Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Сто строк для храбрости

Тамара КУЛЫБЫШЕВА
 У журналиста только один выбор: или он боится, или он пишет. И только благодаря исповедующим в профессии второй принцип пресса пока еще удерживает высокую позицию в рейтинге доверия граждан страны. Но вот парадокс: печатному и телевизионному слову верят и внемлют, но в целом журналистике не верят, журналистов называют Васями-писюльками, а вот четвертой властью называть почти перестали. Не надо обладать аналитическим умом, чтобы определить причину поставленного обществом диагноза: журналистика из королевы фактов, как ее прежде называли, превратилась в служанку интерпретаций и оценок власти, сформировав в средствах массовой информации позитивное беззубое пространство.

Буквально на днях, получая которую уже по счету награду «ТЭФИ» за лучшую информационно-аналитическую программу, российская журналистка и телеведущая Марианна Максимовская процитировала слова Владимира Путина: «Власть, как всякий мужчина, всегда должна пытаться, а пресса, как всякая женщина, должна сопротивляться» — и заключила: «Так вот, мы еще посопротивляемся». Приятно слышать. Но неприятно сознавать, что готовых посопротивляться в журналистике осталось считанное меньшинство. Большинство, поддавшись обаянию власти, предпочло роль, прежде называвшуюся «журналист особого назначения». Соблазн продаться, прислониться к богатому государственному дяде, щедро оплачивающему ловкое перо и взволнованный голос, оказался настолько велик, что даже специальный термин появился – перспективная журналистика, где внутренняя независимость, самоуважение, критическое осмысление, трезвость оценок и признание аудитории заменены на авторское исполнение оды власти.

 Однако подавляющему большинству журналистов плевать на мнение читателей, слушателей и зрителей, потому что не они их кормят своим интересом и выбором. Одни СМИ сосут вымя государственного или коммунальных бюджетов, другие являются частными и ради полной молока сиськи не брезгуют лгать и пресмыкаться, выработав социальный рефлекс радостного любовного подчинения. Справедливости ради стоит заметить, что и аудитория ответствует тем же, называя прессу «рубленым паштетом из четвертой власти», а журналистов - приспособленцами и подхалимами. Так что когда аккордеонист и нардеп Ян Табачник назвал журналистов «холуями», он еще завысил процент честной прессы. И журналисты на первых порах было накинувшиеся на него, требовавшие извинений и судебных разбирательств довольно быстро сдулись.

 Дойди дело до суда, многим пришлось бы засветиться в порочащих их профессионализм связях с властью, оппозиционными политическими партиями, а громкое битье в грудь и отстаивание мифических «чести и достоинства» могло бы лишить верного куска хлеба.

 За последние годы появилось огромное количество СМИ чутких к пожеланиям власти, что превратило журналистику в испуганную профессию и лишило общественного влияния и фактической аудитории. Власть предстает в них дорогим покойником: о ней либо хорошо, либо ничего. Их авторы натужно выдавили из себя остатки творческой, изобретательной журналистики в лизьбе задницы власти. Конкурировать с ними в отсутствии настоящего интереса аудитории могут разве что СМИ, исповедующие принцип идеальной журналистики, где информация подается в стерильном виде, без авторских комментариев, личных оценок и выводов, которые, как азиатский акын, что видит, то и поёт, и где журналист служит просто репродуктором. В них функция журналиста свелась к минимуму: подогнать информацию, не анализируя ее самостоятельно и не навязывая свои оценки. В результате воспитали журналистов, неспособных ни к аналитическому мышлению, ни к пониманию, превратившихся в машину для подачи событий, не вникающих в их смысл и содержание.

 А между тем журналист, чтобы рассказывать людям о происходящем и представлять объективную картину, должен быть достаточно умен, сведущ и неравнодушен. Писатель Михаил Веллер назвал журналистов историками, занимающимися сегодняшним днем, а значит, для того, чтобы писать, рассказывать или показывать, надо уметь добыть информацию и сделать выводы из нее. Журналист в чем-то напоминает шпиона, с той лишь разницей, что требуемую информацию не всегда добывает хитростями, уловками, посредством полезных связей и через наработанную сеть информаторов. Чаще ему приходится быть артистом: беседовать на одном языке и с рабочим, и с руководителем, и с музыкантом. Хороший журналист, как правило, коммуникабелен и контактен, умеет влезать в чужую шкуру и выворачивать наизнанку чужую душу. По большому счету это психологическое мастерство интервьюера, знающего, что никто неинтересен и так не любим самим человеком, как он сам.

 Но все эти атрибуты профессии меркнут, если у журналиста нет собственного мнения. Тогда он просто рассказчик, у которого множество конкурентов среди записных трепачей, встречающихся в кафе или в хорошей компании. Этой профессии, в том числе и кажущемуся элементарным — умению вести разговоры, надо учиться. А еще бы неплохо приходить в эту профессию с нажитым багажом жизненного опыта, образования, начитанности, эрудиции, знаний не только в стилистике, орфографии и расстановке знаний препинаний. Хотя, чего греха таить, многим они не были бы лишними. Трудно не согласиться с министром образования Украины Дмитрием Табачником, считающим, бедой примитивных и малообразованных журналистов, чье представление о профессии ничем не отличается от мнения большинства населения: холеный парень или гламурная барышня на пресс-конференции с большим начальником, что обещает в перспективе выгодные знакомства и наработанные связи.

 Диплом журналиста считается хорошим стартовым капиталом, позволяющим делать стремительную карьеру, чему способствует огромное количество изданий и телеканалов. При этом мало кто задумывается, что публичная профессия предполагает колоссальный фактор ответственности перед обществом. Но вот беда – объяснить это очень многим будущим журналистам некому. Появилось огромное количество учебных заведений с факультетами журналистики, различных филиалов престижных и уважаемых на первый взгляд вузов, но возникает естественный вопрос, откуда рекрутируют в них преподавательский состав, способный учить журналистскому мастерству, языку, литературе, логике, психологии, экономике, аналитике, культурно развивать и образовывать. Многим по-прежнему кажется, что журналистика – это чистой воды болтология, и любой с хорошо подвешенным языком и бойким пером в два счета осилит ее азы.

 А между тем журналистика требует такого же знания технологии, как инженерные дисциплины, и преподавать ее могут те, кто сам своим трудом, мастерством, владением технологией может показать студенту, как нужно писать, рассказывать и показывать аудитории. Но в большинстве даже не липовых и подзаборных вузов журналистику преподают те, кто не способен сочинить связное, логичное и даже правильное с точки зрения правописания предложение. Их выпускники в соавторстве с опытными товарищами, поднаторевшими в лизьбе задницы власти, трусливой дипломатичности и создают ту самую особую картину города и страны, где нет места всей правде.

 Их проще всего заменить роботами, варианты которых созданы в США и Японии: они способны собирать и по-разному компилировать информацию – практически то, чем занимаются провластные и продавшиеся журналисты. Правда, среди читабельных сообщений попадаются абракадабры, но ведь и материалы живых, с дипломами журналистов тоже далеко не всегда блещут литературным качеством. Зато уж договориться с роботами-журналистами будет проще и дешевле.

http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=8273

Subscribe

promo kr_eho october 6, 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments