Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Categories:

Старое еврейское кладбище

Олег ШИРОКОВ


Путешественники, посещавшие полуостров после присоединения его к Российской империи, отмечали большое количество евреев, проживавших здесь. Не случайно член Российской Академии наук Анатолий Николаевич Демидов, путешествовавший по Крыму в 1837 г., писал о Симферополе, что «в этом же городе целая улица предоставлена евреям, улица широкая, с обеих сторон, из конца в конец окаймленная лавками. Здесь находятся всякого рода инструменты, орудия, посуда, металлы, ткани, необходимые для европейского потребителя; здесь же менялы, это бессмертное поколение фарисеев, выставляет груды своих золотых, серебряных и бумажных денег».

Евгения Жигалина

title
В отчете городского головы было написано «…евреи благодаря только своей благотворительности и готовности подчиниться всякому сбору на необходимые общественные надобности имеют Синагогу, молитвенные дома, больницу, две Талмуд-Торы, кладбище, имеют раввина, его помощника и богадельню для престарелых. Материальная поддержка, оказываемая ими своим бедным единоверцам, заслуживает подражания. Каждое бедное семейство получает ежегодное пособие в 50 руб., кроме того, на Пасху все снабжаются из общественной кассы; во все субботы и праздники евреи-солдаты как войск, расположенных в Симферополе, так и прибывающих из разных мест, снабжаются субботнею пищей на средства той же общины».

В городе имелись национальные кладбища – Русское, Татарское, Еврейское, Караимское. В данной статье речь пойдет о фактически нынче заброшенном старинном еврейском кладбище, расположенном за железнодорожным вокзалом. Многие люди рассказывают, что слышали о нем, но где точно оно расположено, не знают.

Могила в кустах
title
Появился этот «последний приют» еще в царские времена, и с ним были связаны некоторые трагические эпизоды Гражданской войны, в частности, смерть симферопольских подпольщиц – Жени Жигалиной и Фанни Шполянской, именами которых теперь названы улицы крымской столицы.

Фанни Борисовна Шполянская (1901-1920) родилась в семье рабочего-механика в Ялте. Когда ей было пять лет, родители переехали в Симферополь; здесь Фаня училась в школе, здесь стала в 1919 г. комсомолкой и приняла активное участие в подпольной работе. Успевала она делать многое, и каждое задание было с риском для жизни. Юная комсомолка поддерживала связь с заключенными тюрьмы и пленными красноармейцами, с партизанскими отрядами, вместе с другими подпольщиками из оперативного штаба собирала о белых разведданные, распространяла большевистские листовки.

С помощью провокатора контрразведчикам удалось раскрыть подпольный центр — горком РКП(б).

Евгения Лазаревна Жигалина (1890-1920) связала свою жизнь с большевистским подпольем в Каховке. Летом 1919 г. была избрана секретарем райкома партии, а осенью того же года направлена Херсонским губкомом РКП (б) в Крым.

Вид на кладбище из космоса

title
Некоторое время Е.Л.Жигалина находилась в Евпатории, затем переехала в Симферополь, где вошла в состав татарского бюро как представитель обкома РКП(б). Кроме того, работала в подпольном Красном Кресте, в ее обязанности входило добывать оружие для партизанской армии.

17 апреля 1920 г. Фаню, Евгению и других товарищей арестовали. До революции на Фонтанной, 2 (Сергеева-Ценского) находилась гостиница «Ялта», которую в 1918 и 1920 гг. занимала контрразведка белогвардейцев. Сюда, в это здание, приводили на допрос подпольщиков, в том числе Жигалину и Шполянскую.

3 мая военно-полевой суд при штабе Добровольческого корпуса рассмотрел дело «О мусульманском коммунистическом бюро при Крымском обкоме партии большевиков». В приговоре отмечалось, что бюро, «имевшее целью путем вооруженного восстания против властей и войск вооруженных сил юга России изменение на территории Крымского полуострова государственного строя, для чего имели в своем распоряжении пулеметы и другое оружие, вооруженные отряды...»

Такое сейчас кладбище
title
Здесь же отмечается, что члены его вели такую подготовку по всем направлениям. Суд приговорил А.М.Рефатова, А.И.Урманова, Х.К.Сакаева, А.М.Баличиева и Е.Л.Жигалину «к лишению всех прав состояния и смертной казни через расстрел». И.Умеров, С.А.Батталов, С.И.Апазов и Н.М.Ярко-Аптекман были приговорены к разным срокам каторжных работ (Умеров — к бессрочной каторге, другие к 6 годам каждый).

А уже через два дня тот же суд и здесь же приговорил подпольщиков З.М.Воловича, А.Г.Азорского, И.О.Ананьева, Б.А.Горелика, Г.А.Старосельского и Ф.Б.Шполянскую к смертной казни через повешение. Другие подсудимые этой группы получили разные сроки каторжных работ. На суде Шполянская смело заявила: «Вы убиваете нас, надеетесь этим задушить революцию, но скоро придет день, когда вы будете сидеть на скамье подсудимых и отвечать за свои преступления».

Приговоренных к смерти по этим процессам казнили на пустыре близ тюрьмы (где сейчас бульвар имени Ленина), а ночью 9 мая 1920 г. Фани Шполянская и Евгения Жигалина были вывезены за город на еврейское кладбище и злодейски зарублены там карателями из отряда Шнейдера.

Остатки ограды

title
На еврейском кладбище в 1950 году была установлена стела-памятник. В честь храбрых подпольщиц назвали улицы и сквер в Симферополе. В ноябре 1930 г., когда отмечалось 10-летие освобождения Крыма от врангелевцев, улица Вторая Будущая была переименована и названа улицей Жигалиной. А улицу Султанскую сначала назвали улицей Горького, а в 1936 г. она была переименована и названа именем Шполянской.

Еврейское кладбище в Симферополе действовало с 1911 по 1964 гг, когда было закрыто в связи с открытием нового общегородского кладбища. В период оккупации немцами, по свидетельствам старожилов, немецкая администрация и расположенная рядом с Симферопольским железнодорожным вокзалом зенитная часть вермахта использовали надгробные плиты с этого кладбища в хозяйственных целях.

Много лет после закрытия старого кладбища оно все больше и больше разрушалось. Общественники все время поднимали вопрос о сохранении его для потомков. Три года назад доцент Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Александра Швец, выступая на III научной конференции «Культурно-цивилизационный диалог и пути гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в Крыму», заявила, что «старое еврейское кладбище, расположенное на улице Широкой в Симферополе, систематически подвергается осквернению со стороны вандалов». По ее словам, это кладбище стало пристанищем для бомжей и сатанистов, при этом имеются случаи оскверненных могил.

Поваленные памятники
title
«На самом памятнике написано "готы", "лохи" – молодежь обосновалась на памятнике своим замученным сверстникам. Там как капище для сбора, очевидно, сатанистов и других молодежных субкультур», – заявила доцент. Александра Швец также отметила, что еврейские общины не занимаются восстановлением этого кладбища.

«В Крыму существует две еврейские общины, и ни одна не может изъявить такого особого желания восстанавливать это кладбище. Сегодня это место, где собираются люди без определенного места жительства, а если проходит дождь, то на этом кладбище вымываются даже человеческие кости. Вандализм начинается в головах людей, когда мимо этого мы проходим спокойно, не замечая и не желая вкладывать сил в то, чтобы восстановить это кладбище или каким-то образом закрыть его, чтобы туда никто не ходил. Это видят дети, это видят взрослые, это видят наши политики, а может, они и не видят. Во всяком случае, две еврейские общины не желают заниматься хотя бы закрытием этого кладбища», – заявила Александра Швец в своем докладе.

При этом она отметила, что ограниченная информация по случаям вандализма «может создать неверное представление» об этой форме хулиганства. «По большому счету, это представление сформировано как мифологема в крымском региональном сообществе о том, что вандализм в Крыму направлен лишь против крымских татар. Это опасная проблема. За последние годы по тем милицейским сводкам на территории автономии зарегистрирован 401 факт вандализма на мусульманских, христианских и других кладбищах.

Таким будет кладбище

title
Причем в 2006 году милиция зарегистрировала 69 погромов на кладбищах, из них лишь один – на мусульманском. В 2007 году случаи вандализма участились, их было 235, в том числе три — на мусульманских кладбищах. С начала 2008 года органами внутренних дел было зафиксировано 97 кладбищенских преступлений, из которых четыре на мусульманских кладбищах», – отметила эксперт. «Апофеозом вандального отношения к кладбищенским местам – признание любви красными буквами: "Я тебя люблю, Катя" на могильной плите», – рассказала Александра Швец.

И вот в этом году появились сообщения о желании решить этот вопрос. Старое еврейское кладбище столицы Крыма, Симферополя, вскоре сможет превратиться в парк и мемориальный комплекс. А все останки из сохранившихся в зоне кладбища могил будут перезахоронены с установкой мемориала. Данный проект предложила Ассоциация еврейских организаций и общин Крыма (Ландшафтное предприятие ООО «ХЕБРЕ»).

По словам председателя Ассоциации Анатолия Гендина, старо-еврейское кладбище как единое целое уже не существует и восстановить его возможности нет. Почти третья часть его была снесена при строительстве хозяйственных построек и жилых домов. Но Гендин отметил, что, согласно проекту, все останки из сохранившихся в зоне кладбища могил будут перезахоронены в одном месте, с установкой мемориала, на котором будут выгравированы списки упокоившихся на этом кладбище.

Практика перезахоронения останков существовала у евреев эпохи Первого и Второго Храма, пояснил Анатолий Гендин. То есть тело хоронили один раз, ждали какое-то время, пока плоть истлевала, а потом собирали кости и снова хоронили их либо в пещерах (в эпоху Первого Храма), либо в специальных ящиках, которые на иврите называли глускема, а на латинском — оссуарии. Эта методика вполне соответствует нашему проекту: перезахоронения останков в отдельных ящиках», — отметил Анатолий Гендин.

Гендин сообщил также, что Ассоциация еврейских организаций и общин Крыма открыла счета в гривнах, долларах, евро, английских фунтах и готова предоставить детали проекта всем, кто пожелает принять участие в его реализации.

После перезахоронения на оставшейся территории планируется разбить парк с фонтанами, кафе, а также создать музейный культурный комплекс по истории еврейского кладбища и истории евреев Крыма. На входе в парк должны быть размещены символы еврейской культуры — менора и звезда Давида.

«Можно ли делать на месте бывшего кладбища парк? Есть разные мнения мудрецов на счет того, под что можно использовать землю после переноса могил. Большинство склоняются к тому, что под общественные нужды можно. А парк — это как раз под общественные нужды», — отметил А. Гендин.

Но вот прошло уже почти три месяца после оглашения этих планов, но старое еврейское кладбище так и стоит нетронутым… Как бы не получилось здесь, как с постройкой синагоги, под которую уже много лет назад выделили землю в центре Симферополя, но строительство все никак не начинается…(«Симферопольские депутаты утвердили техническую документацию по землеустройству и возобновили договор аренды гражданину США Липшиц Йицхок Мейер на земельный участок площадью 8 соток по ул. Набережная, 40 для строительства здания синагоги до 6 марта 2014 года», – из документа, апрель 2012 г.)



Фото автора и из архива

http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=10532
Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments