Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Первый год посткайнозойской эры

Марина МАТВЕЕВА

И тут не шаг людской, ты знаешь, Браги, а поступь
неуклонная морозья. Сегодня ляжет снег, поникнут флаги,
разрежут небо санные полозья. И будет другом только запах браги,
а там – сплошные тени на дороге. А наших не поднимут по тревоге.
Мы чуем, Браги?

Юлия Баткилина

В Центральной Городской библиотеке им. А.С. Пушкина в рамках проекта «Web-притяжение крымской поэзии и Бардовский видеомост» прошла необычная – тематическая – видеовстреча. Она была посвящена празднику Зимнего Солнцестояния, который, по традиции, отмечается именно в это день.

Юлия Баткилина (Харьков)

title
Мы помним, что в прошлом году именно 21 декабря у нас был Конец Света. Сейчас мы отмечаем его годовщину. Вы решите, что это шутка? А вот и нет. Даже несмотря на то, что в этот день год назад ничего особенного и страшного не произошло, у многих людей – особенно склонных к духовному или мистическому мышлению – произошли важные, глубинные внутренние изменения. Кто-то стал совсем другим, кто-то познал и понял себя, кто-то расстался с прошлым, кто-то написал новое – прорывное для себя – произведение или даже большое их число. В общем, отражение произошло.

Мы все прожили – вполне успешно и интересно – первый год посткайнозойской эры, и в этот день отмечаем его, как и полагается поэтам, – стихами. Не удивлюсь, если за этим днем закрепится репутация неофициального праздника. А то, может быть, и государственного. Ведь Украина – довольно-таки мистическая страна. Она буквально сидит на потоке из космоса, правда, далеко не всегда толкающем на просветление и позитивные изменения, иногда трясет совсем в противоположном ключе.

Но в любом случае, это обновление, стряхивание старой кожи, вливание свежей крови. О России можно сказать то же. Ведьминская сущность обеих стран уловима даже в их названиях: во-первых, женского рода (не Гондурас и не Монако называемся, однако), во-вторых: вслушайтесь в сами имена стран – разве это не ворожба, не тайнословь?

Лина Федорченко (Киев)
title
В нынешнем мосте собрались поэты и барды, склонные к мистике, духовным практикам, шаманству, магии, философии архетипов, архаике, мифологии. А также – к фантастике и фэнтези. Участвовали такие города, как Симферополь (Михаил Митько и Марина Матвеева), Харьков (Юлия Баткилина), Москва (Светлана Солдатова), Николаев (Ксана Коваленко) и Киев (бард-рокер Юрий Сидоряк и поэт-шаман Лина Федорченко).

Николаев подключался из Центральной библиотеки им. Н.Л. Кропивницкого, где как раз в это время проходило большое праздничное мероприятие, организованное «Кают-компанией» поэтического фестиваля «Ватерлиния» – талантливыми николаевскими поэтами.

Организатором и автором концепции моста стала харьковская поэтесса, прозаик, автор сказок и фэнтези, человек, изучающий мифологию разных народов и создающий свой собственный мифолопоэтический мир, – Юлия Баткилина.

Юлия рассказывает: «Зимнее солнцестояние — время знаковое практически для всех народов мира. Древние германцы отмечали в эти дни Йоль, праздник долгой ночи и возрождения солнца, японцы говорили о солнечной богине Аматерасу, которая выходит из пещеры на свет... Солнцестояние, самая длинная ночь в году — знаковое время, когда окончательно, глубоко умирает все старое — и с рассветом, с первым прибавлением дня, начинается новое рождение мира.

Ксана Коваленко (Николаев)

title
Семенам спать под снегом еще долгие месяцы, снегу еще падать и падать на замерзшую землю, но свет начал понемногу побеждать тьму, и пышность новой весны зарождается именно в этом сердце холода и долгой ночи. Люди призывали к своему очагу добрых духов, жгли огни, вместе согревались в самом сердце холода, в самой глубокой тьме, из которой, коснувшись дна, можно было начать подниматься к свету.

Сам ее рассказ – поэзия. Особенно чутко воспринимаемая как таковая людьми, мало знакомыми с «предметом». Для них это – завораживающее камлание: «… Это были далекие времена. Они миновали. Но язычество, мифологическое сознание очень живуче, оно пронизывает нашу современность куда чаще и основательней, чем нам кажется, оно подстилает собой наше уже новое, христианское и постиндустриальное время, неуловимо отражаясь в поговорках и поверьях, в архаических страхах, которых мы сами не осознаем».

Архаика. Архетипы. Сейчас поэты очень любят создавать новые, свои. Пытаются мифологизировать новую жизнь, новый мир. Ныне снова сильна вера в чудо… правда, она какая-то однобокая – в «как добиться успеха», «как стать денежным магнитом». Практически у каждого из нас – особенно у женщин – есть денежный талисман или медитация. Они порой такие смешные… Однако – ничего смешного, когда работает. Все женщины ведьмы, а поэтессы – особенно. Правда, лишь в том случае, если не пытаются быть поэтами. Попытка перейти в мужскую плоскость мышления нередко лишает поэтессу женской… пространственности, глубинной многомерности.

Наши участницы (а их – поэтесс-мистиков, колдуний и шаманок – в мосте было существенно больше) этого не лишены. Кто-то из них, как например, Лина Федорченко, – абсолютно женственны. Это поэзия эмоций, широкополотенная, детализированная, звукописная. И в то же время… неорганизованная, как само подсознание. Какая рифма, вы что! Верлибр, конечно. Но – с тонким внутренним строем. В ней присутствует своя организация, особенная логика. Можно сказать – женская. Точнее – логика чаро-деяния.

Светлана Солдатова (Москва)

title
Ведь старинные заговоры порой тоже кажутся бессмысленными, внутренний их смысл скрыт веками. Иной раз интересно доискиваться до него, но это уже наука. А у нас – поэзия. Стихи Лины – для исполнения со сцены, они не воспринимаются вне автора. Здесь – поэзия личности: внешний вид, взгляд, голос, интонации. Даже антураж. Киевские поэты читали без света, при зажженных свечах. Гармонично сочетались со стихами Лины песни Юрия Сидоряка – фэнтези-фолк, произведения, которые очень уважают толкинисты и реконструкторы, любители старины, обрядов, путешественники, воины, поэты. Творчество погружало в запредельные времена. Может быть, в иное измерение. Менестрель и мавка.

Свечой было озарено и лицо Юлии Баткилиной. Она – практически единственный участник моста, чье поэтическое творчество – именно фэнтези и мифология. И оно настолько одновременно живое и… отстраненное, что не сразу включишься, «въедешь»: о ком она рассказывает – о древнем боге или о своем друге. Впрочем, почему бы древнему богу – к примеру, тому же скандинавскому богу поэтов и бардов Браги – и не быть нашим общим другом? Во времена викингов к богам именно так и относились. Может, потому они так основательно покровительствовали своим певцам и сказителям, даровали им почет и уважение в народе.

Ксана Коваленко – автор заговоров-заклинаний, однако… невозможно не почувствовать в чтении поэтессы тонкого оттенка иронии. Мол, совершенно понятно, и я этого не скрываю, что это я «играюсь». В отличие от Лины Федорченко, вживлённой в собственную поэзию, Ксана – смотрит на свою как остроумная учительница биологии на разрез цветка. «А вот это, дети, тычи-инка». А вот это: древние боги, шаманы, ведьмы… Но с таким подтекстом ворожба работает еще лучше – у нее возникает двойное дно, зеркалящее смысл. Из ее уст прозвучало «Заклинание Черной Лощади». Приведу его начало:

Ты не лей молока на кобыльи бока –
мне не быть нежной, белой,
мне быть воронОй,
затоптать в грязь шелка, тьма колдует пока,
и стучать сложный ритм
над притихшей землей.


Сложный ритм – и, в то же время, такой простой. Многослойный, опутывающий звук «л» – Любовь, Ласка или – распЛата? В любом случае – пЛеняет. Это стихотворение не мешало бы выучить наизусть всем, кто верит в силу слова, и повторять в будущем году. Вот увидите – сработает. «Человек сказал: увижу – поверю, Вселенная ответила: поверишь – увидишь».

Светлана Солдатова из Москвы – автор именно мифологии нашего времени, городской. Еще бы – житель мегаполиса. Нам, может быть, никогда в такой мере не ощутить его мощь, скорость жизни, человеко-слово-мысле-идее-поток. Такой современный. И… все тот же: инстинктивный, подсознательный, ветхозаветный, архетипический. Как волны. И выжить можно только, как в доисторическом лесу, – будучи постоянно начеку. И – веря во что-то, кроме себя: в каких-то городских духов, магию улиц, чародейство небоскребов.

в городе выжить просто – гляди вокруг,
бойся железных зверей, обходи мосты.
город оскалит зубы, начав игру,
и зашвырнет тебя с площади – на пустырь,

после – с проспекта в старый заросший сквер,
с крыши высотки – на лавочку у пруда.
если играть по правилам – выйдешь, верь,
если нарушишь правила – никогда.

хэй, улыбнись, на зеленый свет поспеши
по переходу, ведущему в облака,
выпрямись, встань и спляши с городскими ши –
станет легка походка, тверда рука.

следуй за флейтой, смотри безмятежно вдаль,
мертвых не бойся, не забывай про нож.
..если почуешь, как дрогнет седой асфальт -
не наступай на трещины. Пропадешь.


От Симферополя свои стихи наконец-то представил координатор проекта «Видеомост» Михаил Митко. А то обычно – он лишь ведет мост, управляет процессом. Но с такой концепцией ему самое время участвовать: ведь по мировоззрению он русский язычник и любитель углубиться в духовность. Хотя нередко – тоже не без иронии.

Был создан мир великой мантрой «Ом»,А мантра та была простым зевком.Вот так и ты — под мой стишок зевнешь,И целый мир, должно быть, создаёшь.

Автору этих строк выпала честь представить крымское поэтическое направление «фаэзия». Поэзия о высоком, идеальном, трансцендентном, – к фантастике и фэнтези отношения не имеющая. Тем не менее, все это находится в одном пространстве – приподнятом над обыденной жизнью, суетой и вульгарным «реалом». В наше время поэты почему-то стали бояться идеализма. Если не будешь писать об окурках, грязной посуде, менеджерах среднего звена и безнадежности, а напишешь об облаках с их заоблачной сутью или тайне луной богини, – и заклевать могут. Поэтому быть идеалистом сейчас – недюжинная смелость. Писать о прекрасном в этом злобном и нервном мире – подвиг.

«… Эта ночь, недаром названная в древности Матерью всех ночей, ночь, когда грань между мирами истончается, и потустороннее проникает к нам так близко, не может не отзываться в нас холодом и восторгом. Мы не хотим говорить о том, как это было, мы хотим поговорить о том, как это есть сейчас. Как Мать всех ночей предстает в городской мистике, как старые сказки оборачиваются новыми стихами, как они соседствуют с нашей жизнью, с ее обыденным волшебством, к которому мы не даем себе труда — а может быть, боимся? – присмотреться».




title Видео здесь >>>

http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=11151
Subscribe

promo kr_eho october 6, 2020 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments