свою листву окрасив охрой…»; «И солнце в облачные дыры /Язык показывает свой»; « Снова осень приближалась /В красном бархате до плеч…»; «И медленное солнце /Закатится в снега…». В изображении картин крымской природы автор изобретателен в использовании тропов, в словотворчестве: «Даль серебрится ковыльно»; «И скоро будет звездно»; «Падают желуди гулко и хряско…».
В сборнике «И снова даль обнажена…» достойное место занимает тема творческого процесса, без которого Анатолий Масалов не мыслит себя. Бумага, перо, уединение при свете огонька, ночная тишина — и вот уже рождаются строки новых стихов. Автор очень трепетно, с большим вниманием и природным чутьем относится к слову, которому подвластно все. В этой связи несомненный интерес вызывает раздел, посвященный поэтам-классикам: А. Фету, А. Чехову, Н Рубцову, М. Волошину, А. Грину и другим знаменитым авторам. Поэтическая фантазия Анатолия Масалова позволяет читателю увидеть Афанасия Фета в обстановке зимнего вечера. В стихотворении, посвященном Антону Чехову, с помощью только назывных предложений обрисована Белая дача, где по-прежнему царит дух великого писателя, и «голос хозяина слышен в прихожей». Несколько абстрактно, с благоговением перед «мыслителем, ясновидцем и поэтом» автор воссоздает образ Максимилиана Волошина, личность яркую и многогранную.
Интересно понаблюдать за технической стороной стихотворений мастера слова. Автор одинаково легко использует перекрестные, кольцевые, смежные рифмы, среди которых немало свежих, неожиданных. Много примеров богатых, разнородных рифм, что, конечно, свидетельствует о высоком профессионализме поэта. Вслед за тенденцией современной поэзии к широкому использованию неточных рифм он демонстрирует в своих стихах их яркое разнообразие.
В одном из стихотворений поэт пишет: «Наступит озарение, придет заветный час, /Строка стихотворения расскажет все о нас…». Действительно, поэзия Анатолия Масалова дает возможность читателям увидеть сложный и бескрайний мир через призму авторского восприятия. Кроме эстетической и художественной ценности, стихи знакомят с мировоззрением поэта, его отношением к обществу, человеку, жизненным ценностям. Автор справедливо полагает: «Поэзия — это состояние души, и вечность становится ближе и понятнее, когда глазами сердца видишь бытие».

Анатолий Масалов:

Ищу ритмического лада
В пространстве яростном и тесном,
Где мир вращается, как надо,
И остаётся поднебесным.
И я иду, иду к обедне
И, перед словом содрогаясь,
Сегодня в возрасте последнем
В своём язычестве покаюсь.
И отрекусь от долгой ночи,
И встану под десницу Света…
О, Всеблагой Создатель, Отче!
Нельзя не быть твоим поэтом.
И я ― безудержный бродяга
И неудавшийся философ ―
На вечно маленькой бумаге
Вселенским мучаюсь вопросом,
Ищу особенного лада
В пространстве яростном и тесном,
Но мир вращается, как надо,
И остается поднебесным…

Фото из архива автора


promo kr_eho октябрь 6, 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.