Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

LIVE IN BLUE BAY-2013: Карьер нельзя Коктебель

Виктория КОНДРАТСКАЯ
Джино МИНИХ

Джазовый сезон в Коктебеле благополучно закончился. Вот, собственно и вся новость. Если добавить к этому сообщению список групп и отдельно взятых исполнителей, то тему можно свернуть и забыть в ожидании будущих preparty и фестивалей. Но «Крымское Эхо» не информагентство, чтобы всенепременно писать по-горячему, и не музыкальный портал, и если мы взялись писать о джазе в Крыму, то всё равно напишем больше о Крыме, чем о джазе, а о Крыме можно писать всегда, даже если джаз уступил место серым будням.
Признаемся, что не спешили с отчётом о фестивале Live in Blue Bay-2013 ещё и потому, что пёстрая картинка фактов и впечатлений никак не складывалась.


Пазл рассыпАлся: там, где должно было встать пристальное внимание, оказывался взгляд в сторону, поверх пятнышка восторга упрямо лезла настороженность, а вместо одобрения и поддержки – под руку попадались замысловатые картонные дурилки стёба. Зато, сосчитав до десяти и переведя дух, мы сочинили текст, лукаво претендующий на эксклюзивность.


(кликните на картинку — и она станет больше)
Джаз-фестиваль Live in Blue Bay-2013 в этом сезоне отметил достойную полуюбилейную дату: пять лет организаторы устраивают одно из крупнейших в Крыму музыкальных событий и мужественно удерживают уникальный статус некоммерческого фестиваля. Нет ни тени иронии в этом эпитете, в наши времена требуется немало отваги, чтобы удержаться от соблазна установить хотя бы копеечную цену за вход и отбить немалые затраты на выход: на установку двух сцен, звука и света, на выход артистов на эти сцены, флаеры, афиши и прочее.

– Помимо мероприятий на концертных сценах, – говорит Константин Зелинский, отец-основатель фестиваля и председатель оргкомитета, – мы гордимся тем, что уже не первый год делаем совершенно шикарную выставку компании «Авакс», производителя музыкальных инструментов, это вещи мирового уровня, поверьте мне, я в этом понимаю. Кроме того, мы делаем выставку коктебельского пленера крымских художников, а ещё – мастер-классы выдающихся исполнителей.


– Фестиваль расширяется, несмотря на мировой кризис,
– заявил очевидное Александр Лиев, министр курортов и туризма Крыма, – а в кризис все видят, что происходит с музыкальными проектами: их сворачивают.

В прошлом году Лиев был замечен лишь в VIP-зоне фестиваля, а на этот раз осиял своим министерским статусом и стартовую пресс-конференцию. Тем самым он полуофициально обозначил уровень значения, которое придаёт крымское правительство фестивалю – то есть никакой. Как известно, в Крыму ни один министр ничего не решает и ничего не предпринимает самостоятельно, без ведома «первого лица», а аппарат премьера Могилёва тщательно фильтрует мероприятия, на которых премьер своим присутствием будет демонстрировать поддержку правительства.


Для сравнения: вынутый из ретро-сундука фестиваль советской попсы «Крымские Зори» настолько люб Анатолию Могилёву, что он потратил почти половину драгоценного премьерского рабочего дня на поездку на отборочный тур в Красноперекопск, где говорил со сцены правильные слова, шутил, хлопал юным конкурсантам и позировал журналистам, в то время как из-за фестивальных кулис доносился хруст раздираемого фестивального бюджета, чавканье и довольная отрыжка.


Фестивальный комплекс или фестивальный пустырь?


Говорим об этом столь подробно, и вот почему. В прошлом году, помнится, Константин Зелинский был особо рад тому, что после четырёх лет фактического игнорирования правительство наконец-то заметило существование фестиваля и даже вознамерилось оказать помощь. Помощь нужна вовсе не в нагибании спонсоров на бескорыстную помощь, а в привлечении инвестора для строительства фестивального комплекса на месте нынешнего фестивального пустыря.


Был даже нарисован эскиз, который Константин Иванович бережно разворачивал перед объективами. Ответственным за инвестиции в ту пору – и по недавнее время – в крымском правительстве был вице-премьер Валерий Пальчук, он, кстати, тоже был замечен в VIP-зоне Live in Blue Bay-2013, и, случись этому проекту осуществиться, Пальчук, без сомнения был бы его «крестным отцом». Сейчас его должность и кабинет занял Рустам Темиргалиев. Примет ли Темиргалиев эскиз фестивального комплекса в Коктебеле как эстафетную палочку от Пальчука, а ещё важнее, есть ли вообще у Темиргалиева бизнес-интересы в Коктебеле – поживём, увидим.


Карьер нельзя Коктебель


Мы подъезжали к Коктебелю, осматривая окрестности с тревожным любопытством. И не то чтобы мы ожидали увидеть у подножия Карадага мрачных личностей, снующих с охапками взрывчатки, но информационные тучи, сгустившиеся над благословенным краем, неизбежно бросали на всё происходящее виртуальную тень.


И не спешите одёргивать авторов упрёками в неведении – мол, Могилёв уже отказался от планов убить взрывами Лягушку, а Коктебель засыпать андезитовой пылью, дав добро на устройство карьера в считаных метрах от Карадага. Да, по интернетам разнеслось его устное эмоциональное заявление будто бы ставящее крест на этих намерениях, но покажите нам подписанное премьером распоряжение правительства, отменяющее все предшествующие решения и согласования, и даже после этого рановато будет вздыхать с облегчением, и вот почему.

Давно ли мы были свидетелями протестов евпаторийской, а особенно мирновской общественности, опасающейся планов строительства грандиозного порта-терминала на Донузлаве? Кучма, помнится, первым покушался угробить Донузлав, потом Ющенко, потом в эту славную когорту дивно вписался… Рустам Темиргалиев, отправившись в Китай в составе «делегации сбитых лётчиков» и сделав там сенсационное заявление о китайских миллиардах, якобы уже отслюнявленных на строительство.


Уверены, что и большинство читателей за давностью и неактуальностью уже подзабыло про Донузлав, а зря. Столь же дивным образом, почти одновременно с отказом от планов по устройству карьера под Карадагом, интернет разнёс цитату Могилёва о том, что Крыму просто необходим хаб-порт, то есть гигантский перевалочный терминал со своей отдельной железнодорожной магистралью, при этом премьер уклонился от точной географической привязки: «…Где его создавать, в какой части: на Донузлаве, на базе озера в районе поселка Фрунзе, в Керчи – сейчас идет обсуждение…».

Да, премьер как бы и высказал своё мнение, но с какой скоростью в Крыму меняются мнения, впрочем, как и премьеры – нам ли не знать, а к тому же никуда не делось ООО «Стройпрогресс» с его бизнес-интересом, аппетитом к андезиту и умением найти правильные заходы к премьеру, так что ставить запятую в приговоре, вынесенном в заголовок, ещё рановато.


Всё это, безусловно, имеет самое прямое отношение к джазовому фестивалю, вот и вернёмся на его сцену.


Feito um leito de prazer


Спросите нас, что это значит, а мы честно ответим: не знаем. Но нам это необыкновенно понравилось. Так понравилось, что вызвало прищёлкивания пальцами, притоптывания ногами и даже покачивания на месте с намёками на подпрыгивания – то есть все наиболее безошибочные симптомы, появляющиеся от прослушивания правильной искренней музыки, исполненной вживую и с должным драйвом.

А всё потому, что организаторы Live in Blue Bay ищут и находят, стучатся, и им открывают – и в итоге каждый фестиваль дарит отечественному слушателю новых для нас исполнителей, которых ведущий объявляет с торжествующей присказкой «впервые на Украине!».


Заметим, эти исполнители неведомы только нам – в своих европах и америках они собирают полные залы и восхищённые рецензии, и вот благодаря Live in Blue Bay, прогуливаясь по коктебельской набережной, спасибо Лиеву, слегка прибранной от особо омерзительных шалманов, мы можем свободно подойти к большой сцене фестиваля, а там как раз зажигают какую-нибудь Temporada De Verаo.

Это бразильцы Orquestra do Fuba и их экзотические и невероятно заводные песенки. В Крыму они оказались после десяти лет гастролей по необъятной латине и около пяти лет концертов по Европе. Одна из французских рецензий особо отмечает «безумный и сумасшедший ритм настроения», которое создают пятеро молодых талантливых энергичных и невероятно прыгучих парней. Их студийные диски – сладенький сиропчик по сравнению с неудержимым безбашенным драйвом живого шоу.


А вот и наши старинные знакомые ростовчане Dixie Brothers Band, регулярно помогающие фестивалю создавать радость в каждом звуке и щедро расплёскивать её со сцены. Выступление Brothers’ов в этом году было чуть более академичным, если это определение применимо к диксиленду, чем в прошлый раз, в том смысле, что на сцене было несколько меньше балагана и беготни, что, впрочем, никак не отразилось на качестве звука и задорности всего действа.

Андреас Оберг, гитарист из Швеции, которого газета «The Los Angeles Times» назвала «бриллиантом, виртуозно владеющий всем – от бибопа до босса-новы, от свинга до gypsy и фьюжн». Издание «JazzTimes» отметило: «…никто не может ставить под сомнение страсть и артистизм Оберга». Он впечатлил слушателей по всему миру своей энергией, раскачав их свингом, а теперь настала пора впечатлить и раскачать Коктебель, и коктебельская публика раскачалась.


Суховато поблагодарив организаторов за подаренную гитару от «Авакс», Оберг бережно поставил её рядом, а из своей принялся извлекать звуки совершенно не из этой жизни. Пошли вибрации, от которых хотелось не то нащупать под плащом эфес шпаги, не то немедленно отправиться под балкон какой-нибудь милейшей сеньориты с серенадой, в общем, уровень романтизма в коктебельской атмосфере, после игры Оберга, а затем после выступления французов Bireli Lagrene просто зашкалил.

Мультистилизм Оберга совпал с принципами фестиваля Live in Blue Bay: здесь играют все стили, кроме скучных. Рокеры Хобот и К исполняют авторские песни на родном языке. Убеждены, что делают настоящий, никому в наше время не нужный рок-н-ролл, нерафинированный драйв и настоящую мужскую музыку с яйцами. Приоритет отдают искренним эмоциям, предпочитают сердце мозгу, не боятся честности – ну прям как панки. Оригинальности себе придают при помощи банджо и губной гармошки на фоне контрабаса и гитары.

Даже если больше не цитировать ведущего фестиваля и ведущие мировые издания, а кратко, по паре слов, перечислить лишь собственные впечатления – даже в безразмерную интернет-публикацию не вместить всё заслуживающее внимания на фестивале Live in Blue Bay: читатель или заснёт, утомившись от скроллинга, или разъярится, но не на автора, а на житейскую рутину, не отпустившую его на фестиваль. Ведь там были и кришнаитнутые белорусы «Ivananda Jazz» и британцы «Incognito» , и, разумеется – он ведь один из отцов-основателей! – Энвер Измайлов, а также весьма достойно отыгравший в этой славной компании «Ялта Джем» .

Ах да, белый рояль тоже был, но не в кустах, а случайно на пляже. Именно там поставили малую сцену фестиваля, и вот на нём, то есть на белом рояле на пляже киевлянин Майк Кауфман играл свои и чужие композиции, и нам больше нигде не доводилось видеть настолько разношёрстную пляжную публику: от дам в шляпках и вечерних платьях до пьяных престарелых хиппи; от белорусских пенсионеров, закусывающих вареной картошкой до киевских мажоров, задержавшихся послушать диковинную для них музыку.




Фото: Джино МИНИХ
Beach lightbox[1]

http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=10554
Subscribe

promo kr_eho october 6, 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments