Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Categories:

«Краткая история» — и одна картина

Олег ШИРОКОВ

В прошлую пятницу в помещении конференц-зала Крымского этнографического музея состоялась презентация книги Никиты Храпунова и Дмитрия Прохорова «Краткая история Крыма», которую анонсировали как «настоящее событие на национальном книгоиздательском рынке». Книга «Краткая история Крыма» создана при поддержке Историко-археологического благотворительного фонда «Наследие тысячелетий», в котором председатель правления — доктор исторических наук, профессор Игорь Храпунов



Новая книга

title
Как сказала выступившая на презентации директор фонда Анастасия Стоянова, эта книга выделяется из большого количества историко-краеведческой литературы, издававшейся в последние годы.

Понятно, что очень сложно впихнуть в небольшое издание практически всю историю нашего полуострова, такую обширную и разнообразную.

Авторами книги выступили научные сотрудники Крымского отделения Института востоковедения. Одна из ее главных особенностей – это полный перевод книги на английский язык, который проходит по всему изданию рядом с оригиналом. При этом еще одним большим достижением можно назвать то, что переводил ее на английский не приглашенный переводчик (отчего часто в подобных изданиях возникают искажения и неверные переводы), а один из авторов – Никита Храпунов.

Зал заполнен
title
Но что сразу бросилось в глаза – некое «открытие» авторов. Несмотря на то, что знаменитая картина Фридриха Гросса «Вид на Симферополь, 1856 г.» уже давно признана историками и краеведами как вид на столицу Крыма из «Нового города», авторы в книге на 77 странице подписали ее как «Вид с Неапольского городища». Когда же мы попытались выяснить у одного из авторов, Никиты Храпунова, откуда такая «находка», он ответил, что «писатели – это не источники», а на вопрос: «Почему же они решили, что это Неаполь», отвечал: «Читайте в книге…».

Что же мы обнаружили в книге? Там указана данная известная литография как изображение того, «как добывают строительный камень из остатков древнего Неаполя».

Выступает Никита Храпунов

title
Родился Фридрих Гросс в Симферополе, в семье немецкого колониста, художника Иоганна Людвига Гросса. Отец его был учителем рисования у юного Айвазовского. С его легкой руки многие его ученики стали очень известными художниками в России. А о сыне его писали: «Живя среди роскошной природы, он рано почувствовал влечение к живописи и страстно предался этому благородному искусству. Четыре лета сряду провел он на Южном берегу Крыма… Перенося на бумагу все, что поражало его взоры, и собрав, таким образом, богатую коллекцию живописнейших видов Крыма».

О нем отзывались: «Да, в работе он весьма щепетилен и даже более аккуратен и скрупулезен, чем просто немец…». Вот и на упомянутой картине им было написано: «Видъ города Симферополя, съ восточной стороны, где изволил быть Его Величество Государь Императоръ». Да и с припиской «Рисов. съ натуры Ф. Гроссъ». Это он писал, наверное, для современных исследователей (Неаполь расположен в южной части города, а в восточной – был как раз Новый город.)

Та самая картина
title
По-немецки педантичный, Гросс не только изобразил далекий город за Салгиром, (если следовать логике авторов книги, то на картине реки вообще не должно было быть) но и прорисовал все видимые церкви и соборы города середины XIX века и здания, видимые с точки зарисовки. Кроме того, внизу картины они тщательно подписаны.

Начинается панорама церковью, бывшей на старинном кладбище (сейчас на этом месте школа №14), затем идет не существующая ныне армяно-григорианская церковь, две церкви – Греческая, в которой сейчас монастырь, и Петро-Павловская. Прекрасно виден еще не взорванный Александро-Невский собор и Долгоруковский шпиль за ним. В правой части картины – Архив, бывший на углу Суворовского спуска, Присутственные места, превращенные в лазарет (как раз в это время заканчивалась Крымская война) и Богоугодные заведения – больничный комплекс, где сейчас расположена Психиатрическая больница.

Локализация места художника

title
Новое «открытие» авторов уже обсуждалось и в социальных сетях, высказывались разные предположения о точке расположения художника, но было понятно, что ни о каком Неаполе речь идти не могла: в этом случае архив и присутственные места были бы не справа, а прятались бы за соборами. Но вот то, что Греческая церковь находится за Петропавловской, почти прямо за ней, но чуть левее, дало ключ к решению этой загадки.

Проведенные линии через все точки города привели на другую сторону Салгира, где в это время было практически только одно имение – знаменитого врача Мильгаузена, у которого за тридцать лет до написания этой картины гостил Александр Пушкин. И, получается, что рабочие, которых авторы приняли за «грабителей скифских могил» всего лишь что-то перестраивали в имении доктора. Тем более, что Неаполь начали раскапывать в начале XIX века и у же не давали жителям варварски растаскивать останки городища для своих нужд. А на картине у Гросса получается, что какие-то наглые «черные археологи» в открытую ведут раскопки…

На вопросы отвечает Дмитрий Прохоров
title
Кроме всего прочего, у Гросса хорошо выписаны холмы на заднем фоне. Если смотреть с указанной точки, они и сейчас выглядят так же – на том, что виден прямо за Александро-Невским собором, сейчас расположен массив улицы Маршала Жукова, левые холмы спускаются к селам Молочному и Трудолюбовке…

Создалось впечатление, что авторы книги поставили эту литографию просто из-за нехватки иллюстративного материала, просто стараясь «притянуть за уши» данную картину…

Однако вернемся к книге. Как показалось, авторы на презентации благосклонно выслушивали хвалебные оды в свою честь и тут же отвлекались, если речь заходила о замеченных недостатках в книге. И это была на нашей памяти первая пресс-конференция, на которой журналисты задавали вопрос о книге, а авторы могли себе позволить в это время говорить о чем-то своем, и так и не услышать поставленного вопроса.

Еще одна привязка к местности

title
В попытке собрать в одной книге огромную информацию с большим количеством иллюстративного материала книга напомнила… советский школьный учебник по истории СССР для четвертого класса. Он тоже начинался с темы «Как жили наши прародители» и кончался портретами Брежнева, Косыгина и Подгорного.

«А вы почему в своей книге не разместили никого из современной истории – ни председателя Совмина, ни нынешнего спикера парламента, как это принято в подобных изданиях, а портретная галерея у вас заканчивается президентом Мешковым?»

«Мы ставили перед собой цель чисто историческую, — ответил нам автор Дмитрий Прохоров, — а политические цели нас вовсе не интересовали».

Раздача автографов
title
В книге, к сожалению, есть ряд мелких замечаний, отсутствуют географический и именной указатели. Не указаны, к примеру, другие названия объектов. Читатель узнает о «Форте Сталин», как его называли немцы, но должен сам узнавать, что это имя было у 365 зенитной батареи.

Пушка «Дора» в книге стреляла «под Севастополем», хотя располагалась она у Бахчисарая. Из книги можно узнать, что «мандариновые, апельсиновые и лимонные деревья прижились в Крыму»(?). Есть замечания и к оформлению книги. Например подписи к рисункам, расположенным в началах глав, можно обнаружить достаточно далеко, иногда через 5-9 страниц (стр 258-стр 267). Названия страниц расположены так близко к иллюстрациям, что можно принять их за подписи к ним. Так, на странице 170 изображена битва и рядом с ней подпись «Крещение русского князя».

Но, похоже, что цель подобных презентаций – не столько познакомить людей с новым изданием, сколько продать во время их как можно больше книг, тем более, что издание было выпущено с достаточно большим тиражом – 10 тысяч экземпляров на общую сумму не менее миллиона гривен. Вот потому авторы и спешат ее продать, рассуждая уже о втором издании «Краткой истории».



Фото автора и из архива


http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=10201
Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments