kr_eho

Categories:

Чиновники сшивают страну, а прокурор – уголовное дело

Ольга ФОМИНА

СВЯЗАННЫХ С ПРОЕКТОМ «БОЛЬШАЯ СТРОЙКА» ИЗ «КОМАНДЫ ЗЕ» ПРОВЕРЯЕТ ОФИС ГЕНПРОКУРОРА УКРАИНЫ

Президент Владимир Зеленский и его команда находятся у власти на Украине полтора года. Часть избирателей уже разочаровалась в тех, на кого возлагала надежды, но другая часть по-прежнему относится к ним с симпатией. Среди положительных качеств своих избранников граждане страны называли их удивительное для украинской власти неучастие в коррупционных схемах. Теперь этот миф рухнул.

Владимир Зеленский, став президентом, решил в своей деятельности сделать упор на обновление инфраструктуры Украины. «Я хотел бы быть президентом, которого запомнят как человека, после которого в Украине появились дороги. Я хочу ездить по дорогам, и чтоб мне не было стыдно», – завил он и объявил о запуске программы «Большая стройка» («Велике будівництво»).

Надо заметить, что финансирование дорожного строительства страны заметно росло и в прежние годы: в 2016 году эта сумма составляла около 14 млрд грн, в 2019 – 55,5 млрд грн. Но при Зеленском на амбициозный проект была выделена рекордная за всю историю Украины сумма – 120 млрд грн. Кто-то из эмоциональных чиновников даже назвал ее сумасшедшей. Понятно, что общественность и СМИ стали пристально следить за финансированием дорожного строительства и фактическим исполнением обещаний.

Напомним, откуда взялись эти колоссальные деньги у опутанной долгами страны. Ровно год назад российский «Газпром» выплатил компании «Нафтогаз Украины» $2,9 млрд в счет погашения долга, образовавшегося в соответствии с решением Стокгольмского арбитража. Исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко (сын пламенной прогрессивной социалистки Натальи Михайловны) посчитал, что из этой суммы ему причитается премия в сумме $4 млн.

Наблюдательный совет «Нафтогаза» с этим требованием Витренко согласился – иначе тот грозил считать невыплату ему премии нарушением трудового законодательства. Кстати сказать, сейчас Зеленский предлагает назначить Юрия Витренко первым вице-премьером-министром энергетики.

Но не было бы дорожного счастья, да помогло несчастье в виде пандемии коронавируса.  В апреле этого года Верховная Рада создала Фонд борьбы с Covid-19, куда влили часть «газпромовских» денег. Для дальнейшего наполнения Фонда правительство урезало траты на ряд других бюджетных статей: на образование, культуру и спортивные проекты. Приняли изменения в госбюджет и профинансировали фонд на сумму 64,7 млн долларов.

18 июня Рада приняла другой закон, который предусматривал, в частности, выдачу 35 млрд грн из Фонда борьбы с Covid-19 на ремонт и строительство дорог и других объектов инфраструктуры. В пояснительной записке говорилось о том, что перераспределение средств на дороги поспособствует улучшению транспортной доступности регионов, а также позволит создать рабочие места. Даже не все депутаты поняли и одобрили эту неожиданную манипуляцию с бюджетом. Мы писали об этом.

Преподносился план красиво, под лозунгом «Сшить страну!». Детали проекта «Большая стройка» разработали в недрах правительства экс-премьера Алексея Гончарука, которое запомнилось глобальным отсутствием управленцев-профессионалов и опытных специалистов.

Авторы заложили в проект реконструкцию 4,2 тыс км магистралей государственного значения и 2,5 тыс км местных дорог. Скептики предупреждали: это нереальные планы.

В конце осени глава «Укравтодора» Александр Кубраков отрапортовал: из запланированных на 2020 год 4,2 тыс км дорог государственного значения почти готовы 3,9 тыс км: участки уже сдаются в эксплуатацию, работы завершены или укладывается верхний слой.

Напомним, нардеп от «Слуги народа» Кубраков был назначен главой Госагентства автомобильных дорог Украины в ноябре прошлого года. Раньше он работал советником киевского мэра Виталия Кличко по вопросам IT и технологий. Должность в «Автодоре» освободилась, когда по собственному желанию оттуда уволился поляк Славомир Равич, превративший его в одну из самых коррумпированных госструктур.

Дорожные работы пошли по всей стране. Правда, потом выяснилось, что львиную долю выполненных работ составил текущий средний ремонт дорог, а никак не строительство, обещанное президентом Зеленским. А по украинским нормативам, это даже не работы, а услуги. Такой средний ремонт по усиленной технологии стыдливо назвали «аналогом капитального с меньшей стоимостью». При этом оказалось: стоимость среднего текущего ремонта 1 км дороги составила 11,2 млн грн, то есть на 92% больше, чем в прошлом году. Офис генпрокурара заинтересовался этой арифметикой.

Насколько долговечными окажутся эти дороги, станет понятно через пару лет.

Однако, пока главное обвинение, прозвучавшее в адрес «Укравтодора», состоит в том, что большинство подрядов распределялись среди «своих». Это группа из шести компаний, выигравшая за год 62% дорожных тендеров. Суммарно с начала 2020 года она освоила около 55 млрд грн. При этом компании, которые раньше брали контракты на 100-150 млн грн, в этом году смогли вырасти до миллиардных объемов.

Доказательством того, что тендеры проводились под определенные компании, может служить особое условие при проведении конкурса (дорога Н-31 Днепр — Решетиловка), стоимость работ по которому составляла 12,5 млрд грн. В конкурсной документации было прописано, что фирма-участник должна иметь годовой доход не менее 3,77 млрд грн. То есть заказчик заведомо отсекал всех, кроме двух «любимых».

Экс-министр финансов Украины Игорь Уманский заявил, что компании, входящие в «дорожный картель», не всегда строят дороги сами, а перепродают подряды фирмам помельче – субподрядчики отдают им за это 30-40% стоимости.

Украинская пресса назвала главных бенефициаров этих дорожных работ. Среди них не только вездесущий Игорь Коломойский и давно знакомые имена из числа украинских депутатов и губернаторов, но и новые, связанные с правящей партией «Слуга народа».

Интересно, признает ли Зеленский коррупцию в своей команде? И что станет по окончании прокурорской разборки с Кубраковым? Кое-кто прочит его в министры ифраструктуры…

Фото: comments.ua


promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.