kr_eho

Category:

Полифония поэзии Ольги Дубинянской

Людмила РУСИНА

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ КРЫМСКОЙ ПОЭТЕССЫ КРЫМСКОГО ПОЭТА И ПУБЛИЦИСТА

«В даль светлую живого вдохновенья» зовет читателя пятая книга стихов Ольги Дубинянской – «На краю времени». Такой парадоксально-художественный синтез не тождественных понятий: «живого» — реального, земного, осязаемого и «вдохновенья» — духовного, возвышенного состояния души, взлет мыслей и чувств является отличительной особенностью творчества автора и отражает его суть – углубленный философски – поэтический взгляд на окружающую действительность.

Поэтический сборник был издан в 2012-м году. В него включены как отдельные стихотворения, так и циклы стихов: «Состояние души», «Любимый край», «Пушкинские мотивы», «Читая роман «Смерч» А.И.Домбровского, «Ушедшим крымчанам», а также «Четверостишия» и переводы украинских поэтов.

В названии сборника – «На краю времени» заключен глубокий философский смысл, ведь время – одно из основных понятий этой науки. Автору блестяще удается интерпретировать академическое представление времени в своем поэтическом видении – придать ему жизненный смысл, обогащая мыслями и чувствами, и материализуя с помощью зримо-впечатляющих образов – «Поступью незнакомой время уходит вдаль» и «сухой песок – время – вдали струится». При этом, образ «песка» — это еще и символ «струящегося вдали времени», что нашло отражение в изображении песочных часов на обложке книги. И, по высшим законам творчества, поэт дерзает нарушить незыблемые устои мироздания, взывая с силой подлинного искреннего чувства:

Время, остановись!
Я еще не успела
Эту земную жизнь –
Соки яблони зрелой –
Бережно пригубить,
Знаками обозначить,
Нежностью освятить,
Сладкою горечью плача…

Это стихотворение открывает сборник и как бы «знаком обозначает» стремление автора отразить в своем творчестве всю полноту жизни, которую она ощущает. А призыв – «Время, остановись!» объясняет и смысл названия книги. Для поэта «край времени» — это некая точка отсчета; «остановка времени» для пристального вглядывания и вдумчивого, жизненно-мудрого осмысления пройденного и пережитого:

И помыслилось: «А если мне бы
Передумать память о былом».

И книга стихов Ольги Дубинянской воспринимается как исповедь поэта – искренне и сердечно – открыто поведанная читателю:

Из глубины распахнутого сердца
В свет посылаю помыслы мои.

В стихотворениях сборника представлен широкий спектр тем – души; жизни; вечности; любви – в различных ее проявлениях; творчества и роли поэта; отношения к природе. Рассуждая на тему «жизни» стихотворения, Николай Гумилев писал, что «оно должно иметь: мысль и чувство, — без первой самое лирическое стихотворение будет мертво, а без второго даже эпическая баллада покажется скучной выдумкой».

Поэзия Ольги Дубинянской в полной мере соответствует этому определению – она по-философски серьезна, глубока и очень лирична, но, главное, она еще и высоко духовна. Это особенно ощущается в стихотворениях, поэтически исследующих тему души – невидимой и неосязаемой человеческой сущности, которая так чутко воспринимает и реагирует на все проявления в жизни. Тема души всегда волновала и притягивала поэтов своей глубиной и непознанностью, как выразил это ощущение Н.Гумилев:

Кто знает мрак души людской,
Ее восторги и печали?
Они эмалью голубой
От нас закрытые скрижали.

О. Дубинянская продолжает и развивает эту тему пониманием высокого предназначения поэта – «осветить» своим талантом и сердцем не только «мрак души людской» — познать ее тайну; но и мрак окружающего мира ощущением его красоты и гармонии, передавая это людям в стихах:

Осветить дремучий мрак глуши
Каждой клеткой разума и сердца…

Целый пласт чувств, переживаний и раздумий поэта о своей судьбе проникновенно и одухотворенно вскрыт в цикле стихов – «Состояние души». Открывает его стихотворение – «Оптимистическое», в котором лейтмотивом проходит тема Любви – к человеку, природе и жизни – «Плененный жизнью уже богат». Автор очень лирично и образно делится с читателем самым сокровенным – тем, что таится в уединенной глубине души, выражая свои чувства в стихотворениях – «Печальное», «Отчаянное», «Утомленное», «Неприкаянное», «Уединенное». В них – грусть и печаль от несбывшихся надежд – «Мой удел – плакучая печаль»; боль и разочарование от не сложившейся любви, доходящие до отчаяния:

Разлюби меня: нет ведь огня
В очаге нашем бедном и стылом…

Завершает цикл стихотворение «Вдохновение», в котором определено то, что дает силы жить и составляет смысл существования поэта – его талант и творчество, в котором он самовыражается и духовно возвышается:

Я этот дар вовеки не отдам;
Играя самоцветными словами,
Я говорю заветными словами
И благодарность чувствую к богам.

Теме творчества посвящен целый ряд стихотворений – раздумий. Познавая жизнь, впитывая ее земные соки «как нектар»; чувствуя красоту и гармонию природы; ощущая многогранность и многоцветность окружающего мира, поэт не может не выразить это в своем творчестве.  «И родятся, как дети, стихи»:

Я вовсе не стремилась стать поэтом,
Но все вокруг мне стих сложить велит.

Автор находит вдохновение и в тишине, столь ее любимой; и в музыке небесных сфер и во всех земных, опоэтизированных проявлениях жизни; они же для нее и любимые доверительные собеседники:

Я говорю стихами с тишиной
И с темным лесом под закатным небом,
И с радостной небесной синевой,
И с теплым одуванчиковым снегом.

Замечу: какая прекрасная находка – парадоксальный и поэтически – выразительный образ – «теплый одуванчиковый снег»!

В сборнике представлены стихи, передающие тему любви во всех ее проявлениях – к жизни, природе, людям, любимому человеку. В них автор проявляет себя как тонкий и одухотворенный лирик, проповедующий высокое значение этого всеобъемлющего и светлого чувства; недаром оно часто употребляется с заглавной буквы. Особенно проникновенны, красочно – образны и мелодичны стихи – признания любимому человеку. Только влюбленное сердце рождает сверхтонкий мир чувств – музыку души, способную своим звучанием передать силу любви и тронуть струны души любимого:

Рождались звуки в душе моей…
Наверно, это Любовь играла
На струнах сердца, и трепетала
Душа созвучно с душой твоей.

Не могу не привести понравившиеся мне строки из стихотворения, в которых сплетено тончайшее кружево из образов и переливов чувств, и которые вызвали у меня ассоциацию с лирикой Марины Цветаевой:

У него глаза с печалью,
В них легко глядеть.
Укрывалась взглядом – шалью
В зиму – круговерть.

У него глаза – кинжалы,
Ледяная сталь,
Горно-снежные обвалы,
Гибельная даль.

Хочу отметить и впечатляющие метафоры – «глаза – кинжалы», «ледяная сталь» — какое «гибельное» отчаяние приносит порой любовь!

И, хотя, стихи о любви не выделены в отдельный цикл, но каждое из них со своими неповторимыми ощущениями, оттенками чувств и мелодичностью можно как бы объединить в – «острова Любви», которые видятся маяком спасения и надежды в море жизненных невзгод и печали:

Трудно в это поверить: жива.
Среди злобы ревущего моря
Нет спасенья. Но красным на взгорье
Загорелись Любви острова.

Цикл «Любимый край» открывает стихотворение – «В роще», которое звучит как гимн прекрасной «стране Тавриде», где сама природа соединяет сердца и оберегает возвышенную Любовь:

В стране Таврида
вымыслом и былями
Спасается Любовь,
ее Высочество.

Феодосия – город юности и любимый город автора. Это ее – «обетованная земля, оплот и щит судьбы моей счастливой»; это – город, который вдохновляет и дает силы жить:

Прости, что я так долго шла сюда
И в бурных буднях о тебе забыла.
На свете есть другие города,
Но только ты даешь мне жизни силы.

Как истинная крымчанка по жизни, духу и творчеству, О.Дубинянская глубоко чувствует своеобразие, уникальность и неповторимость каждого уголка родного края и находит точные определения и яркие образы, признаваясь в любви к нему. «Миг земного, пленительного счастья» и благоговейный трепет испытывает поэт, любуясь притягательной красотой Восточного Крыма:

Коснуться даже бережно нельзя
Влекущей красоты предгорной дали.
(«В Новом Свете»).

Читая стихи о Крыме, открываешь для себя знакомые и любимые места по — новому – глазами автора. Своим талантом, сердцем и душой поэт словно высветила их; возвеличила; волшебно преобразовала своими чувствами, подчеркивая их природную одухотворенность и целебную благодать:

Дыхание холодных гор
Струится вокруг меня
И гасит черный костер
Неправедного огня.
(«Кызил – Коба»)

Крым впечатляет и вдохновляет не только своей природой, но и богатейшей историей края; теми памятными местами, где время словно остановлено, и человек невольно задумывается о прошлом, соотнося его с настоящим. Автор чутко воспринимает артефакты древности – эту «пыль веков» в Херсонесе как овеществленную связь времен и напоминание о ценности исторического опыта:

Как много и как мало людям надо:
Коснуться вечной памяти Земли.
(«Херсонес»).

В представляемом сборнике особенно образна и мелодична пейзажная лирика. В музыкальном звучании стихов слышатся разные жанры и мотивы в исполнении на различных воображаемых инструментах, которые автор поэтически – убедительно имитирует под подлинные. Наиболее это заметно в стихотворении – «Дожди», в котором дожди, как на барабане – «По крыше бьют морзянку мощно» и, как оркестр – «По жести жесткий марш играют». При этом отмечу звуковую аллитерацию – «По жести жесткий марш», которая усиливает выразительность текста, и в то же время дает яркое и зримое представление – образ шагающего строя.

К.Паустовский писал – «…природу надо любить, и эта любовь, как и всякая любовь, найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой». И поэт «находит верные пути» для выражения своей любви. Поражает, как достоверно, филигранно – литературно и лирично она умеет передать особенности и краски природы; многообразие и динамичность ее явлений в своих «стремительно отточенных стихах».

И еще одна особенность пейзажной лирики автора – ее одухотворенность. Во всеобъемлющей реальности природы поэт ощущает присутствие в ней духовного и святости, рождающие высокие помыслы, возвышающие и очищающие душу человека:

Фото из статьи Марины Матвеевой «И воцарится радость!» на «Крымском Эхе»
Фото из статьи Марины Матвеевой «И воцарится радость!» на «Крымском Эхе»

Фото из статьи Марины Матвеевой «И воцарится радость!» на «Крымском Эхе»

Господи, какая красота
В чистоте снегов, полей печальных.
И деревьев, как свечей венчальных,
Строгая святая простота.

И:

Снег – самый милосердный дар небес,
На миг от суеты земной спасает.

Для поэта природа — не фон, не бесстрастное красочное панно, а неотъемлемая, составная и полнокровная часть ее жизни и творчества. Она ощущает себя внутри этого «Божьего мира», как называл природу Ф.Тютчев, в единстве с ним и это позволяет поэту еще острее чувствовать сердцем ее величие и духовную благодать:

Кленовый лист – проекция на сердце.
Зеленый лист – души живой обличье.
Я знаю: никуда уже не деться
От мощи неба и земли величья.

Хочу привести некоторые из авторских поэтических находок, демонстрирующих великолепную образность стихотворений о природе. – «серебряный дождь»; «прозрачные слезы дождя»; «зеленые ресницы травы»; «прозрачное зари покрывало»; «акварельные краски заката»; «бесплотных облаков печальный дым»; «море синеокое – голубая кровь»; «осени лик золотой».

Ольге Дубинянской присуща удивительная способность к вдохновению творчеством других авторов. Поэтическая интуиция помогает ей найти в нем то, что созвучно ее душе и представлениям; выделить и передать свои ощущения и мысли. Это ярко проявилось в предыдущем поэтическом сборнике – «Двойное преломление» и нашло отражение и в данном – «На краю времени» — в цикле стихов «Пушкинские мотивы» и «Читая роман «Смерч» А.И.Домбровского».

Гениальные пушкинские строки, которые служат эпиграфами к стихотворениям цикла «Пушкинские мотивы», дают толчок к воображению и размышлениям автора, и рождаются стихи, как будто, «причастившееся чудной молвой», настолько в них ощущается глубина проникновения в поэзию Пушкина и стремление соответствовать возвышенным идеалам его творчества:

Звучит заветная строка,
И сердце полнится любовью,
И, причастившись чудной молвою,
Душа стремится в облака.

Особо хочется отметить стихи из цикла – «Читая роман «Смерч» А.И.Домбровского». Ольга Дубинянская понимает и приемлет идейные и жизненные установки писателя — философа, и эта духовная, творческая близость помогает ей постичь суть романа «Смерч» и выразить свои представления и размышления о нем по-философски раздумчиво и поэтически проникновенно. Роман, написанный в 90-е годы прошлого столетия, актуален и в наши дни по тем важным и вечным темам, которые отразил на его страницах писатель. И одна из его основных тем это – гармонизация отношений в человеческом обществе, которая невозможна без осознания и достижения человеком внутренней, духовной гармонии с окружающим миром. О. Дубинянская, восприняв эту мысль писателя, развивает ее – видя достижение гармонии в единстве с духовными ценностями как предназначение человека и его долг:

Что должен человек? Приумножать
богатства
Гармонии и знаний, и добра…

Одной из главных тем романа является и тема бессмертия, которая обозначена в постулате, выведенном А.И.Домбровским – «Три вещи святы для мудрости: свобода, достоинство человечества и его бессмертие», и который автор приводит в качестве эпиграфа к своему стихотворению. Размышляя на тему бессмертия, она показывает ее значимость в жизни человека:

Мы все в душе мечтаем о бессмертье,
Стараясь преуспеть в делах земных.

Уход физический – это не уход духовный. Как писал А.И.Домбровский – «бессмертие там обеспечивается памятью здесь». И бессмертие творца «обеспечивается» жизнью его произведений – «Ты жив, пока живут твои творения». И творчество самого А.И.Домбровского подтверждает эту высказанную им истину. Его произведения читают; о них размышляют; о них пишут; они вдохновляют на творчество, значит, жив и он сам. Продолжается непрерывная эстафета передачи поколениям тех духовных ценностей, которые творцы вложили в свои творения и есть те, кто отважно и преданно следуют за ними до бесконечного финиша:

Отбросив покровы с бездонных глубин,
Мудрец через вечность проходит один.
Воистину предан учителю тот,
Кто следом за ним в эту бездну шагнет,
Словами осветит дорогу в глуши:
Ведь слово есть сущность бессмертной души.
(«Памяти А.И.Домбровского»).

При чтении поэтического сборника «На краю времени» возникает образ, ассоциация с чем-то объемным и разнообразным, но в то же время удивительно синхронным и гармоничным, объединенным в единое целое. Такое представление о нем видится близким музыкальному понятию – «полифония» (вид многоголосия, основанный на одновременном гармоничном сочетании и развития ряда самостоятельных мелодий, голосов).

Большое количество стихотворений в сборнике и, при этом, многоплановой тематики, в сочетании с мелодичностью их звучания (недаром на стихи автора написан целый ряд песен), создают впечатление литературно – музыкального многоголосия. И все разнородные поэтические мелодии, передавая свою тему, «гармонично сочетаются» так, что их многоголосие звучит полифонично.

Это происходит благодаря тому, что Ольга Дубинянская, вслушиваясь в многообразие мелодий и голосов окружающего мира, воспринимает его единым и полифоничным, независимо от того, живое это или не живое. Для нее даже тишина – «говоряща» и многозначительна, и она вслушивается в нее:

Услышав тишину,
Войдешь в органный круг.
Как строгую струну
Настроишь сердца стук.

Эти строки передают ощущение поэтом слитности с окружающим миром, вхождения в него и восприятия его как «органный круг», который своим многотрубным созвучием различных мелодий жизни, «настраивает сердце» на выражение своих чувств, мыслей и впечатлений в стихах. И диапазон музыкального звучания напевов сердца, «исполняемых на певучих клавишах души» — очень широк. От — «пиано» — тихого, грустного, раздумчивого – «Тихим вечером, летним вечером хорошо размышлять одной»; мажорного – «радостное скерцо души» и до — «аллегро» — энергичного, торжественного, победного – «Пускай играет аллегро кровь!»

В многозвучии поэтических мелодий солирует голос автора, передающий основную идею произведения – это вера в жизнь – «И верим в праздник жизни золотой», принимая в ней все и благодаря ее за все – «Будь же ты благословенна, Жизнь!». Абсолютный «поэтический слух» — чувство такта, ритма и созвучие рифм в сочетании с «душевным слухом», чутко улавливающим все проявления жизни, облекая их в литературные формы – позволяют Ольге Дубинянской объединить все стихотворения идейно-композиционно и создать целостное представление о поэтическом сборнике – «На краю времени». И в завершении статьи, хочу привести строки, в которых передано гриновское «ожидание чуда» — близкое по духу автору, и которые выражают ее жизненное и творческое кредо:

Поспеши никуда не спешить,
Жить всегда с ожиданием чуда,
Даже в долю последней минуты
С ощущением радости жить.

Симферополь

Фото из открытых источников


promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.