Крымское Эхо (kr_eho) wrote,
Крымское Эхо
kr_eho

Всё просто и понятно: любовь и вдохновение

Марина МАТВЕЕВА

Культурная жизнь в Симферополе, несмотря ни на что, продолжается. Деятели культуры нередко, приглашая на свои творческие мероприятия гостей и журналистов, четко сообщают: «Без политики». Таким же уточнением сопровождалось приглашение на открытие выставки крымского художника-модерниста Дмитрия Филова «Эманация альтернативности» в Центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина. Ибо политика политикой, а душу и внутренний мир каждого из нас никто не отменял.
«Умение строить дом своей души» – так определяют критики сущность творчества Дмитрия Филова. «Художник приглашает нас в свой дом».
Д. Филов на открытии выставки

title
А чтобы пригласить – надо знать, что такое путешествие принесет гостю радость. Что в доме и чисто, и светло, и есть, на что посмотреть, чему удивиться. Об этом: о Дмитрии Филове, о сущности его творчества как «дома души», в котором каждый гость самый важный – фильм Аркадия Левина «Приватный гость», с которого началось представление творчества художника.

Дмитрий Филов родился в 1953 г. в Ленинграде. Сознательная жизнь проходит в Крыму. По образованию физик. По собственному признанию, принадлежит к «поколению дворников и сторожей». То есть – настоящий свободный художник. Живописью занимается с 1970 года, с 1978 – профессионально. Участник и организатор огромного числа выставок: в Крыму, Москве, Киеве, международных. Один из создателей Крымского товарищества современного искусства.

title
По признанию автора, начинал он трудно: до перестройки такие картины было тяжело даже просто показать, представить, донести до публики, приходилось выдавать их за «декоративное искусство» (вспоминается сакраментальное «От картины большая польза: она дырку на обоях закрывает»). Зато во время перестройки Запад очень заинтересовался нашими художниками, как говорит Д. Филов, «нашим папуасским искусством», узнали, что и у нас такое есть, – и много картин крымчан-модернистов и абстракционистов было продано, произведения буквально хлынули потоком «туда». С этого, по-видимому, и началась известность многих из них.

Не остаются художники без внимания и в Крыму. Большое число картин Филова (из частного собрания Б. Финкельштейна) было представлено для обозрения публике в одном из залов «Приватбанка». В настоящее время художнику неизвестна судьба его полотен из этого зала (как сложна судьба и самого банка), однако, по мнению Филова, «искусство должно принадлежать народу», а значит, отойдет государству. Не может не радовать такая позиция автора. Впрочем, оставим заботы преходящему – и на мгновение окунемся в Вечность.

Дмитрий Филов принадлежит к творческому направлению под названием «крымский комизм». По его мнению, Крым – одна из точек Земли, наиболее приближенных к Космосу, как средоточию связей и общности всего сущего. Цель Филова – настроистья на энергию этих связей, трансформировать ее через себя, активно вмешаться в цепь космических закономерностей в попытке положить свою, пусть скромную, лепту на чашу весов созидания, объединения и добра.

Посредством создания картин, работающих в этом направлении. Такую концепцию собственного творчества дает художник. Философы и критики пишут о Филове, что для него картина – это талисман, амулет, инструмент заклинания. Отказываясь от условностей жанрового деления, он создает картины-заклинания, связующие пространство и мир человека.

А удается это автору очень просто. Он совершенно прямо говорит: «Художник никому ничего не должен. Нужно творить только то, что хочешь. Нужно напряженно вглядываться в себя, в свой внутренний мир, в свое подсознание. Люди для этого используют негативные вещи вроде наркотиков, или нечто слишком сложное, как медитации. А все намного проще и приятнее: любовь и вдохновение. Не бывает людей «простых» и «непростых», мы все – необыкновенно сложны и просты одновременно».

На открытии выставки, аудиторией которого были, в основном, студенты, звучало много слов о том, что абстрактное искусство появилось, как противостояние фотографии (в т.ч. наружной рекламе), что художники сейчас не воссоздают мир, а как бы «иронизируют над ним». Что такое искусство воздействует на нашу душу, развивает ее, углубляет, делает шире нашу ассоциативность, рождает образность мышления и т.п.

Что каждый, вглядываясь в картину, может видеть в ней что-то свое… и все приличествующие случаю фразы и предложения, которые на протяжении десятков лет сопровождают творчество авангардистов и абстракционистов, как художников, так и поэтов, писателей, драматургов и др. Все эти попытки объяснить необъяснимое, подстелить потоки слов – под потоки небесные.

Слова привычны, суть утрачена. Но – пробивается, если истинно хотеть ее «уцепить». И на самом деле, если соединить несколько мнений об одной картине разных людей, можно получить что-то вроде «душевного портрета» нашего общества. Каждый не только по-своему воспринимает произведение, но и в восприятии этом приоткрывает сущность своей психики и общего состояния «психологии социума».

Абстрактная картина – это нечто вроде «пятна Роршаха» (по которым проверяют психологическое состояние людей), только более сложная и тонкая, а потому и раскрывает нашу психику куда тоньше и глубже, помогает нам познать себя и друг друга и ной раз в таких ракурсах, о которых мы и близко не догадывались и даже не ожидали. Помогает увидеть чудо, диво – в самом себе и друг друге.

Именно так произошло с картиной Д. Филова «ОНИ ИДУТ», признанной самой притягательной на выставке. Одно название чего стоит, особенно сейчас! Кто, собственно идет? Мнения людей о картине – абсолютно различны. Сам автор, добавив: «не люблю объяснять свои картины», сказал, что это «антропоморфные кляксы». Кто-то увидел летящих птиц. Кто-то – бактерий (об «органической» составляющей творчества Филова также упоминают критики). Автор этих строк назвала сие «информационными бациллами, пытающимися пробраться в наш мозг» (сразу виден «плод» мышления, озабоченного информационными потоками нынешнего дня).

А присутствовавший на открытии профессор философии ТНУ В.В. Буряк сказал: «Это к нам летят черные лебеди». Черный лебедь – вовсе не птица печали. И даже не символ черноты души, хоть по Чайковскому, хоть по Аронофски. Философ имел ввиду символ внезапных изменений. До XIX века черных лебедей не существовало в природе, а потом вдруг внезапно и необъяснимо появились. Таковы же перемены – резкие, внезапные – сейчас. Для Крыма – особенно. Ассоциация с черным лебедем – неожиданными изменениями, к которым надо привыкнуть, приучить свою душу – это именно то, к чему можно свести наше нынешнее социальное сознание.

Вряд ли верно то, что художник должен подстраиваться под реалии. Скорее, реалии – в нашем восприятии, в нашей душе – «подстраиваются» под художественные произведения. Те самые, что именуются «нетленками». Если сегодня картина в нашем понимании означает нечто важное для нас ныне, то через годы она будет означать тоже что-то важное, но уже – другое. Пусть все равно сводимое к неким общим ценностям, архетипам, но – с разнообразнейшими оттенками.

Физически картина не меняется – однако она с годами заполняется нашими концептами, значениями, идеями, чувствами, помыслами, осознаниями… Не только икона может быть «намоленной». Таковым является любое произведение искусства, если искусство истинное, а не шальная однодневка, которую уже через неделю – только на помойку.

Хотя сейчас и не так много любителей высокого искусства, однако ему нужны не любители – ценители. А они будут всегда.

http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=12147
Subscribe

promo kr_eho october 6, 15:12 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Сергей КЛЁНОВ Кажется, уже все государства вокруг перестали особенно скрывать свою тактику ведения войны и атак на суверенитет силами не очень заметными – хакерами; наемниками, подобранными где-то в темных логовах экстремистов; СМИ, публикующими недостоверную информацию, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments