Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Разогнать дементоров (ВИДЕО)

Марина МАТВЕЕВА

14 сентября в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина в рамках проекта «Web-притяжение крымской поэзии и Бардовский видоемост» состоялся очередной международный поэтический видеомост, в котором принимали участие такие города, как Симферополь (Крым), Харьков (Украина), Азов Ростовской обл. (Россия). Города – соответственно – представляли поэты Ирина Сотникова, Юлия Баткилина и Юджин Велос.
Организаторы моста долго думали, а будут ли эти авторы сочетаться между собой: лирик-реалист, философ-эзотерик и сказочница. Но, вспомнив, что разности (а уж тем более, противоположности) притягиваются, решили, что авторы обязательно «найдут друг друга». Так и произошло.

Ирина Сотникова (Симферополь)

title
Плетётся жизнь, тяжело ступая, по тем, кто циник не по годам.
Судьба-злодейка, судьба скупая, такая суетная мадам.
Они давно уже ждут удара, они давно примирились с ней.
Никто таким никогда не пара, никто не ярче больных теней.
Не ждут, не верят, не просят чуда, без слов впускают вампира в дом…
А им, таким, улыбаясь, Будда в жару налил бы воды со льдом.


Это Юлия Баткилина, харьковская поэтесса из «поколения тридцатилетних», недавно издавшая книгу поэзии «Песни мельничного колеса». Нельзя не поделиться авторским предисловием к этому сборнику: «Когда тебе уже не 15, и даже не 20, а ты все рассказываешь сказки, все веришь им – это кое-чего стоит. Я привыкла жить со своими сказками рядом. Я люблю дарить их тем, кому все еще надо услышать историю о далеких морях и туманах на севере, о замках в метель, о колдуньях в оставленных башнях. Сказки только множатся в мире, только растут, когда их передают из рук в руки, из памяти в память. Так что берите. Это вам».

Ирина Сотникова, книга
title
Современный человек живет в мире сказок, которые ему рассказывают те, кому это нужно и выгодно. Но это недобрые сказки. Пугающие. К чему-то зовущие – к чему? Настоящих – добрых и смелых – сказочников не хватает даже среди поэтов. Некоторые (особенно дамы, среди них много детских поэтесс) называют себя так и даже способны написать что-то теплое и светлое, но нередко это слащавое лицемерие скрытого мизантропа. Истинный сказочник должен жить так, как пишет.

Не удивительно, что Юлия – ролевик, толкинист. Многие играют в юности, с возрастом уходя. Довелось пережить это увлечение и автору этих строк, поэтому найти общий язык с жизнерадостной и говорливой Юлей на одном из литературных фестивалей не составило труда. Но я ушла из игры, из сказки, а она – осталась. Поэтому ее книга – это фантазии-реальности зрелого человека. По мнению автора аннотации: «…Новизна открылась не только в творчестве автора, но и в современной литературе в целом. Это сборник необычных текстов, которые сложно отнести к поэзии или прозе. Яркие зарисовки с ритмом и рифмой эмоциональны и повествовательны, содержательны и точны. Антиутопии и сказки, эмоции и строгий реализм… вспышки коротких текстов-наблюдений уже зрелого автора».

Юджин Велос (Азов)

title
Не всегда они добры и жизнерадостны. Но из темного колдовства – ну прямо по «Гарри Потреру» (хоть пресловутое современное «дементоров погонять» сюда впиши) – вырастает такая многоцветная надежда, что поневоле думаешь, что выход не только есть, а их много и они усыпаны если не драгоценными камнями, то лепестками разных цветов.

…В унисон над тобою смыкаются облака.
У кого-то мельчает жемчуг, и все не так,
А кому-то удавка шёлкова коротка,
А тебе по размеру небо, и ты чудак.
У тебя поспевает клевер, цветут луга,
Над тобой раскрывает крылья голубизна.
Ты идешь, и твоя дорога к тебе строга,
Но зато же она и ветрена, и ясна.


Текст приводится в поэтической форме для лучшего восприятия, однако хочется напомнить, что в книге Юлии большинство произведений – стихопроза. Сказка и не может быть другой. А новизна – в тонком восприятии «современных сказок» и бытия в них человека. Вот концовка этого стихотворения:

Юджин Велос, книга
title
И другие потом пойдут и возьмут Париж,
И другие сгребут положенных кренделей.
А с тобою затык какой-то – ведь ты горишь,
Но от этого не светлее и не теплей.


Автор статьи боролась с искушением вырвать из контекста позитивный отрывок и этим показать, «что такое настоящая сказка». Но это было была бы «сказка-ложь». «Да в ней намек» – который понимает поэт – в том, что фантазии и творческие горения трудновоспринимаемы нынешним миром. Но они есть. И это лучшее, чем можно «разогнать дементоров».

Каждый поэт справляется с этой напастью – метафорой депрессии и стресса – и помогает справляться читателю – по-своему.

Мне сладок дождь своей обиженной нирваной,
Когда съедает мир туманов скользких мгла.
Мне грустен капель стук, их ритм акцентно-рваный,
И я печаль делю с бездельем пополам.
И тишины хочу – чтоб только дождь по жести,
Чтоб только навсегда, на время, на покой –
От лицемерных слов и сладострастных жестов –
В себя, в забытый дом, в потухший взгляд окон.
…Мне сумрачно не ждать, мне радостно не верить,
Мне, в общем, всё равно. И это – как болезнь.
И это снова дождь скребётся когтем в двери,
Чтоб кинуть в мою лень – очередную весть.


Это симферопольский поэт Ирина Сотникова, автор книги «В Небесном Городе». Об этой книге я уже писала более развернуто, могу лишь еще раз привести выдержку из авторского предисловия: «У каждого поэта есть свой Небесный Город. А в этом городе главный лирический герой проживает свою жизнь так, как это дано только ему». А разве это – не сказка? Тоже она, но немного другая. Возможно, более зрелая, может быть, созданная человеком иного темперамента, мировоззрения, иной судьбы.

Юлия Баткилина (Харьков).jpg

title
Как Кампанелла написал свой «Город Солнца», находясь в тюрьме, так и наша «тюрьма» – быта, работы, не всегда нужного, утомляющего общения, недоверия, страхов, редкой возможности встретить единомышленника – рождает в глубинах душ такие вот неповторимые Небесные и Солярные города. Возможно, утопии. Или антиутопии. Но они жизненно необходимы.

Кажется, что совсем особняком стоит ростовский поэт Юджин Велос – автор книги «АммонитЪ». Этот автор ничего не пишет о себе, но может очень много рассказать своими стихами. Да даже таким необычным названием поэтического сборника. Наше с ним знакомство и произошло на почве интереса к аммонитам и прочей палеонтологии, а также связанной с нею эзотерике.

Когда в древности люди находили эту странную окаменелость – раковину аммонита, она напоминала им бараний рог, потому и названа была – «рогом Амона», посвящена Амону-Юпитеру. А форма этой раковины – спираль (галактика) – наводит на множество размышлений, построений системы мироздания, проникновений в ее глубины.

Юлия Баткилина, книга.jpg
title
…О божественном сеченье
В чудном свитке аммонита,
О неведомом ученье
На основе монолита.
Завиток того моллюска,
Находясь в девонском слое,
Видом каменного сгустка
Задевает за живое.

Некто в статусе посланца,
Мною виденных воочью,
Слоем аспидного сланца
Водит между днем и ночью.
Вдоль по линии изгиба,
По кольцу скосив глазами,
Он каймит изнанку лимба
Белой ночи небесами.
…….
Плотью впитывая с камня
Волновой поток наитий,
В тусклой памяти восполняя
Допотопный ход событий,
Чуждый выходец из толщи
Неизменно втянет многих
В ископаемые мощи
Неземных головоногих.


В своих произведениях Юджин Велос – философ, историк, культуролог, естествоиспытатель, мистик. Его эрудиция, видимая в аллюзиях, реминисценциях, наложениях смыслов и символов, метатекстуальных связях, звукобуквенных возможностях расширения и углубления семантики – поражает. Это поэзия для тонких ценителей, в ней нужно разбираться, нередко с лупой, как при работе с палеонтологическим материалом. Поэт считается основателем литературного направления «велосомелос» – «стремительный напев», которое характеризуется ощущением взлётности, невесомости, парения, устной музыки.

Нередки у него упоминания Крыма с его необычными явлениями, историческими странностями, богатой культурой, неразрешимыми загадками. Таких загадок много во всем мире, в человеческой жизни. А тот, кто питает неистовый интерес к их разрешению, поискам, открытиям – «алхимик» – разве он не сродни сказочнику, магу?

Вот что пишет в предисловии к книге «Аммонитъ» поэт и филолог Надя Делаланд (о поэзии вообще, но и применительно к творчеству Юджина Велоса): «Для поэтического языка как такового характерна компрессия, стихи буквально невозможны по своим возможностям хранения и передачи информации. Лотман писал, что если бы существование поэзии не было установленным фактом, то с легкостью можно было бы доказать, что ее не может быть, поскольку одно небольшое по объему стихотворение содержит информацию большую, чем многие тома нехудожественного текста». И верно. Прочтя научный том об аммонитах, «неподкованный» читатель понял бы о них куда меньше (а прочувствовать – так вообще не довелось бы), чем посредством тонкого и многомерного образа-трансметафоры в этом стихотворении.

Идиома «магия слова» известна всем, и даже уже считается штампом. Однако именно этим простым словосочетанием можно озаглавить вышеприведенную цитату критика. Значит, все поэты – маги и сказочники?

Впрочем, едва ли это нуждается в доказательствах. Иначе поэзии не было бы. И пусть попробуют доказать лингвисты, что она невозможна. У них все равно ничего не получится.




title Видео здесь >>>


http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=10496
Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments