kr_eho

Category:

20 лет спустя. Сын земли крымской

Людмила РУСИНА

К ДНЮ ПАМЯТИ КРЫМСКОГО ПИСАТЕЛЯ АНАТОЛИЯ ИВАНОВИЧА Д0МБРОВСКОГО
(12.12.1934 – 17.11.2001)

Книга литературного критика ЛЮДМИЛЫ РУСИНОЙ «Сын земли крымской» включает статьи о творчестве выдающегося писателя-философа Анатолия Ивановича Домбровского (12.12.1934 – 17.10.2001). 

В ней размышления о произведениях, написанных им в разные периоды жизни в различных художественных жанрах. Людмила Русина, рассуждает о важности тем, поднятых А. Домбровским, волновавших его как человека неравнодушного к окружающей действительности, к проблемам совести и ответственности человека за свои поступки, к бездушию, потребительству, а также отмечает мастерское использование писателем арсенала выразительных литературных средств – аллегорий и афоризмов, являющихся неотъемлемой и отличительной особенностью его творчества. Анатолий Домбровский – автор 24-х романов, 18-ти повестей, множества рассказов и публицистических статей.

Предлагаем вниманию читателя одну из глав книги.

Вернуться, чтоб вспомнить…[1]
Книга о писателе: «Сладкая каторга Анатолия Домбровского»

Название романа Анатолия Домбровского «Вернись и вспомни» выражает цель написания этой статьи о книге «Сладкая каторга Анатолия Домбровского».

«Вернуться и вспомнить» жизнь и творчество выдающегося крымского писателя – философа, историка и публициста Анатолия Ивановича Домбровского – это необходимо для нас и сегодня, спустя 20 лет со дня смерти выдающегося литератора. Основываясь на знании истории в оценке современной действительности, писатель в своих произведениях был устремлен в будущее, проводя в них идею совершенствования духовной сферы человека, его жизни и жизни общества.

И, обращаясь к творчеству Домбровского, можно убедиться в актуальности и важности его воззрений и предвидений, соотнося их с тем, что произошло за годы после его ухода и происходит в наши дни. Эту вневременную значимость и востребованность его творений, неотделимых от Личности самого писателя, подтверждает и углубляет книга «Сладкая каторга Анатолия Домбровского», изданная к 75-летию со дня его рождения, в 2009-м году.

Автор проекта, составитель и редактор – Галина Сергеевна Домбровская, заслуженный деятель искусств АР Крым, лауреат литературных премий, жена и соратник писателя. Чтобы наглядно представить объем проделанной ею творческой работы, приведу выписку из оглавления и параметры книги.

«Сборник включает статьи близких друзей и коллег о жизни, творческой и общественной деятельности выдающегося писателя – философа, академика, почетного крымчанина А.И.Домбровского, рецензии о его книгах, поэтические посвящения, а также некоторые публицистические статьи, выступления, интервью, неосуществленные проекты и даже стихи».

Это фундаментальное художественно-публицистическое произведение содержит 644 страницы текста и 16 страниц иллюстраций, в нем 10 разделов, из которых в статье будут рассмотрены следующие: «Творческий путь писателя» — статья Галины Домбровской; «Друзья и коллеги рассказывают»; «Творческий портрет в жанре интервью» и стихи «Из домашнего «Стихушника» в разделе «Председатель Союза писателей и немного поэт».

Сборник открывает статья Галины Домбровской – «Творческий путь писателя», подзаголовок которой имеет такое же название, как и книга — «Сладкая каторга Анатолия Домбровского», то есть выражает их общую концепцию – показать трудный, но последовательный и целеустремленный путь формирования Личности Анатолия Домбровского и его творческое становление как писателя. В начале статьи приводится определение смысла и содержания писательского труда, как это понимал Домбровский, поучительное в плане отношения к творческой деятельности, и не только в литературе.

«Сладкой каторгой» называл свой писательский труд Анатолий Домбровский, потому что это – и восторг от процесса постижения через творчество мира, человека, природы, и удовольствие поведать миру о сокровенном и наболевшем, …но одновременно – и тяжелое бремя, ибо …требует полной самоотдачи и предельной концентрации внимания …кроме того, писательство – это рутина, неудовлетворенность написанным и разочарования, в общем, работа на износ».

Истоки творческого мировосприятия окружающего мира у Домбровского уходят корнями в детство и юность. И Галина Сергеевна повествует об истории семьи Домбровских, их переселении в Крым с Херсонщины, обустройство в двадцатые годы в коммуне «Яркое поле» Раздольненского района, где 12 декабря 1934-го года и родился будущий писатель. Эта деревенька расположена в степной части северного Крыма, примыкающей к Каркинитскому заливу.

Как впоследствии в своих произведениях он вдохновенно воспел природу этого края, такую щемящее родную – эту бескрайнюю степь и море! Главное, что было воспринято и усвоено писателем в детстве, во многом, благодаря отцу – Ивану Кузьмичу, великому труженику – это любовь к родной земле, уважение к труду и важность получения знаний.

Детство Анатолия Ивановича выпало на страшные годы войны, да еще – в оккупации, голодное, с постоянным чувством страха и унижениями. Писатель вспоминал, каким радостным было для него и односельчан долгожданное освобождение села советскими солдатами. «Я прямо разрывался от счастья, задыхался от невыразимой радости, как, впрочем, и другие мои односельчане». Но трудными оказались для степного села и послевоенные годы.

Воспоминания и впечатления о военных и послевоенных годах он отразил в романах – «Вернись и вспомни» и «Птичьи ветры».

Литературные способности проявились у Анатолия Ивановича еще в раннем возрасте, в десять лет. Вначале он писал частушки; позднее стал писать стихи, в том числе о любви, поэмы и роман в стихах; был редактором школьной стенгазеты. Но, закончив Раздольненскую среднюю школу с золотой медалью, решает поступать не в Литературный институт, а, по совету директора школы, на философский факультет Ленинградского университета.

Такому выбору способствовало и чтение в школьной библиотеке классиков марксизма и, особенно, произведений великих русских писателей-мыслителей: Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена и Писарева. «Тогда-то и возникло решение стать философом и писателем одновременно. Философом, учась в вузе, а писателем – самостоятельно». Поразительно, что такое мудрое и осознанное понимание своей творческой направленности пришло к Домбровскому еще в ранней юности!

Годы учебы в Ленинградском университете, на философском факультете и жизнь студенческой молодежи 50-х годов писатель воспроизвел в автобиографическом, по сути, романе «Философы». В нем главный герой, уроженец его родных, крымских мест, задумавший, еще учась в университете, написать книгу о великих философах и мыслителях прошлого, решает представить историю философии не оторванной от жизни, не как сухое перечисление событий и фактов, а через личности своих героев как живых людей, в атмосфере тех лет. «…он тосковал по книге, в которой бы вся философия была представлена не сухими научными статьями, а рассказами о философах, об их жизни и об их учениях» — пишется в романе.

Эта концепция, наряду с другими задачами, выражает подход Домбровского при написании произведений на историческую тему, в частности, с просветительской целью – книги «Рассказы о философах», с которой, «как считал сам писатель, начался новый период в его творчестве, философский». Эта книга, опубликованная в 1975-м году, выдержала семь изданий и переведена на несколько языков.

В статье ощутимо и трогательно передана гармония личных и творческих взаимоотношений Анатолия Ивановича и Галины Сергеевны, их человеческая и духовная близость. Очень тактично и органично в повествование введены эпизоды их совместной жизни, неотделимой от творческой, которые способствуют более полному раскрытию Личности писателя.

Они познакомились в Казахстане, куда уехал работать Анатолий Иванович после окончания университета, в редакции газеты «Казахстанская правда», где он работал журналистом, а она – корректором. В беседе Галина Сергеевна поведала мне, что именно таким, в юности, она представляла своего избранника, и что не вышла бы замуж, пока не встретила его. И двадцатилетней девушкой, решив связать свою судьбу с Анатолием Ивановичем, она всю свою жизнь посвятила служению их общему литературному делу.

Судьбоносным стало решение Домбровского вернуться в Крым из Казахстана, где у него была успешная карьера, и он уже стал известным детским писателем, опубликовав такие замечательные повести, как: «Птицы ничего не расскажут», «Голубая тень белого камня», «Мальчишки из Васильков» и «Остров старой цапли», причем все на крымскую тему, а также другие повести и рассказы. Что же повлияло на такое решение писателя? «Ответ прост: он затосковал… соскучился по родным местам, морю, птицам, по родным запахам и краскам. Словом, затосковал по родине, краю, который в его творчестве стал занимать все больше места».

Писателю нужна была родная почва под ногами, земля, по которой он «шагал как ее добрый сын», которая давала ему силы жить, и вдохновляла на творчество. В статье приведены замечательные строки Домбровского в признании любви к родному краю, идущие из самого сердца писателя: «Есть на земле одно место, куда я стремлюсь беспрестанно, куда меня тянет, словно магнитом, с новой силой всякий раз, едва я расстаюсь с ним. Это отчий край, край моего детства – Крым. И нет в нем ничего такого, чем он мог бы засверкать в сравнении с другими землями, а поди же ты – в снах видится и наяву грезится. Поедешь ли, пойдешь ли куда – и всюду видишь его частичку».

Приехали Домбровские в Крым из Казахстана, фактически, на пустое место – нет ни жилья, ни работы. Галина Сергеевна описывает, как нелегко происходило их обустройство на крымской земле. Вначале пришлось жить у родных Анатолия Ивановича, а затем удалось снять времянку в селе Суворовское, под Евпаторией.

«Это наше житье – бытье в то время А.И. забавно зарифмовал в нашем домашнем «Стихушнике» — эти стихи приведены в разделе книги «Из домашнего Стихушника». Они, действительно, вызывают улыбку, но, на самом деле, это их «житье – бытье» было далеко не безоблачным. Времянка оказалось очень сырой. Галина Сергеевна устроилась преподавателем в евпаторийскую школу, временами работала на двух работах.

И «все свободное время считала своей обязанностью отдавать печатанию на пишущей машинке того, что написал Анатолий Иванович», как она это делала и в дальнейшем, печатая все его рукописи и все, что готовилось к публикации. Но неустроенность быта и более чем скромное существование, все трудности помогали преодолевать любовь, сознание нужности общего дела и вера в правильность выбранного пути. «Бедствовали мы, но оба считали, что призвание стоит того — на том этапе требовалось время, чтобы шлифовать свое мастерство» — пишет Галина Сергеевна.

Новый жизненный и творческий период начался у Домбровских после переезда в Симферополь, в начале 70-х годов, где наряду с писательским, у Анатолия Ивановича проявился и талант прекрасного организатора литературной деятельности в Крыму. Будучи автором уже четырех книг и членом Союза писателей СССР, он сначала был директором Симферопольского клуба писателей, а затем стал председателем Союза писателей Крыма, и возглавлял его в течении двадцати лет.

За эти годы он завоевал огромный авторитет и уважение у многих не только как талантливый писатель, но и как всесторонне образованный человек, умный, лишенный бюрократических черт, доступный в общении со всеми, а главное – болеющий душой и сердцем за процветание литературного дела в Крыму.

Помимо руководства писательской организацией, Анатолий Иванович вел активную общественную деятельность: пять созывов избирался депутатом Симферопольского городского совета; неоднократно был членом обкома партии; более двадцати лет – в руководстве Крымской организации Комитета защиты Мира и Крымского Фонда Мира.

Крымская академия наук избрала Домбровского своим почетным членом – академиком. Дважды ему присуждали Премию Автономной Республики Крым – в третий раз, как и звание «Почетный крымчанин» — посмертно. Несмотря на чрезмерную загруженность делами в писательской организации и общественными обязанностями, он все выходные дни и в отпуск непрестанно работал над написанием книг.

И «…напряженный ритм жизни, отнюдь, не отразился на желании писать, напротив – растущий жизненный опыт, интеллект, колоссальная энергия воодушевляли, вдохновляли на творчество: почти ежегодно выходят в свет одна – две книги Домбровского».

Темы, которые волновали писателя, всегда находили свое воплощение в его творчестве. Так, в художественной литературе заметна проявляющаяся с годами тенденция к разнообразию тематики и жанров. Начав как детский писатель, Домбровский постепенно, особенно, после переезда в Крым, пишет глубокие по жизненному и социальному смыслу романы, находя образы своих героев в близких, родных людях, в односельчанах, как в романах «Вернись и вспомни» и «Переправа».

То есть становится писателем – реалистом, не боящимся освещать самые злободневные и болевые проблемы жизни села, тем самым привлекая к ним внимание, что уже было немаловажным в тот период, и вызывало, порой, неодобрение редакторов. Он был мастером и детективного жанра, хотя, и не очень любил это делать, и не в чистом виде, а как психологический детектив – романы «Черная башня» и «Delarium» или мистический – «Падение к подножию пирамиды», был у него и «злой политический детектив «Бегство».

Особое место в творчестве Домбровского занимает «так называемый философский период», который начался с упоминаемой ранее книги «Рассказы о философах». И продолжился изданием его книг – «Тритогения Демокрита», «Великий Стагирит», «Сад Эпикура» и трилогии о Марксе и Энгельсе, на котором настояло издательство. Но любовь, еще со студенческих времен, к истории Древней Эллады вновь возвращает его в 90-е годы к воспроизведению этой эпохи и ее великих представителей в романах: «Чаща цикуты» — не только о Сократе, но и о других выдающихся личностях «золотого века Перикла»; роман об Аристотеле; «Платон, сын Аполлона»; книга об Архимеде, ученом и мыслителе – «Точка опоры». В 2001-м году был опубликован в журнале «Брега Тавриды» его роман о великой гречанке Аспасии, жене столь же великого Перикла, а роман о самом Перикле вышел в свет лишь в 2002-м году, уже посмертно.

Галина Сергеевна отмечает, что Домбровский «обладал буквально энциклопедическими знаниями об Элладе, как будто некогда жил там». Писатель объяснял этот факт тем, что «В Древней Элладе лежат истоки нашей культуры, науки и цивилизации». Но, главное, в книгах о философах Домбровский, через художественно воссозданные им образы и акценты на то значительное, что было в их учениях, выражает свою философию, свое понимание и отношение к историческим персонажам и к их учениям.

В конце 80-х и начале 90-х годов, когда происходил, вначале не столь ощутимый, слом общественных, социальных и личностных устоев, когда менялись мировосприятие и мировоззрение у людей, в том числе, и под влиянием СМИ, писатель создает три грандиозных художественных полотна: романы «Черная башня», «Падение к подножию пирамиды» и «Смерч». «… это романы – предупреждения, предостережения, философские притчи о трагическом заблуждении эпохи: убивая кажущееся зло, она убивает добро, так это мыслил себе А.И.».

Думается, что, несмотря на трагический финал в этих трех произведениях – это все-таки констатация саморазрушения современной цивилизации, а не ее приговор – такой видится концепция писателя, призывающего к кардинальному изменению цивилизационного процесса.

Галина Сергеевна пишет о той огромной организационной работе, которую провел Домбровский в деле объединения крымских писателей после распада Советского Союза и развала Союза писателей СССР. Вместе со своим ближайшим другом и соратником В.А.Бахревским «они создали в январе 1990-го года Содружество российских, украинских и белорусских писателей (ныне Союз)». В 1991-м году Домбровский считает необходимым создать независимую организацию – Союз писателей Крыма (как правоприемник КОСПУ).

В том же году был основан литературный журнал «Брега Тавриды», где он был редактором и оставался им до самого конца, «сплотил вокруг себя не только писателей, но и ученых историков и философов, а также деятелей искусства, культурологов, критиков, краеведов, своих единомышленников». Можно представить, чего стояли писателю все эти начинания и преобразования; борьба за самостоятельность существования организации писателей и журнала; проблемы с финансированием и устройства помещения для Союза. Эти трудности доводили его, порой, до отчаяния, но, собираясь с силами, он говорил: «Потом увидим, чьи старания были напрасны».

И его старания, действительно, были не напрасны. Созданный Домбровским Союз крымских писателей существует и ныне, сейчас это – Региональная общественная организация «Союз писателей Республики Крым» (правоприемник СРУБП), который возглавляет друг и соратник Анатолия Ивановича – Владимир Павлович Терехов, а заместитель — его верная сподвижница – Галина Сергеевна Домбровская, она же – главный редактор его детища – журнала «Брега Тавриды».

Статья Галины Домбровской воспринимается как статья — размышление и статья — откровение. Вдумчиво анализируя творческий путь писателя, она органично вплетает в хронику его жизни свои мысли и суждения. Она прослеживает глубинную связь всего пережитого Домбровским с тем, как это нашло выражение в его творчестве, чему подтверждение – автобиографичность многих его творений.

И по-литературоведчески глубоко и содержательно комментирует наиболее значимые его произведения описываемого периода жизни, выделяя в них главную мысль, которую хотел донести Домбровский. Она знакомит и с «мастерской» его творческого процесса, представляя его изнутри во всей сложности и мучительности поисков – то, что было близко и понятно ей, как никому: влияние объективных факторов, жизненных обстоятельств и душевного настроя в момент написания произведений.

Перед нами предстает человек, талантливый во всех творческих проявлениях: в прозе, при этом – многожанровой; поэзии; публицистике; он прекрасно рисовал и играл на музыкальных инструментах, не обучаясь музыке. По характеру это был цельный и целеустремленный в жизни и творчестве человек, честный в своих принципах и умеющий отстаивать их. По-человечески он был очень обаятельным, открытым, доброжелательным и отзывчивым на совет и поддержку, общительным, любящим бывать в компаниях друзей, благовейно относящийся к природе и ко всему живому.

«У него была только одна слабость – путешествия». Анатолий Иванович побывал в ряде стран Европы, Египте и Турции, и впечатления от увиденного нашли отражение в книге об Архимеде – «Точка опора» и неоконченном романе «Алтарь Исиды», а также в его картинах. Анатолия Ивановича Домбровского не стало 17 октября 2001-го года.

Необходимо отметить, что освещение в статье творческого пути и высказывания Галины Сергеевны о писательском труде и общественной деятельности Анатолия Домбровского – объективны и достоверны. Это подтверждают многочисленные рецензии и отзывы о его книгах известных литераторов, а также воспоминания его друзей и коллег о жизни и творчестве писателя, приведенные в других разделах книги «Сладкая каторга Анатолия Домбровского».

А, главное, статья Галины Домбровской была прочитана и одобрена Анатолием Ивановичем еще при его жизни, а затем опубликована в 1999-м году. Вот ее библиографические данные: Коротаева Г. Писатель Анатолий Домбровский: ЖЗЛК // Крымский альманах. – ОРК «Личность». – 1999. – С.7-39.

Повествуя в своей статье о творческом пути Анатолия Домбровского, Галина Сергеевна отмечает, каким нелегким он был для писателя, хотя и выходили в свет его произведения. Как приходилось спорить с редакторами, в основном, из-за идейных установок, существовавших в советское время; в 90-е годы — трудности по изданию книг и журнала «Брега Тавриды» из-за отсутствия финансирования.

Но все это преодолевалось благодаря его жизнелюбию и творческой энергии, а также активной и действенной поддержке жены. Галина Сергеевна нигде не подчеркивает свою роль в творческом становлении писателя, но, на самом деле, она была существенна и значительна, что подтверждают в своих статьях его соратники, друзья и коллеги, и сам Анатолий Иванович в интервью, приведенном далее в статье.

И все годы после его ухода она ведет подвижническую работу по пропаганде и изучению его творческого наследия: издавая его книги, организуя ежегодные «Чтения Домбровского» и освещая его творчество в журнале «Брега Тавриды», тем самым достойно продолжая дело Анатолия Домбровского.

Очерки и эссе в разделе «Друзья и коллеги рассказывают» видятся в контексте статьи Галины Домбровской «Творческий путь писателя», но, как бы, со стороны – глазами людей, близко знавших Анатолия Домбровского в жизни и по работе; друживших с ним и разделяющих его взгляды и принципы. Они дополняют его портрет новыми красками: личными впечатлениями от встреч и бесед; содержательными рассуждениями о его произведениях.

В них чувствуется живое участие и сопричастность к тому, чем жил и что творил писатель, и радость от возможности поделиться тем, что открылось каждому из них при соприкосновении с его многогранным талантом и Личностью.

В своей статье «Писатель, завораживающий мыслью» Владислав Бахревский, близкий друг, член Союза писателей России, известный русский историк-романист, собрат по перу и сподвижник Домбровского находит пронзительные по силе чувств и очень точные слова, характеризующие его Личность. «Кроме книг, писатель оставляет по себе сгусток духовной энергии. Домбровский успел сказать правду о тьме, накрывшей Родину, но суть его имени — любовь».

Надо глубоко знать и почитать человека, чтобы так емко и значительно выразить свое отношение к нему и к его творчеству. «Суть имени Домбровского», действительно — любовь – и в жизни и в творчестве, причем, любовь – действенная. Во всех своих произведениях он — борец за любовь: к жизни, природе, добру, мечте, а, главное, к человеку, чтобы раскрылся его жизненный и духовный потенциал для реализации своего истинного предназначения.

Рассказывая о жизненном пути писателя, Бахревский ищет в нем «истоки его творчества, тогда станет понятным, почему Домбровский написал романы о философах, романы о несчастье, случившимся с нашей страной». Он достаточно подробно освещает этапы и вехи его жизни, акцентируя внимание на том, как это отразилось в его произведениях.

Интересны воспоминания Бахревского о том, как развивалась их дружба с Домбровским, росло их взаимопонимание и творческая близость. Они познакомились в Алма-Ате, куда он приехал в командировку из Москвы, в редакции журнала «Дружные ребята», где Анатолий Иванович был главным редактором. И, оценив несомненный талант писателя, проявившийся уже в его первых детских повестях и рассказах, способствовал тому, чтобы они увидели свет в московских издательствах.

«Моя помощь была очень невелика, хотя, возможно, и бесценна. Я приносил своим редакторам рукописи нового своего знакомого, а все остальное совершалось само собой, рукописи могли постоять за себя, выдерживали самый строгий контроль». И, в дальнейшем, он содействовал продвижению в печать новых произведений Домбровского. В заключении статьи Бахревский говорит о непреходящем значении творчества Домбровского; о необходимости всемерно содействовать его изучению и пропаганде.

«Мы совершили бы грех, не поделившись сокровищницей творчества Анатолия Домбровского с нынешними нашими современниками, с лучшим, все-таки с лучшим будущим».

Статья Владимира Терехова, крымского писателя называется: «Это был прирожденный мыслитель». В начале статьи он пишет, как удивляло его с первых дней знакомства с Домбровским, в конце 70-х годов то, что паренек из крымской деревни, как и он сам, с похожей жизненной судьбой «вдруг стал… философом»… С ним было интересно. Он вдохновлял. С ним философствовали и мы… Мы признавали его первенство».

Вспоминает о том, как проявлял себя Домбровский в работе; как заряжал своей энергией окружающих; как тянулись к нему люди. Терехов отмечает и прекрасные человеческие качества Анатолия Ивановича – доброжелательность, чуткость и отзывчивость к проблемам людей, готовность поддержать не только советами, но и конкретными действиями.

И, как бы, продолжает тему философии в жизни и творчестве Домбровского статья Феликса Лазарев, доктора философских наук, академика, вице-прези-дента КАН, лауреата литературных премий – «Подвижнический дух мудреца». Их знакомство состоялось в конце 80-х годов, в Республиканском клубе творческой интеллигенции. Лазарев вспоминает о встречах с Домбровским и беседах с ним о литературном труде: какими ценными были для него советы уже признанного писателя при написании его философской прозы и, особенно, книги «Славянское дерево».

Его интересовал и творческий процесс самого Анатолия Ивановича, критерий подхода к созданию произведений на историко-философскую тему, и он задал ему волнующий его вопрос: «…почему большинство его произведений так или иначе связано с Древней Грецией, с мыслителями той поры? Что это? Дань философской молодости?»

В ответ Домбровский высказывает свое, глубокое по смыслу, понимание подхода к отражению этой темы в художественной литературе: «…нет, философия, скорее, лишь фон, некий масштаб видения человеческой истории. В фокусе же, говоря словами Чернышевского, — диалектика человеческой души, столкновение характеров, судеб, в котором обнаруживаются извечные проблемы человеческого бытия».

Как философу Лазареву близки, и он полностью разделяет воззрения Домбровского о значении философии, в том числе, и культурологическое, и роли философов в общественных и социальных процессах. Ему «открылся грандиозный по своей культурной значимости пласт раздумий большого писателя – о месте и судьбе философа в цивилизационных процессах, о его роли своеобразного оберега в доме бытия людей. Не надо изгонять философа, мудреца из нашего дома, который заповедал нам Господь».

Очерк Евгения Нечипорука, кандидата филологических наук, лауреата Премии АРК называется – «Подвиг духа». Анатолий Домбровский принадлежит к плеяде тех писателей, не столь многочисленной, но весьма значимой по своему творчеству, которые представляют, по определению Нечепорука – «тип философа – писателя или писателя – философа», проводящих свои философские воззрения средствами художественной литературы. Как ученый – филолог он отмечает выдающийся литературный талант Домбровского, анализируя его произведения на античную тему.

И считает, что его последний роман «Золотой век Аспасии» и цикл романов «Великие страсти Эллады» написаны рукой зрелого художника в период «акме» — высшего рассвета», и являются лучшими среди многочисленных романов на эту тему в мировой литературе. А воссозданная в них жизнь Древней Эллады отражает, по сути, современную действительность и высвечивает проблемы в ней, что явно ощущается на примере героев.

«Нет, не о Древней Греции писал свои романы наш крымский Сократ – Анатолий Домбровский. Нет, перед нами наша жизнь со всеми теми проблемами, над которыми мы бились в последние три десятилетия». Любопытный факт – в контексте сравнения Нечипоруком Домбровского с Сократом. В книге есть фотография, на которой изображены писатель и бюст Сократа – оба в профиль, смотрящие, как бы, друг на друга. Снимок сделан в галерее Камерона (г.Пушкин, под Ленинградом). В этом видится не только шутливая задумка, а и символическая духовная перекличка, сквозь время и пространство, истинных философов.

Комментируя последнюю публикацию Домбровского – статью «Подстрекатели» (2001), Нечипорук отмечает активную жизненную позицию писателя в отношении того, что происходит в стране и обществе после развала СССР, и стойкость в отстаивании тех принципов и человеческих ценностей, которые он излагал в своих произведениях.

В этой статье Домбровский, с болью в сердце, остро и аргументированно доказывает, что произошедшая смена социального устройства, построенная на грандиозном обмане и лживых обещаниях, привела к деградации общества, утрате идейных и нравственных ориентиров в жизни людей, в культуре и во всех областях деятельности человека.

Но всем тем разрушительным процессам, о «которых писатель сказал страстно и в высшей степени убедительно в своей статье… не подвластен однако дух человеческий, сопротивляющийся им, и в этом сопротивлении вершащий подвиг. В целом и по большому счету жизнь Анатолия Ивановича Домбровского и была таким подвигом духа» — заключает Нечипорук. И он – абсолютно прав.

Название статьи Валентины Фроловой, члена Союза писателей СССР, лауреата премии им.Льва Толстого – многозначительно: «Подвиг, который никому не приходит в голову назвать подвигом». И в начале ее она пишет: «Я называю имя человека, совершившего его: Анатолий Домбровский, писатель». Она вспоминает о том, как в декабре 1990-го года, в Ялте, проходило учредительное собрание Содружества русских, украинских и белорусских писателей, учредителем и организатором которого был Домбровский, и на котором присутствовали поэты и прозаики из Крыма, Москвы, Киева и Минска.

Было решено издавать в Симферополе общий журнал – «Брега Тавриды». Журнал состоялся и издается, во многом, благодаря организаторским способностям Анатолия Ивановича. «…у Домбровского, помимо писательского таланта, есть и такой, организаторский» — подчеркивает Валентина Сергеевна. И это – в годы «перехода к, так называемому, цивилизованному рынку», в том числе и в культуре, а, на самом деле, «дикому» и варварскому. Прекратило свое существование большинство писательских журналов Украины.

А журнал «Брега Тавриды» — единственный русскоязычный, выстоял, благодаря сплоченности единомышленников, твердо и неизменно отстаивающих принципы, заложенные при его создании, преодолевая все трудности того периода. «Редколлегия – маленький коллектив сподвижников: Анатолий Домбровский, Владимир Савенков, Галина Домбровская, Гарольд Бодыкин. Из Киева помощи – никакой. Вот и суди, как же пришлось барахтаться в рыночном море издателям журнала, оплачивающим бумагу, типографские услуги, торговые издержки».

В.С.Фролова пишет о том, что помимо подвига мужества, который совершают люди по долгу службы, есть и «культурное подвижничество», которое совершил Анатолий Домбровский своим талантом и энергией, направленными на созидание и единение. «Сумел сохранить определенное культурное пространство в Крыму». И это – журнал «Брега Тавриды» — высокопрофессиональный и востребованный, по – достоинству оцененный, не только крымскими коллегами, но и их собратьями из братских республик

И, подчеркивая роль Анатолия Домбровского в сохранении этого очага культуры в Крыму, Фролова заключает: «Союз писателей, возглавляемый Домбровским, уцелел во многом благодаря существованию журнала… Наконец, для нас, пишущих, журнал – островок надежды на возрождение культуры. А может ли быть сегодня больший подвиг, чем дать людям надежду?»

В разделе «Творческий портрет в жанре интервью» в «Сладкой каторге Анатолия Домбровского» представлены интервью, которые давал Анатолий Домбровский журналистам и писателям Крыма и Москвы в период с 1986-го по 2001-й годы. Тематика задаваемых Домбровскому вопросов – разнообразна: история жизни и творческий путь; о журнале «Брега Тавриды»; значение культуры; о Крыме; о личной жизни и призвании.

Многие вопросы касались журнала «Брега Тавриды»: цель и история создания, функция и перспективы журнала. Так, в интервью Олегу Пластовцу («План один – выжить», 1997) Домбровский, отвечая на вопрос: «Когда был создан журнал, какую цель преследовали создатели?», обрисовывает ситуацию в стране в 1990-м году, и что целью было объединение писателей трех братских народов на основе общего литературного журнала ради сохранения единого культурного пространства.

И первый номер журнала «Брега Тавриды» вышел в июле 1991-го года. На вопрос: «Кто является его создателем?» — писатель отвечает: «Идея создания журнала принадлежит мне. Осуществлял я ее вместе со своими друзьями: драматургом Гарольдом Бодыкиным, поэтом Владимиром Савенковым, прозаиком Владиславом Бахревским. Во многом помогла нам Галина Домбровская, моя жена: она была и зав. редакцией и главным корректором, и машинисткой, и литературным редактором. Да и теперь тащит на себе этот воз».



[1] Составитель книги «Сладкая каторга Анатолия Домбровского» и автор вступительной статьи Г.С.Домбровская

https://c-eho.info/20-let-spustya-syn-zemli-krymskoj/

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.