Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Москва, я думал о тебе…

Елена ГОРНАЯ


«Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я
думал о тебе. Москва… как много в этом звуке для сердца русского
слилось! Как много в нем отозвалось!». Хрестоматийный штамп? А только
никто точнее, проще и гениальнее Пушкина не передал нашу ментальную
связь с колыбелью русской духовности. И спустя два века эти строки
актуально звучат для каждого взращенного на русской культуре, с детства
думающего по-русски, будь он «родом из СССР» или трижды потомок русских
эмигрантов. Любого русского духом время от времени влечет в
первопрестольную – впитать ее многовековую энергетику и прочувствовать
сегодняшний ритм «сердца России»



…В НОВОГОДНЕ-рождественские праздники сердечный ритм столицы был
спокойным и расслабленным. Никаких пробок на дорогах, никаких толп, как
в часы пик, в переходах и на эскалаторах метро. Москвичи большей частью
с упоением предавались девятидневному отдыху в своих спальных районах, а
гости столицы добросовестно посещали развлекательные мероприятия и
новогодние фестивали. Городские телеканалы и радиостанции 24 часа в
сутки напоминали про акцию Департамента культуры города Москвы,
поощряющую к культурному досугу. В первую неделю января бесплатно
работали 65 городских музеев, около трех десятков выставочных залов и
галерей и 19 театров, зазывающих на экскурсию по закулисью.


(кликните на картинку — и она станет больше)

Главное место паломничества в Москве, конечно же, Красная площадь.
Новогодние светящиеся гирлянды на фасаде ГУМа, пестро наряженная елка и
разукрашенный каток по центру, разноцветные купола Василия Блаженного,
розовато-багровая подсветка зубчатых кремлевских стен, рубиновые звезды и
золотые орлы на башнях – колоритная картинка в традициях палехской
росписи.

Такими палехскими шкатулками, миниатюрами, прочими
изделиями русского народного промысла наряду с обязательными матрешками и
шапками всех цветов радуги наполнены сувенирные ряды перед Манежной и
Театральной площадью, сувенирные магазины Старого Арбата. Напротив
издающего разудалую музыку «ГУМ-катка», у кремлевской стены волдырем
пузырится белый купол над усыпальницей вождя пролетарской революции. В
Мавзолее уже несколько месяцев неспешно идет реставрация, между тем как
российские власти определяются с политическим решением о дальнейшей
участи экспоната.

На территории Кремля в дни школьных каникул
традиционные елочные утренники. Тысячные вереницы родителей поджидают
своих чад на мосту у Троицких ворот и на аллеях Александровского сада.

Алмазный
фонд Кремля временно закрыт, зато Оружейная палата, как всегда,
поражает воображение обилием золота и самоцветов в окладах старинных
икон, блеском драгоценной столовой утвари, украшений и прочих сокровищ
царской казны и патриаршей ризницы, величием государственных регалий,
среди которых в своей витрине за стеклом красуется Шапка Мономаха.
Бдительные бабушки-смотрительницы залов следят за каждым посетителем,
заподозренным в намерениях несанкционированной фотосъемки. Чтобы
осмотреть основные экспозиции самостоятельно, не присоединяясь к
экскурсии, удобно воспользоваться аудиогидом.


ЕСЛИ покинуть
Кремль через Боровицкие ворота, которые примыкают к Оружейной палате, и
пойти по Большому Каменному мосту, перед вами откроется эффектный вид на
Храм Христа Спасителя. Возрожденный храм — символ помпезного духовного
покаяния отцов нации. Общение прихожан со всевышним лишь слегка
задерживается у входа в храм по причине досмотра и прохождения через
рамку металлодетектора.

Необходимая предосторожность, как,
впрочем, и на всех других объектах массовых посещений в Москве.
Усиленные меры безопасности в наши дни применяются во многих
туристических центрах мира. Но вот в московском метро, которое само по
себе интересный для иностранцев туристический объект, становится как-то
некомфортно при напоминании перед каждой остановкой: «При обнаружении
подозрительных предметов немедленно сообщите…».


Неподалеку
от Храма Христа Спасителя на Берсеневской набережной громоздится серое
массивное здание в стиле конструктивизма – тот самый Дом на Набережной,
где в 30-е годы селились представители советской элиты и
партноменклатуры, и откуда многих из них бесследно увезли в годы
сталинских репрессий. Старожилы вспоминают, что в некоторых квартирах в
довоенную пору менялось по нескольку новых семей за год. И они до поры
до времени не боялись «нехороших квартир», ведь как престижно было жить в
суперэлитном Доме Правительства с видом на Кремль…

Фасад здания
увешан мемориальными досками. Сегодня здесь есть жилые корпуса, Театр
эстрады, кинотеатр «Ударник» и другие учреждения. В том числе –
муниципальный краеведческий музей, где воспроизводится атмосфера 30-х
годов, а экспозиции рассказывают об истории дома и его обитателей. Среди
сегодняшних известных владельцев жилплощади в Доме на Набережной –
Патриарх Кирилл.

НА УЛИЦЕ Петровка, 16, рядом с одним из
корпусов Генпрокуратуры РФ, находится Музей истории ГУЛАГа. Центр
экспозиции – огромная, во всю стену зала карта Союза Советских
Социалистических Республик, где красными и синими флажками обозначены
многочисленные скопления объектов системы Главного управления лагерей и
мест заключения. Глядя на эту карту, воочию убеждаешься, что в течение
нескольких десятилетий население нашей великой державы делилось в
основном на две категории: узников исправительно-трудовых лагерей и тех,
кто их охранял и писал доносы.


В
музее приводят цифру 17 миллионов человек — это те, кто прошел ГУЛАг в
30-40-е годы. На стендах музея – документы эпохи: тексты постановлений,
приказов, справок, судебных решений, личные вещи и документы
репрессированных, инструкции по ведению дел. Вот, например, литерные
статьи, по которым особые совещания при НКВД или тройки на местах
выносили приговоры, минуя судебные органы: АСА – антисоветская агитация,
КРА – контрреволюционная агитация, КРД – контрреволюционная
деятельность, КРТД – контрреволюционная троцкистская деятельность, СОЭ –
социально-опасный элемент, СВЭ – социально-вредный элемент, ПШ –
подозрение в шпионаже, ЧСР – член семьи репрессированного.

В
цокольном помещении музея – реконструкция фрагментов лагеря: кабинет
оперативника, часть барака с деревянными нарами, карцер, стенд наглядной
агитации с «доской поощрений». Есть стенды, посвященные судьбам
известных советских политиков и деятелей культуры, которых коснулись
репрессии. Музей истории ГУЛАГа охотно посещают иностранцы. Здесь нет
ограничений на фото и видеосъемку. И какое бы гнетущее впечатление ни
производили эти экспонаты на посетителей, наверное, их стоит увидеть
людям всех поколений. Чтобы знали и помнили.

МОСКОВСКИЕ храмы и
монастыри можно обходить неделями и месяцами. Но в первой пятерке,
конечно, — Новодевичий монастырь и его мемориальный некрополь.

В
один из дней, предшествовавших православному сочельнику, на подворье
монастыря было необычайно малолюдно, не толпились экскурсионные группы. В
Успенском соборе недавно закончилась служба, храм опустел. Можно
неспешно подойти к его главным святыням – иконам Пресвятой Богородицы
«Одигитрия Смоленская» и «Тихвинская Божья Матерь», оригиналы которых,
по преданию, написаны святым апостолом Лукой.


На
безмолвных заснеженных аллеях Новодевичьего кладбища ничто не отвлекает
от мыслей о бренном, вечном и великом. В этом некрополе – вся
российская история ушедшего 20 века. Здесь похоронены Чехов, Шаляпин, М.
Булгаков, В. Гиляровский, А. Толстой, В. Маяковский, В.
Немирович-Данченко, Е. Вахтангов, Д. Шостакович, С. Прокофьев, В.
Вернадский, И. Сеченов, жена Сталина Н. Аллилуева, Каганович, Микоян,
Молотов, Громыко…

Аллеи маршалов, Героев Советского Союза (среди
них и крымскотатарский летчик Амет-Хан Султан), академиков,
государственных деятелей, писателей, актеров. Надгробья кумиров эпохи,
выполненные знаменитыми скульпторами — тоже произведения искусства.
Хрущевское надгробье работы Э. Неизвестного в стороне от центральных
аллей. У края другой аллеи – мраморный барельеф Екатерины Фурцевой,
всесильной императрицы советской культуры хрущевско-брежневских времен.

Рядом
с могилой Черномырдина – Белла Ахмадулина и Ия Савина. Зыкина рядом с
Улановой, Сергеем Михалковым, Юрием Никулиным. Надгробье Андрея
Вознесенского – большой гранитный шар, в эту пору присыпанный снегом.
Припорошил снег и памятник Ельцину – застывший в камне приспущенный над
могилой российский триколор и лежащий рядом с флагом в брусчатке
православный крест. Работа скульптора Г. Франгуляна, он же автор
памятника Булату Окуджаве на Старом Арбате. В российских медиа
встречалась информация, что надгробный памятник Белле Ахмадулиной
намерен изваять Зураб Церетели. Но пока на могиле поэтессы только ее
портрет над могильной плитой.


РАЗМИНУТЬСЯ
с галереей искусств Зураба Церетели на Пречистенке никак невозможно.
Собранные там монументы впечатляют, как все большое. Или грандиозное.
Особенно «Райское яблоко» с вечной библейской темой Адама и Евы. На
заднем дворе галереи, в снегу под открытым небом ждет своего часа
памятник Большой Тройке, изготовленный монументалистом к юбилею
Ялтинской конференции, но так и не принятый в Крыму.

В
рождественские каникулы безвозмездно принимала посетителей и галерея
Ильи Глазунова на Волхонке, примечательная монументальными полотнами
немыслимых размеров и сюжетных комбинаций. В нижнем зале галереи таких
полотен в данный момент четыре – «Мистерия ХХ века», «Великий
эксперимент», «Разгром храма» и «Вечная Россия». В других залах галереи –
полотна на историческую тематику, иллюстрации к произведениям русской
классики, собрание икон, расписной мебели и предметов быта минувших
веков.

В ядовитой прессе писали, что посетивший года три назад
глазуновскую галерею Владимир Путин отметил, что на картине «Князь Олег и
Игорь» у Олега меч коротковат, а художник с готовностью пообещал
подправить картину.

Через дорогу от галереи Глазунова –
Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина. Нельзя в
короткий срок объять необъятное, поэтому хотя бы фрагментарно, хотя бы в
галерею импрессионистов, где Моне, Ренуар, Дега, Сезанн, Гоген, Ван
Гог, Тулуз Лотрек, а также Матисс, Пикассо, Кандинский, Шагал…


Третьяковку с сожалением пришлось исключить из культурной программы в
связи с нехваткой времени и более-менее достаточной изученностью.


ЕСЛИ
от исторического прошлого влечет к культурному настоящему, то
неподалеку — Московский музей современного искусства на Петровке. Тоже
детище Церетели. В его коллекции особую ценность представляют работы
Казимира Малевича, Марка Шагала, Нико Пиросмани и других классиков
русского авангарда. Здесь собраны и разные современные направления
живописи, скульптуры, инсталляции. Есть возможность проверить уровень
своего воображения и горизонты полета мысли.

Тем временем Москва
Сити с ее строящимися небоскребами в стиле хай-тек – уже есть
рукотворное воплощение авангардного воображения и полета архитектурной
мысли. Бизнес-квартал международного образца очень эффектно выглядит со
смотровой площадки на Воробьевых горах, когда солнечные лучи
переливаются золотом и небесной синевой, отражаясь от сверкающих окон и
панелей этого островка небоскребов.

Совсем другое дело, чем
однообразные панельные многоэтажки московских окраин и пригородов.
Заклейменные еще в культовой «Иронии судьбы», они тем не менее успешно
решили квартирный вопрос 12-миллионного мегаполиса. Кстати, про музей
архитектуры, который находится на Воздвиженке в двух шагах от Кремля —
он явно ждет своих лучших времен, а пока с фасада сыплется штукатурка, и
большинство экспонатов теснятся в битком набитых запасниках. Но ведь
все улицы, переулки и бульвары центра Москвы и есть
историко-архитектурный музей под открытым небом и энциклопедия русской
жизни. Особенно после того, как им вернули старые исторические названия.

А
как обойти вниманием Москву литературную? Москва Пушкина, Достоевского,
Чехова, Гиляровского, Есенина, Булгакова, Маяковского, Горького,
Ахматовой, Цветаевой, Высоцкого… Москва театральная – это отдельно,
потому что само по себе неисчерпаемо.

В УСАДЬБЕ Льва Толстого в
Хамовниках под конец дня совсем не было посетителей. Полная иллюзия, что
находишься в гостях в этом доме, и тебя пустили не только в парадные
гостиные, но и в самые сокровенные уголки жилища. Музей уникален тем,
что сохранил в первозданном виде подлинные вещи и обстановку со времени,
когда в нем более 20 лет жил Толстой со своим многочисленным
семейством.

Священный трепет охватывает в кабинете перед столом
писателя, за которым из-под лежащего тут пера явились миру
«Воскресенье», «Крейцерова соната», «Отец Сергий». В гостиной Софьи
Андреевны смотрительница зала, проникшись благосклонностью к таким
вдумчивым посетителям, включила фонограмму голоса Льва Толстого и вальс
его сочинения в исполнении Гольденвейзера. Аппарат, на котором больше
века назад была сделана запись, Толстому подарил Эдисон.


В
самом старом действующем кинотеатре Москвы, «Художественном», в эти
январские дни шла премьера новой английской версии «Анны Карениной».
Давно очевидно, что европейцы в своих постановках русской классики не в
состоянии постичь всю глубину и загадочность русской души. Но упорно
продолжают экспериментировать с собственным прочтением, в чем нередко
имеют успех. Кстати, вся литература «потока создания», колоссально
популярная у западноевропейских писателей 20 века – творческое открытие
Льва Толстого, впервые применившего его в финальных частях «Анны
Карениной».

Неподалеку от усадьбы Толстого в Хамовниках блестит
куполами старинная церковь Николая Чудотворца постройки 17 века, ныне
действующая. Вероятно, Толстой тоже был ее прихожанином. Известно, какие
непростые отношения сложились у великого русского философа со
служителями культа. Но по большому счету упрямый старик оказался прав –
бога каждому надо иметь в душе. Без этого происходит конец времен и
парадоксы истории.

ПОЕЗДА из Крыма в Москву и обратно идут
полупустые, по крайней мере в межсезонье. Отчасти, вероятно, по причине
неадекватной цены билетов с точки зрения уровня жизни «звычайных
украинцив». Самолетом, конечно, быстрее, но не факт, что удобнее,
учитывая сюрпризы от «Аэросвита». Скорый поезд идет, как всегда, 22
часа. Но почему-то кажется, что Москва становится все дальше…

На
днях крымский Совмин принял решение о ликвидации Представительства
Автономной Республики Крым в Москве. Из-за нерентабельности. Наш
курортный министр обещает взамен там открыть туристический центр. Да
разве только в бюрократической конторе дело?



Фото автора

Симферополь-Москва-Симферополь

http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=9353

Subscribe

promo kr_eho october 6, 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments