Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Чему учат на Донузлаве

Анатолий ФИЛАТОВ

В июле 2013 г. на берегу озера Донузлав близ Евпатории прошёл очередной, уже седьмой по счёту, Молодёжный лагерь. Его нынешнее название – Евразийский молодёжный Лагерь-форум «Крым. Донузлав-2013».
Идея проведения молодёжных лагерей в этом месте Крыма возникла в 2007 году — после того, как годом ранее, в 2006 г., русские и патриотические организации не позволили осуществить здесь высадку десанта войск НАТО, планировавшуюся в рамках совместных с Украиной учений «Си-Бриз». Именно поэтому, начиная с 2007 года, молодёжные лагеря носили антинатовский характер. И это не просто «против» чего-то, но более «за» — за восстановление разорванного в 1991 г. того исторического пространства, которое прежде называлось СССР, а ещё раньше – Россией.


Эта патриотическая направленность в работе нынешнего VII Лагеря в полной мере была отражена на заседаниях научно-образовательной Школы, которые проводили известные эксперты – политологи, историки, философы из Российской Федерации, Украины и Крыма.

Лагерь «Крым. Донузлав-2013» проходил под эгидой Всеукраинского Координационного совета организаций российских соотечественников и при поддержке Генерального консульства Российской Федерации в Симферополе, Фонда «Русский мир», Фонда поддержки публичной информации им. А.М. Горчакова, общественной организации «Институт стран СНГ в Севастополе». Научное сопровождение в рамках научно-образовательной программы Лагеря осуществлял Институт стран СНГ. Всего в работе Лагеря приняло участие около 300 молодых людей из Российской Федерации, Белоруссии, Украины, Молдавии, Приднестровья, Крыма, Южной Осетии.

Реализация научно-образовательной программы была проведена в формате Школы, работа которой прошла под эгидой Института стран СНГ и была организована Крымской республиканской организацией «Таврический союз». Программа Школы и запланированные занятия были выполнены едва ли не на сто процентов (не смог приехать, в связи с служебной занятостью, только декан Высшей школы (факультета) телевидения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В. Третьяков).

В рамках научно-образовательной Школы были проведены: Круглые столы «Перспективы Восточно-Славянского Союза Российской Федерации, Украины и Белоруссии» (ведущий – директор Института стран СНГ К. Затулин) и «Евразийское пространство: проблемы и перспективы постсоветской реинтеграции» (ведущий – заместитель директора по научной работе украинского филиала Института стран СНГ А. Филатов), лекции экспертов — заведующего отделом по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института стран СНГ, главы Ассоциации православных экспертов и Корпорации православного действия К. Фролова («Церковные и цивилизационные расколы на Украине. Истоки и стратегии преодоления»), Первого вице-президента Международной ассоциации фондов мира, председателя Российского общенародного союза, доктора юридических наук С. Бабурина («Пространство Русского мира и его проблемы»), доцента кафедры философии и права Национальной академии природоохранного и курортного строительства, кандидата политических наук В. Афанасьева («Евразийское пространство: проблемы и перспективы постсоветской реинтеграции»), редактора издания «Однако, Украина» С. Уралова («Что творится с Украиной? И кем?»), директора Российско-украинского культурно-просветительского центра «Соотечественники» (г. Винница), кандидата филологических наук, доцента О. Кадочникова («Русская литература ХХ века: «терра инкогнита» современного читателя»), заведующего кафедрой политических наук и международных отношений Таврического национального университета им. В.И. Вернадского С. Юрченко («США и мир: история и современность»), кандидата философских наук, доцента А. Филатова («Освободительная миссия России на Балканах и Причерноморье. К проблеме миссианства Третьего Рима как имперского образования» и «Русский Мир как социокультурное пространство и цивилизация»), главного редактора информационно-аналитической службы «Русская народная линия» (г. Санкт-Петербург) А. Степанова («Династия Романовых – 300 лет на службе России»), доцента Луганского государственного университета внутренних дел им. Э. Дидоренко, кандидата философских наук В. Даренского («Классификация причин поражений Красной Армии в июне-октябре 1941 года и в мае-августе 1942 года (с обзором некоторых современных мифов)» и «Новороссия как южнороссийский регион в составе современной Украины»).

Не стану пересказывать содержание и выступления на отмеченных Круглых столах и лекциях (всё достаточно подробно транслировалось СМИ, в том числе интернет-ресурсами), хотелось бы остановиться на тех важных и существенных для современного состояния нашего общества проблемах, которые поднимались и обсуждались на занятиях научно-образовательной Школы. Тем самым попытаюсь проследить направленность и в работе Школы, и в умонастроениях слушателей-участников Евразийского молодёжного лагеря-форума «Крым. Донузлав-2013».

Но прежде отмечу, что буквально все предложенные темы занятий и Круглых столов вызвали живой интерес у молодых людей и порождали многочасовые дискуссии, когда занятия, вместо запланированных полутора часов продолжались три-четыре часа. Хотя нельзя не признать, что не все 300 человек-участников Лагеря регулярно посещали занятия Школы, бывали случаи, когда в импровизированном зале заседаний под большим шатром собиралось 60-70 человек. Но это были действительно интересующиеся молодые люди, которые, уверен, смогут достойно применять на практике полученные в Школе информацию и знания.

И по эпитету «Евразийский» в названии Лагеря, и по тематике Круглых столов и занятий нетрудно догадаться, что основной акцент в работе научно-образовательной Школы был сделан на анализе социально-культурных, цивилизационных, экономических и военно-политических процессов на постсоветском пространстве, в исторически сложившихся границах Русского Мира, являющегося полиэтнокультурном цивилизационным образованием.

Не скрою, что абсолютное большинство молодых людей-участников лагерной смены нынешнего года являются приверженцами идеи восточнославянского, а точнее, общерусского единства, сторонниками формирования Евразийского Союза, который смог бы восстановить разрушенные связи между людьми после развала СССР в 1991 г.

Почему не все? Потому что некоторая часть участников заседаний Школы выступала, как минимум, в начале её работы, за более тесное сотрудничество Российской Федерации, Украины и Белоруссии с Евросоюзом, нежели с закавказскими и среднеазиатскими республиками. И по этому поводу и по поводу степени интеграции на постсоветском пространстве возникали горячие дискуссии, происходил обмен мнениями и делались выводы, которые, как правило, принимались всеми участниками заседаний.

К каким же общим позициям пришли участники научно-образовательной Школы Евразийского молодёжного лагеря-форума «Крым. Донузлав-2013», какие оценки исторического прошлого, настоящего и будущего нашего Отечества были даны? Постараюсь всё это обобщить и выразить в тезисной форме, чтобы каждая позиция и каждая оценка были более чётко и предметно представлены.

Но, вначале хотелось бы отметить, что для всех непременными и базисными стали такие подходы, как
 общее историческое прошлое Отечества, героически проявившееся в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.,
 отличие российского социокультурного пространства, существовавшего ранее в масштабах Российской Империи и Советского Союза, от европейского,
 объединяющая и мобилизующая функция русской культуры и русского языка на постсоветском и будущем евразийском пространстве.

Исходя из этих установок была дана оценка современному состоянию Русского Мира, частью которого, по культурно-цивилизационным признакам, безусловно, являются ныне независимые государства – Российская Федерация, Украина, Белоруссия, Молдавия, Приднестровье, Южная Осетия (представители которых были участниками Лагеря и Школы). – Несмотря на государственный кризис 1991 года и распад страны, именно в конце XX столетия наиболее активно начинает обсуждаться проблема Русского Мира, российской / русской цивилизации – сначала в научном сообществе, затем в СМИ и в общественной среде.

Повышенный интерес к теме Русского Мира и российской цивилизации, принципиально отличной от европейской и всех других, сопровождается и оголтелыми нападками на ценности Русского Мира со стороны его врагов и недоброжелателей. Причём, более адекватные из их числа ограничиваются скрытой враждебностью, т.к. аргументировано и обоснованно выступить против феномена Русского Мира они просто не в состоянии.

А вот на сцене перед публикой обнаруживают себя недалёкие и в умственном, и в образовательном плане порученцы противников, как внутренних, так и внешних, Русского Мира, которые, кроме ругательств и бессодержательного словесного поноса, ничего произвести не в состоянии, твердя, как мантры, заклинания о «мифичности» Русского Мира, выискивая неких «агентов Москвы» и «пятую колонну» в Крыму.

Не стану далее останавливаться на описании подобной белиберды, то бишь бредятины, которая прозвучала в адрес нашей Школы, ибо над идиотизмом можно посмеяться лишь один раз, а транслировать его — занятие неблагородное. Кстати, подобное злопыхательство свидетельствует и о том, что Русский Мир как социокультурное и цивилизационное явление есть существенная реальность современной политической жизни и геополитических отношений.

Рассматривая на занятиях Школы такие темы, как «История государства Российского», «Русская Православная церковь как фактор цивилизационного строительства», «Великая Отечественная война – отпор культурно-цивилизационной агрессии Запада», «Воссоединение Руси как духовный и культурно-исторический процесс. Проект «Украина», «Евразийское пространство: проблемы и перспективы постсоветской реинтеграции» слушатели убеждались сами и в процессе дискуссии учились убеждать других, что намечаемые сейчас воссоединительные процессы в рамках Союза Российской Федерации, Украины и Белоруссии, в формате Евразийского Союза не являются производными от политической конъюнктуры либо пресловутых имперских амбиций, а есть естественный социально-культурный, экономический и военно-политический процесс, имеющий мощные исторические основания в существовании Российской Империи и Советского Союза.

Однозначно можно сказать, что проведение научно-образовательной Школы в рамках Евразийского молодёжного лагеря-форума «Крым. Донузлав-2013» стало нужным и полезным мероприятием не только для слушателей, но и для лекторов, которые смогли, как говорится, из первых уст получить сведения о ситуациях, складывающихся в социально-политической жизни современных Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Молдавии, Приднестровья, Южной Осетии и Крыма.

В то же время нельзя не обратить внимание на то, что с составом участников будущих Лагерей и, соответственно, слушателей научно-образовательной Школы предстоит более серьёзно работать, в смысле отбора таких молодых людей, которые едут на Донузлав не только покупаться и позагорать, но и являются по факту активными общественниками и готовы участвовать во всех образовательных программах Лагеря. Это касается и самой организации жизни в Лагере.

В заключение хотелось бы привести высказывание одного из слушателей научно-образовательной Школы из Днепропетровска: «Я стал понимать нашу общую историю!»



А. Филатов,
заместитель директора по научной работе
украинского филиала Института стран СНГ,
кандидат философских наук, доцент,
руководитель научно-образовательной программы
Евразийского молодёжного лагеря-форума «Крым. Донузлав-2013»


http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=10384
Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments