kr_eho

Category:

В чём богатство Крыма?

Валерий ПЛОТНИКОВ

Вопрос, поставленный в заголовке, кажется странным. Однако по размышлению, скажем так, трезвому, ответ на него становится совсем не простым. Потому, что одно дело слова, а совсем другое — точно увидеть, что нужно сохранять, лелеять и использовать на благо крымчан. То, что ниспослано нам Богом, что выражается в особенностях природы и истории полуострова Крым.

Солнце, воздух и вода в Крыму – это понятно, это бесспорно. А вот о недооценённости развития сети пеших маршрутов по крымским горам стоит сказать отдельно. В 2015 году мне посчастливилось принять участие в пешем походе с керченской молодёжной патриотической организацией «Набат». Его целью была установка металлической копии пулемёта «Максим» в районе горы Лысая — там, где проходили бои партизан с фашистами.

Ощущения непередаваемые. Практически нетронутая людьми природа, чудесный воздух, чистейшая вода в родниках… А самое главное — это ощущение мышечной радости единения с природой. В советские времена по Крыму было проложено множество великолепных пеших маршрутов с местами, где можно разбить лагерь, с ухоженными родниками, очищенными и обозначенными тропами. Уверен, что при соответствующей организации и минимальных вложениях от туристов, желающих прогуляться пешком по крымским горам, отбоя не будет.

Но всё-таки я о другом. О многовековой истории Крыма. История Крыма, выраженная в исторических достопримечательностях – это то, чем нам можно гордиться, и то, на чём можно существенно пополнить бюджет. Но это всё общие рассуждения.

Мишель Монтень по такому случаю говорил:

«Я свободно высказываю свое мнение обо всем, даже о вещах, превосходящих иногда мое понимание и совершенно не относящихся к моему ведению. Мое мнение о них не есть мера самих вещей, оно лишь должно разъяснить, в какой мере вижу эти вещи».

Поэтому поговорим о мере видения вещей, относящихся к истории Крыма. Лучше всего это сделать на примере самого древнего в России города, города-героя Керчи. Много раз уже говорилось, что не стоит ждать массового наплыва инвесторов, которые будут возводить промышленные гиганты на территории города. Развивать Керчь нужно с тем, что у нас есть сегодня. И, прежде всего, — это туристический потенциал. Нужны ли для этого огромные средства? Нет! Просто следует развивать инфраструктуру города с учётом туристической направленности.

А вот здесь начинаются проблемы. Сразу скажу, что большая их часть связана с украинским наследием отношения к городу в стиле местечковых хапуг. Надо магазин рядом со склепом Деметры построить – пожалуйста, а то, что грунтовые воды теперь угрожают затоплением всемирно известному объекту, так это побоку.

Храм святого Иоанна Предтечи
Храм святого Иоанна Предтечи

Храм святого Иоанна Предтечи

Есть в Керчи ещё одно культурное достояние — древнейший раннехристианский храм Иоанна Предтечи, который построен в 757 году. И есть кафе «Капучино», разрешение на строительство которого получено неведомо как, известно кем данное. Находится это сооружение общепита в 70 метрах от храма.

Смотрим ст. 34.1 Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Для памятника, расположенного в границах населённого пункта, установленной является охранная зона на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля.

Может быть, при Украине такое строительство разрешалось? Читаем: историко-культурным опорным планом 2010 г. в г. Керчи установлена 500 метровая охранная зона 1 категории, согласно которой «строительство может проводиться в исключительных случаях и только по проектам, разработанным на основе историко-градостроительных обоснований и по согласованию с Республиканским комитетом по охране культурного наследия РК и Управлением главного архитектора Керчи».

Часовня Стемпковского
Часовня Стемпковского

Часовня Стемпковского

Дальше. Символ Керчи – гора Митридат. Керчане давно уже мечтают о восстановлении часовни И. Стемпковского. Даже деньги в украинские времена собирали. Деньги, конечно, неизвестно куда пропали.

После возвращения в Россию опять закавыка. Разгорелся спор: фундамент часовни вместе со склепом Стемпковского — какой это памятник: археологии или архитектуры? Если археологии, то строить нельзя.

Такой формальный подход чуть было не поставил крест на восстановлении одного из символов города. К счастью, государственный подход возобладал, и 20 января министр культуры Вера Новосельская объявила о решении восстанавливать часовню! Глава Крыма Сергей Аксёнов подтвердил, что деньги найдут, потому что этот объект важен и для Керчи, и для всего Крыма.

Другой пример. На склоне горы Митридат в античные времена было построено прекрасное здание из мрамора — храм Тезея. Затем это был православный храм, в советское время – музей древностей. В войну здание было разрушено. Однако фундамент и подвал сохранились. И вот апофеоз сюжета – историческое место передается для строительства учреждения общепита! Все керчане возмущены, а юристы ссылаются на закон. Земля-де законно передана в аренду.

Господа юристы, не нужно понимать буквально статьи закона в отрыве от других законов! И если появляется противоречие старых украинских актов с законами Российской Федерации, и жители города категорически против такого строительства, то нужно устранять такие противоречия, благо, правовые возможности существуют!

В погоне за прибылью местные и неместные дельцы лепят свои строения, не считаясь ни с тем, что закрывают подходы к морю, ни с тем, что при этом разрушается неповторимый архитектурный и исторический облик города. Я бы пожелал таким дельцам посмотреть на перспективу и не вкладывать деньги в сомнительные проекты. Рано или поздно поднимется вопрос о законном сносе их халабудок, и тогда горевать будет поздно.

Не удержусь, добавлю ещё один штрих в общую картинку. Когда строили трассу «Таврида», какой-то умник спроектировал съезд в город за 9 км после проезда города. То есть, чтобы заехать в Керчь, надо накрутить 18 км вокруг. Городские остряки тут же окрестили Керчь городом под мостом. Но и керчане не лыком шиты. Они быстро обнаружили полноценный технологический съезд с трассы в город сразу после Крымского моста. То есть там, где надо, чтобы можно было въехать в город сразу, без кругалей.

А это значит — больше туристов, показать-то в Керчи есть что, пусть только заедут, а не «просквозят» мимо.

Керчане обратились в Общественный совет города, а совет — в Минтранс: дескать, поставьте, пожалуйста, знаки, сделайте разметку, чтобы техсъезд стал полноценным въездом в город. Благо, что финансовых расходов на это вовсе не надо. Министр транспорта России Максим Соколов заверил керчан: всё будет хорошо, в сентябре 2020 г. поедете так, как просите. Но министр ушёл — а крымский Минтранс ответил, что такой съезд не запланирован и о нём даже не мечтайте! А на строительство разъезда денег нет. Так мы вроде бы и не просили…

Вот такие бывают сложносочинённые ребусы-кроссворды из ничего.

Теперь вроде бы вывод нужно сделать. А вывод до меня сделала рабочая группа керчан из числа общественности, специалистов и сотрудников администрации города в документе, который называется Стратегический план социально-экономического развития Керчи на период до 2030 г. Документ утверждён в Совмине республики, и там — большая часть ответов на проблемы. И что Керчь должна расширить свою территорию за счёт сопредельных НП, и что туристические и бальнеологические ресурсы у города немеряные, нужно только работать.

Осталось только ответить на вопросы: кто, где и когда?

Фото из открытых источников

https://c-eho.info/v-chyom-bogatstvo-kryma/

promo kr_eho october 6, 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.